Поздно вечером 2 августа в дом семьи Одиловых в Рязани ворвались восемь неизвестных. Они скрутили двух членов семьи – 28-летнего Саида и 21-летнего Санжара – и увезли в неизвестном направлении. По словам сестры пострадавших Сайёры Одиловой, полиции в ту ночь семья так и не дождалась. Саид и Санжар вернулись через несколько часов избитые. Сами добрались босиком из леса, где над ними долго и жестоко издевались. Кто были эти люди и за что они избили мужчин остается только предполагать.
Сейчас Одиловы боятся оставаться в доме, но и жить им больше негде. Они не знают, как вычислить и наказать обидчиков по закону. Семья не знает, как защититься, если подобное произойдет вновь.
Нескончаемая травля
В СНТ «Строитель-2» живут около 100 человек. Территория небольшая. Дачи и участки объединяет одна главная дорога, покрытая щебенкой. Рядом – кладбище и Южная окружная. На весь кооператив – один продуктовый магазин, и то – за его пределами.
Семья Одиловых приобрела здесь старый домик в 2014 году.
– Мы бывшие граждане Узбекистана, – начинает рассказ мать пострадавших мужчин Светлана Одилова. – У меня четверо детей – три сына и одна дочка. Все уже взрослые. Еще есть два внука. Живем тут большой дружной семьей. С первых дней нас невзлюбила председатель кооператива Галина Попова. Гнобила нас постоянно. Говорила, что мы «чурки». Не хотела даже дачу мне продавать. Видите ли, они не поселяют тут иммигрантов. Я сначала на зятя оформила дачу, потом он мне как будто ее перепродал. Вот так мы и приобрели этот участок.
Прошло четыре года. Светлана получила российское гражданство. В 2019 году ее саму назначили временно и. о. председателя кооператива.
– Вот тут и началась травля, – вспоминает собеседница портала. – В 2020 году мы начали стройку нового дома. Галина Попова всячески пыталась настроить всех против меня. Говорила: «Откуда они берут деньги на эту стройку?». У меня два старших сына работают на стройке. Один – бригадир с хорошей зарплатой. Я сама работаю практически без выходных. Дом строили сами, не тратили денег на рабочих. И все равно я очень много слышала оскорблений в свой адрес. Сожитель Поповой писал на меня заявления в коррупционный отдел, в прокуратуру. Пришлось доказывать, что не воровка.
В 2020 году Одилова покидает пост председателя кооператива. Ее сменяет Галина Попова. В распоряжении редакции есть документ, подписанный Поповой о том, что она не имеет финансовых претензий к Одиловой.
Однако конфликты с соседкой не прекратились. По словам Одиловой, та следила за каждым ее шагом и за всеми сделками, которые проводила Светлана. И когда Одилова продала один из участков таджику Шамшоду Сунатову, Попова умудрилась настроить покупателя против нее, заявив, что Одилова якобы нажилась на этой сделке.
– Началась травля со стороны Сунатова и его сожительницы. В прошлом году они избили мою дочь прямо перед нашим домом, угрожали мне, – рассказывает Одилова. – После этого случая они наняли адвоката и подали на меня заявление в полицию, считая, что я их обманула при продаже участка. Мне пришлось доказывать в полиции, что не виновна. Дело закрыли.
Позже, в конце июня 2022 года, был конфликт из-за главных ворот кооператива. Произошла массовая драка со стрельбой в воздух, в результате которой пострадала и Сайёра Одилова. Согласно заключению врача от 29 июня 2022 года, у нее диагностировали множественные ушибы, ссадины мягких тканей лица, шеи, обеих кистей, грудной клетки, перелом костей носа без смещения.
Через месяц семью начали травить из-за щебенки. По словам Одиловых, Галина Попова обратилась в полицию и написала заявление на семью, что те якобы держат в страхе весь район. Светлане пришлось обходить соседей и собирать подписи в подтверждение того, что те к ней не имеют никаких претензий.
Позже один из соседей переслал Светлане Одиловой аудиосообщение от председателя кооператива Галины Поповой: «Светлана Владимировна ездит по садоводству, собирает какие-то подписи с садоводов. Не вздумайте ничего ей подписывать. Она потому что сейчас под наблюдением полиции, попала крупно и здорово».
Что говорят соседи
Журналист YA62.ru решил выяснить, действительно ли семья Одиловых держит в страхе соседей, и пообщался с некоторыми жителями СНТ. Вот, что говорят они.
– Я Светлану знаю несколько лет. Это вполне нормальная женщина. Энергичная. Знаете, у нас народ живет по принципу (не все, конечно): я рад, когда у соседа сдохла корова. А когда человеку хорошо, мне плохо. Она труженица. Она работает. Своим трудом всего добивается. А есть завистники. Она купила себе дом, несколько машин в семье. Хотя что она, что ее дочь и два сына – труженики, труженики и еще раз труженики. Всё своим трудом. А людям это не нравится, как это так. Да живи и ты хорошо, работай и зарабатывай. Она работает и зарабатывает свое, – говорит сосед Одиловых Владимир Гавриков.
