Во вторник, 1 августа, на заседании правительства Рязанской области мэр Рязани Виталий Артемов, отчитываясь перед губернатором Павлом Малковым о чудовищном состоянии улицы Новой, заявил, что дорогу ждет капитальный ремонт, а если глава региона разрешит, то ее вообще к 2025 году готовы расширить и сделать «двусторонней в две полосы». О том, останется ли на улице Новой выделенная полоса для общественного транспорта, мэр не сказал, и мы делаем предположение, что выделенку уберут, загнав автобусы и троллейбусы в общую пробку.
А еще неделей ранее тот же Виталий Артемов заявил губернатору о том, что частично пешеходная улица Павлова может стать проезжей на постоянной основе.
Очередная нездоровая тяга рязанских властей к тотальной автомобилизации города подтолкнула журналиста YA62.ru поговорить с транспортными активистами и градозащитниками, которые «на пальцах» объяснили, почему оба решения – провальные, как с точки зрения урбанизации, так и с точки зрения культурного кода города.
Улица Новая. Почему убирать выделенную полосу – плохая идея
С приходом Павла Малкова на пост губернатора Рязанской области ситуация с городским муниципальным транспортом стала меняться в лучшую сторону, и это видно невооруженным глазом. Речь не только о приобретении новых автобусов и троллейбусов, но и о модернизации магистральных улиц – чего только стоит революционное решение властей о выделенной полосе на Первомайском проспекте.
Казалось бы, жизнь налаживается, транспортная модель, разработанная в 2022 году, работает хорошо, а чиновникам, внезапно, не чужды адекватные решения в пользу горожан, которые пользуются общественным транспортом.
Но беда пришла откуда не ждали – с улицы Новой. На заседании правительства, которое прошло 1 августа, Павел Малков озвучил жалобы горожан на печальное состояние улицы Новой и переадресовал вопрос Артемову – мол, доколе?
Артемов подтвердил, что дорога находится в неудовлетворительном состоянии, в этом году делали небольшой ямочный ремонт, но уже разработана проектная документация по капитальной реконструкции этой дороги. К примеру, на остановке «Улица Гражданская» планируется сделать заездные карманы для автобуса и троллейбуса, а саму дорогу от Касимовского шоссе до улицы Маяковского сделать двусторонней, в совокупности на четыре полосы.
Якобы это поможет улучшить транспортное сообщение в городе и привести в порядок тротуар на Новой.
Чтобы посмотреть, из чего на данный момент состоит улица Новая, журналист YA62.ru по ней прогулялась. Стоит отметить, что в данный момент улица и так является четырехполосной: одна полоса выделена для общественного транспорта – движение по ней осуществляется от Касимовского шоссе в центр города, две полосы общего пользования из центра в Кальное, и еще одна полоса в том же направлении отведена под парковку автомобилей.
Возможно, стандарты ширины полос изменились, поэтому Виталий Артемов говорит именно о расширении под четыре полосы, но расширяться на Новой совершенно некуда. Узкие тротуары, на которых непросто разойтись по одному, а если с коляской или за ручку с ребенком – то вообще беда, кое-где отделены от проезжей части одним рядом деревьев. Делать тротуары шире и относить их глубже – тоже сомнительный вариант, так как вплотную к ним стоят жилые дома. Вряд ли жители улицы Новой будут рады, если мэрия начнет рубить деревья, чтобы расширить проезжую часть на полметра.
Так как Артемов в своем выступлении не сказал ни слова о выделенных полосах, возникает закономерный вопрос: а зачем тогда вообще расширение дороги?
Транспортный активист Сергей Чернышов объяснил журналисту YA62.ru, почему нецелесообразно переводить на Новую автотрафик и лишать улицу выделенной полосы.
– Если предположить, что выделенные полосы для общественного транспорта будут делать в обе стороны, то в расширении дороги был бы смысл: например, в сторону центра оставить одну выделенку, как есть, а в сторону Кального сделать выделенку и две полосы для автомобилистов, – рассуждает Чернышов. – Но, предположим, что выделенных полос не будет и движение будет организовано общими потоками по две полосы в одну и другую сторону. Сегодня мы и так видим, что в сторону Дашково-Песочни на выезде с Гражданской стоят пробки. Этой стороне расширение и увеличение транспортной нагрузки никак не поможет, так как поток машин будет сталкиваться с потоком с Мясокомбината – как все стояло, так и будет стоять, потому что на Касимовском шоссе две полосы в сторону Дашков. Будет пробка. И даже если расширить Касимовское шоссе до трех полос в сторону Дашково-Песочни, как это предполагалось одним из дорожных проектов города, все равно машины доедут до перекрестка на «Глобусе» и встанут. А дальше – пробка на Новоселов.
Транспортный активист уверен, что делать на Новой автомобильную полосу в сторону центра тоже бессмысленно – транспортный поток будет упираться в пробку на Циолковского и дальше на улице Горького.
– Если убрать выделенную полосу на Новой, то ситуация с транспортными потоками только ухудшится, – считает Сергей Чернышов. – По пассажиропотоку направление из Дашково-Песочни в центр города – одно из самых популярных. Два автобусных маршрута, которые ходят по Новой, официально называются «магистральными» – это №№ 16 и 17. В часы пик интервал их движения сокращается до пяти минут. Они перевозят огромное количество пассажиров. Помимо них по Новой ходит еще целый пучок маршрутов общественного транспорта. Провозная способность выделенной полосы выше автомобильной в два-три раза. То есть одна выделенная полоса по пассажиропотоку заменяет три автомобильных. Вот мы убрали выделенную полосу и засунули автобус в пробку. Сидеть в личном автомобиле в пробке комфортнее, чем стоять в автобусе. Пассажиры невольно задумываются о приобретении личного транспорта. Количество машин в городе растет, количество пробок растет, и это превращается в заколдованный круг. Выделенная полоса позволяет вытащить общественный транспорт из пробки, происходит меньше срывов по времени, автобусы не опаздывают, не происходит такого, что общественный транспорт пришел весь сразу или его не дождешься часами, пассажир может быстрее доехать до конечной точки – все это в совокупности складывает положительный имидж городского общественного транспорта, мотивирует людей пересаживаться на автобусы и троллейбусы.
