Последние два года для производителей и продавцов матрасов стали серьезным испытанием на прочность. Пандемия коронавируса и введенные западными странами санкции сильно ударили по дистанционным розничным продажам. На пике эпидемии крупным ретейлерам удавалось выживать исключительно за счет оптовых поставок спальных принадлежностей для оперативно разворачиваемых клиник. Общее снижение доходов населения переместило спрос на товары первой необходимости, к которым матрас не относится. Тем не менее, отрасль сохранила свои позиции, и сегодня готовится перейти на новый этап импортозамещения.
Специалисты популярного интернет-магазина Матрас.ру уверены в том, что в ближайшей перспективе российские матрасные блоки будут изготавливаться только из отечественного сырья. Еще до пандемии производители заявляли о том, что выпускаемые матрасы состоят из 87% материалов, закупаемых на внутреннем рынке. За границей приобретались только кокосовое волокно и натуральный вспененный латекс. Только эти комплектующие по понятным причинам не могут производиться в России. Сегодня и эти материалы будут меняться на отечественные аналоги, которые по своим пользовательским качествам ни в чем не уступают экзотическим заокеанским конкурентам.
Даже если поставки кокосовой койры из Индии и Шри-Ланки в определенных объемах сохранятся, альтернативные российские наполнители будут доминировать в этой отрасли. Речь идет о таких материалах, как искусственный латекс, техническая конопля, натуральная шерсть и лен. В настоящий момент в лабораториях, работающих при матрасных фабриках, уже проводятся испытания новой матрасной «начинки». И после соответствующей сертификации разработанные технологические решения будут оперативно реализовываться в производственных процессах.
Эксперты матрасного рынка полагают, что продавцам сегодня необходимо делать ставку на сохранение торгового ассортимента с одновременным развитием действующих программ лояльности. Ставший пассивным покупатель может оживиться только при виде серьезных скидок и бонусных услуг, таких как бесплатная доставка или утилизация старого матраса. В сложных условиях переходного периода выживут только крупные ретейлеры, способные поступиться значительной частью прибыли в пользу ускорения товарооборота. В результате рынок будет переформирован в пользу избирательных покупательских интересов, ориентация на которые станет главной задачей всех участников.