– Светлана – хороший и ответственный человек, – соглашается с соседом местный житель Рафаэль Бабаев. – Всегда пойдет навстречу, никогда никого здесь не терроризировала. Общается хорошо. О чем-то если ее попросишь, всегда оказывает помощь. Не знаю, зачем распускают про нее плохие слухи. Только председатель Галя на нее какой-то зуб имеет. Какое-то предвзятое отношение.
Подтверждает их слова и одна из местных жительниц.
– Что Светлана держит там кого-то в страхе – глупость полная, – уверяет женщина. – Такого нет. Человек старается для семьи. Семья большая. Не у всех есть возможность построить дом. Вот и завидуют. Она даже встала за председателя, чтобы помочь нам. Но ведь люди этого не понимают. Сами не хотят делать и другим палки в колеса вставляют. Попова уже была председателем. Когда в тот раз была, ничего хорошего от этого не было. Потом снова решили ее поставить. Светлану только зачем трогать. Она живет отдельно, оградила свою территорию, никого не трогает. Ребята у нее нормальные, никого не трогают. Работают. Приехали с работы, побыли тут, снова уехали на работу. Ни к кому не ходили. Просто есть вот кучка людей, которая докучает Светлане. А с воротами вообще ерунда. Я понимаю, что их надо закрывать. Но смысл делать это днем, люди же ездят. Уже и мои дети с ними конфликтовали. Дочь моя выезжает, а перед ней ворота закрывают.
Слово другой стороне
Журналисту YA62.ru удалось связаться с председателем кооператива Галиной Поповой. Женщина прокомментировала каждое обвинение в свой адрес со стороны семьи Одиловых.
– Они всегда вели себя очень вызывающе. Может, где-то случился какой-то конфликт. Она уже и мне предъявляла. Мол, это я причастна к похищению, людей наняла. Меня на тот момент вообще в городе не было, отдыхала в санатории, – рассказала собеседница портала.
По словам Поповой, Одиловы устроили в кооперативе «лихие 90-е». Регулярно были зачинщиками конфликтов и драк. Сами напали у ворот на Шамшода Сунатова и его сожительницу Зебинисо Юсупову, приходили к мужу Поповой с угрозами, угрожали и одному из садоводов, который сделал замечание семье насчет щебенки.
– Дети-то у Светланы – наркоманы. Она сама рассказывала, что младший, Санжар, был на реабилитации. От них чего угодно можно ожидать. Моему супругу 62 года, а младший сын Светланы его в п***** посылал. Ну должно же быть какое-то уважение. Муж всего лишь попросил закрыть ворота. У нас идет страшное воровство. Решение по воротам приняли на общем собрании. Даже есть протокол. А Одиловы демонстративно не закрывают, – добавила Попова.
Также она отметила, что во время драки у ворот Зебинисо Юсупова была беременной и потеряла ребенка. В настоящий момент супруги Сунатов и Юсупова не живут в кооперативе, сняли квартиру в городе, и боятся даже приезжать в СНТ.
– Я не знаю, кто вывез Одиловых. Таджики, кого Одиловы избили, жили спокойно, никого не трогали. А вот у них всегда по пять машин стояло, музыку слышно было во всем садоводстве, постоянно пьянки-гулянки. Светлана ведь как всегда говорила: «Я люблю жить на широкую ногу». У нас по уставу было не положено заселять нерусских. А Одилова нам тут развела. Сначала к себе прописывала, потом участки им перепродавала. Она с них копеечку поимела хорошую. Навела нам узбеков и таджиков. Садоводы все в шоке, – возмутилась Попова, – Сейчас хоть, после похищения, Одиловы притихли. Даже не выходят.
Забрали в лес в нижнем белье
Наступило 2 августа, и в дом Одиловых ворвались неизвестные.
– Я была в доме с тремя детьми и двумя внуками, – вспоминает Светлана Одилова. – Зазвенела сигнализация машины, я вскочила. Младший сын пошел к калитке, открыл ее. Ворвался первый с электрошокером, кинулся на собаку. Другие меня оттолкнули и забежали в дом. Все были в масках. Двое – в камуфляже, полностью обмундированные, в бронежилетах и касках. Было не понятно – полиция это или нет. Один был в маске, но без формы. Я к нему подошла, кричу «В чем дело?!». Он стал меня оскорблять. Говорил: «Сейчас покажу тебе закон, вы что здесь устанавливаете свои правила». Отшвырнул меня.
Сыновей женщины Санжара и Саида повалили на асфальт. Один из ворвавшихся попросил представить ему документы и паспорта.