Улица Новая. Какой она должна быть
– Виталий Артемов заявил, что планирует расширять улицу Новую. Для начала я бы задался вопросом, как и за счет чего произойдет это расширение, возможно ли оно в принципе, – рассуждает Сергей Чернышов. – Если проезд на Новой можно увеличить до четырех полос, то я бы предложил расширить еще и Касимовское шоссе, чтобы сделать непрерывные выделенные волосы для общественного транспорта в обе стороны, причем от улицы Новоселов по Советской Армии, и до центра города. Скорость общественного транспорта увеличится в разы.
Что касается остановочных карманов для общественного транспорта, то они необходимы на городских дорогах в нескольких случаях. Например, на остановках в центре города, где много маршрутов. В кармане необходимо организовать несколько зон посадки, разделенных по направлениям. Тогда, если один автобус встанет на остановке в кармане, другой сможет объехать его по полосе и встать в свою остановочную зону. Второй вариант использования карманов – когда на определенных остановках останавливаются не все маршруты общественного транспорта. На улице Новой нет смысла в карманах. Особенно на остановке «Улица гражданская», где вообще транспорт останавливается по требованию.
Улица Павлова. Почему не стоит делать ее проездной
О том, что частично пешеходную улицу Павлова могут сделать проезжей на постоянной основе, мэр Артемов заявил губернатору Малкову 25 июля. Он отметил, что сейчас улица Павлова временно открыта для проезда транспорта из-за ремонта теплотрассы. Сослался на то, что это граждане просят сделать ее проезжей насовсем, и обещал проработать вопрос с ГИБДД.
Стоит отметить, что Павел Малков без энтузиазма воспринял идею. Он подчеркнул необходимость благоустройства улицы, а вопрос с проездом и вовсе стоит обсудить не только с общественностью, но и с представителями музея Павлова в частности. Так сказать, взвесить все за и против.
Журналист YA62.ru поговорила с транспортным активистом и градозащитниками, и ни одного аргумента за автотрафик не услышала.
– Предполагаю, что на улице Павлова в свое время ограничили транспортный транзит исходя из практической функции – чтобы транспортный поток не оказывал негативного влияния на музей, – объясняет Сергей Чернышов. – С точки зрения туристической привлекательности это тоже логично – с пешеходной улицы туристы могут беспрепятственно рассмотреть и сфотографировать музей. Если же говорить о транспортной ситуации в городе, то проезд автотранспорта по улице Павлова вряд ли ее улучшит. Параллельно есть улица Пожалостина, она проезжая и почти всегда пустая. Если по Пожалостина никто не ездит, то и смысла открывать улицу Павлова для машин не вижу.
Категорически против транзита через улицу Павлова выступает и заместитель председателя рязанского отделения ВООПИиК Игорь Кочетков:
– Мы ратуем за то, чтобы улица Павлова была полностью пешеходной. Сделать ее проезжей – это лишить пешеходов пространства для жизни и отдыха. Всегда должен соблюдаться приоритет пешеходов над водителями. Если говорить с туристической точки зрения, то гости города хотят погрузиться в атмосферу старой Рязани, пройтись по городу пешком. Не зря же среди туристов так популярен пешеходный маршрут от Кремля до музея Павлова. Никакие там машины не нужны. Будем надеяться, что власти города оставят улицу Павлова людям.
Улица Павлова. Какой она должна быть
На этот вопрос лучше всех ответил рязанский градозащитник Андрей Петруцкий:
– Для развития туристической привлекательности города улицу Павлова нужно сделать пешеходной полностью, запретить не только проезжать по ней, но и парковать там машины. Убрать тротуары – как на улице Почтовой, а посередине разбить сквер, высадить деревья и кустарники, посадить цветы, поставить фонтан. Сделать этот уголок Рязани культурным и цивилизованным. Нельзя забивать улицу машинами, это все равно не решит транспортную проблему в городе. Есть два человека, по которым во всем мире знают Рязань, – это Павлов и Циолковский. На улице Павлова нужно устраивать праздники и фестивали, гордиться своим земляком, а не забивать все пространство вокруг его дома машинами, да еще и чтобы мимо машины носились. Нельзя решать транспортные проблемы за счет уничтожения культуры. Не будет культуры – не будет ничего.
Подытожим
Улучшение условий для жизни горожан – это когда становится меньше машин, больше комфортного общественного транспорта, больше точек притяжения и прогулочных зон. По мнению транспортных активистов, до Рязани просто еще не дошли современные транспортные тенденции. Вероятно, поэтому и вылезают до сих пор на заседаниях правительства такие предложения, как «убрать выделенные полосы» и «сделать пешеходную улицу проезжей».
Однако, как говорят активисты, в Рязани появилась транспортная модель, и работает она, судя по реконструкции Первомайского проспекта, хорошо. Может быть с ее помощью, и, конечно же, здравого смысла, администрация Рязани перестанет подталкивать губернатора Малкова к принятию бессмысленных и вредных решений.
Дарья Копосова