Госдума приняла во II и III чтениях закон, совершенствующий механизм противодействия хищению денежных средств («антифрод») со счетов в банках в качестве превентивной меры против мошенников. Об этом сообщает ТАСС.
В частности, банки обяжут проверять поступление денежных средств на признаки мошенничества, возвращать гражданам похищенные деньги, если операции совершены без их согласия. Также банки смогут замораживать на два дня операции в случае подозрения на мошенничество и отключать дистанционное обслуживание мошенника. Поправки вносятся в закон «О национальной платежной системе». Документ инициирован главой комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым.
Закон закрепляет обязанность оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, возвратить клиенту — физлицу сумму перевода или увеличить остаток электронных денежных средств в полном объеме в случае, если этот оператор получил от ЦБ информацию, указывающую на операцию без согласия клиента, и исполнил распоряжение клиента в нарушение требований по противодействию переводам средств без согласия клиента. Сроки возмещения суммы такой операции — 30 дней после получения заявления клиента — физлица о возмещении суммы операции, а в случае трансграничного перевода денежных средств — в течение 60 дней. Исключения коснутся тех случаев, когда оператор по переводу денежных средств докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа.
Для улучшения действующих механизмов «антифрода» предлагается обязать не только банк плательщика (как это установлено сейчас), но и банк получателя средств проводить «антифрод», то есть проверять операции на признаки мошенничества, включая сверку с базой данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, которую ведет ЦБ.
Результаты проведенного «антифрода» банк получателя средств должен направить в банк плательщика, если это предусмотрено правилами платежной системы, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств, а банк плательщика должен использовать эту информацию при принятии решения о выявлении признаков перевода денежных средств без согласия клиента.