– Саида двое били по ногам, один – по голове. Меня держали в стороне, чтобы я это видела. Я кричала, но никто из соседей не вышел. Никого здесь не было. Было две машины – «Нива» без номеров и иномарка вроде микроавтобуса. Детей моих затащили в микроавтобус. Я залезла вместе с ними, но меня оттуда выкинули и уехали. Как Сонька умудрилась за считанные секунды спрятать детей, не знаю. У меня старший внук после этого не спал несколько дней. Он инвалид, у него задержка психического и речевого развития, – рассказывает Светлана Одилова.
По словам Одиловой, семья звонила в 112 пять раз. Их соединяли с полицией, но в течение часа так никто и не приехал.
– Не дождавшись полиции, мы с дочкой вызвали знакомого, чтобы посидел с детьми, и поехали в Железнодорожный отдел, – рассказывает Светлана Одилова. – Там дежурный на посту объяснил, что это была «запланированная спецоперация». Я спросила, в какой отдел повезли, они сказали, что в Рязани пять отделов и они не знают, в какой из них. Ездили, искали по всем. В главном управлении, на площади Мичурина, нам сказали, что никакой спецоперации нет, надо писать заявление. Вернулись в Железнодорожный отдел. Там снова начали говорить про запланированную операцию, что детей моих ждали в отделе, но почему-то их не привезли.
Одиловой показалось, что полицейский, который с ней общался, находился в состоянии алкогольного опьянения, говорил несвязно, и от него пахло спиртным.
– Когда я объяснила, в чем дело, нам сказали, что эта «спецоперация» была давно запланирована. Был приказ не реагировать на звонки о похищении людей. Что это была за «спецоперация», за что забрали и избили моих сыновей, мне так и не объяснили, – рассказывает женщина.
После возвращения домой женщины снова попытались связаться с полицией. К тому времени Саид и Санжар уже вернулись из леса. Служба 112 соединила семью с дежурным Железнодорожного отдела. В распоряжении редакции есть запись с этим телефонным разговором.
Слова сотрудника полиции: «Вы уже были в нашем отделении. Вам пояснили, что это сотрудники полиции их забрали. Вам же сказали – проходите в отделение, будем от вас брать объяснение за вызов. Вы же приезжали. Я вам говорю, что это сотрудники полиции были. И здесь, когда в отделении были, вам это сказали. Вы отказались проходить в отделение для написания заявления. Больше к вам никто не придет сегодня, не переживайте. До меня довели, что были сотрудники полиции в рамках операции».
Также семья предоставила редакции заключения врачей от 4 августа 2022 года. У Саида – сотрясение головного мозга, ушибы мягких тканей головы, ушиб мягких тканей левого бедра, множественные ушибы, кровоподтеки обоих бедер, верхних конечностей, грудной клетки, ягодичной области, головы, лица.
У Санжара Одилова – множественные ушибы, кровоподтеки правого бедра, грудной клетки спереди, головы, сотрясение головного мозга, ссадины правого бедра.
– Меня били электрошокером, пока ехали в машине. Говорили: «Это тебе за Зубо (сожительница Самшода Сунатова. – Прим. ред.), это за Самшода». Что она ребенка потеряла, когда была драка у ворот. Хотя ее мы не трогали, – вспоминает пострадавший Саид Одилов. – Нас отвезли в лес. Там тоже били. Голова вся в шишках. Были угрозы, что «в следующий раз, если куда-то пожалуешься, заберем и маму, и сестру, и всех родных, будете копать яму для себя». Заставляли нас извиняться на камеру. За драку у ворот, за щебенку. Нас оставили в лесу, где-то около нефтезавода, сами пешком потом добирались в одних трусах. Часа полтора, наверно, шли. Не сразу поняли, где находимся.
По изложенной информации редакция дважды направляла запрос в пресс-службу УМВД по Рязанской области, однако ответа так и не дождалась, хотя прошло уже два месяца.
5 сентября Одиловы получили постановление от следователя Железнодорожного МСО Рязани в ответ на заявление по факту похищения рязанцев. В действиях неустановленных лиц выявили признаки преступлений, предусмотренных ст. 115, 116 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Побои»). Следственный отдел направил сообщение в ОМВД по Железнодорожному району для дальнейшего установления всех обстоятельств случившегося.
29 сентября Одиловым пришел ответ от регионального УМВД. В нем говорилось, что сотрудники полиции получили сигнал, но не смогли приехать на происшествие из-за большого количества работы и отсутствия нарядов полиции.
По словам Одиловых, в настоящий момент в кооперативе всё спокойно, однако они боятся повторения тех страшных событий. Тем не менее семья пытается найти виновных и намерена писать заявление в прокуратуру, чтобы разобраться в произошедшем.
Татьяна Таранова