Новый проект YA62.ruСоседи стартует с материала о самом близком (меньше 150 км по прямой) и самом похожем на Рязань городе – Туле. Посудите сами, Тула почти ровесница Рязани, города практически идентичны по численности населения, расстояние от Москвы тоже одинаковое. Поэтому можно смело утверждать, что эти два города идеальны для сравнения.
Рязанский след
В проекте «Соседи» мы будем обращать особое внимание на связь исследуемых городов с Рязанью – это могут быть исторические или современные точки соприкосновения или топонимические следы.
Тула в этом смысле один из «самых рязанских» городов. Начнем с того, что, по одной из самых популярных и логически обоснованных версий, город был основан именно рязанскими князьями, которые поставили дубовый острог на месте впадения Тулицы в реку Упу. По их задумке, новый городок должен был служить своего рода сторожевым пунктом на границе Рязанских земель. Первое достоверное упоминание Тулы в документах тоже непосредственно связано с Рязанью. Оно содержится в договорной грамоте великого князя московского Дмитрия Ивановича с великим князем рязанским Олегом Ивановичем 1382 года.
Неудивительно, что «рязанские следы» обнаруживаются и в тульской топонимике. Одна из главных улиц города называется Рязанской. Есть улицы Ряжская и Михайловская. Кроме того, в городе действует Ряжский железнодорожный вокзал.
Как встречает Тула
Две главные точки встречи гостей Тулы с городом – это автовокзал на проспекте Ленина и Московский железнодорожный вокзал.
Поскольку прямого ж/д сообщения у Рязани с Тулой нет, рязанцы прибывают именно на центральный тульский автовокзал. Его главной отличительной особенностью является двухметровый забор, отделяющий платформу от места посадки в автобусы. Честно говоря, такую странную конструкцию не приходилось больше видеть нигде. Зачем этот забор перед платформой, когда весь ее смысл заключается в том, чтобы к ней подъезжали автобусы и принимали/высаживали пассажиров?
Другой изюминкой тульского автовокзала является балка перед выходом на платформы. Она расположена приблизительно на высоте 170 см и, если ваш рост выше этой отметки и вы вдобавок отвлеклись на что-то, шишка вам обеспечена. Так что не зевайте.
На Московском вокзале балкой в лоб вы не получите. И даже наоборот, здесь вас гостеприимно встретят сразу несколько памятников, высокие платформы с электронным табло (интересно, в Рязани когда-нибудь такое чудо появится?) и опрятное здание вокзала.
Зато площадь перед Московским вокзалом наверняка приведет вас в уныние – забегаловки, пыль, гигантская парковка и ПАЗики-«гробовозы» точно не улучшат настроение гостя Тулы.
Справедливости ради нужно сказать, что на Московский вокзал ходят не только ПАЗики, но и троллейбусы, трамваи, нормальные автобусы, а также маршрутки.
Парадоксальный тульский транспорт
Про общественный транспорт Тулы отдельный разговор. Начать его стоит с трамвая. Да, Туле удалось сохранить самый экологичный, вместительный, регулярный, безопасный и предсказуемый из всех существующих наземных видов транспорта. Но именно что сохранить. Состояние трамвайной инфраструктуры оставляет желать лучшего. И если старые неубиваемые татровские вагоны, которые грохочут по городу, это не так страшно (хороший трамвай при правильном уходе за ним легко служит 50 лет и более), то состояние рельсов вызывает шок. Их кривизна порой заставляет задумываться, как трамваи умудряются оставаться в колее и не опрокидываться. А уж трясет и мотает в тульских трамваях, как на ухабистой сельской дороге.
Мало кто задумывается об этом, но трамвайная система, тем более такая развитая, как в Туле, – это настоящий подарок для современного города. На трамвае при правильном подходе можно вывозить почти весь город, тем самым поборов пробки и существенно улучшив экологическую ситуацию.
Для этого, во-первых, надо километр за километром ремонтировать рельсы, желательно делая их бесстыковыми.
Во-вторых, следует оптимизировать маршрутную сеть, сократив количество маршрутов с нынешних 11 до четырех, максимум пяти. При этом сделать пересадочную схему, как в метро. Тогда у вас по одной линии трамваи пойдут один за другим. И, кстати, в этом случае не надо будет как в каменном веке ломиком стрелки переводить, потому что по одной линии трамваи будут идти одним маршрутом.
Но здесь важно создать удобные пересадочные хабы и билетное меню, которое бы обеспечивало местным жителям бесплатные пересадки (туристам – необязательно).
В-третьих, нужно отделить трамвайные пути от автомобилей. Причем сделать это можно как дорого и основательно – путем физического отделения, так и дешево – при помощи банки с краской и камер (оба способа последние пару лет прекрасно используются и показывают отличные результаты в Москве). Сейчас же тульские трамваи стоят в пробках среди автомобилей, тем самым нивелируются все преимущества этого вида транспорта.
В-четвертых, надо сделать нормальные платформы, чтобы люди из трамвая не выходили прямо под колеса автомобилей.
Причем ширина большинства тульских улиц это позволяет, а там, где не позволяет, отлично подойдут платформы «венского типа».
Есть ли понимание у тульских властей, что трамвай надо развивать, а не просто кое-как поддерживать в нем жизнь, большой вопрос… И, судя по всему, ответ на него отрицательный.
Помимо трамваев в Туле развито троллейбусное и автобусное движение. Причем большинство автобусов – это экологичные «метановые» НЕФАЗы, которые изредка встречаются и в Рязани. Ни о каких коптящих старых ЛИАЗах в городе и речи нет. Они изредка попадаются лишь на пригородных маршрутах.
Троллейбусы здесь тоже в хорошем состоянии. Вот это, пожалуй, самый «дряхлый» экземпляр.
Как видно, самый старый тульский троллейбус по возрасту приблизительно соответствует самому новому рязанскому. Большинство троллейбусов в Туле полностью или частично низкопольные, а это, помимо доступности для маломобильных граждан, означает еще и ускоренную высадку и посадку и как следствие более эффективную работу на линии. Вдобавок к низкопольности тульские троллейбусы работают в режиме электробусов, складывая «рога» и проезжая по улицам без контактной сети или объезжая препятствия.
Есть в Туле и белорусские троллейбусы-«маршрутки» «Витовты» – маневренные и компактные двухдверные машины, также умеющие ездить без проводов.
При этом в Туле ездят еще «подарки» из Москвы. Просто полюбуйтесь на них.
Современные, низкопольные, классно выглядящие автобусы и троллейбусы, которым еще ездить и ездить. А теперь давайте вспомним разваливающийся и коптящий металлолом, который прислала Златоглавая в Рязань… Видимо, тульские чиновники подсуетились и урвали у богатого соседа что получше, а рязанским ленивым бездарям как обычно достался чермет со свалки.
Вообще, только побывав в «городе-близнеце» Туле, понимаешь всю глубину транспортной ямы, в которую угодила Рязань благодаря бездарным коррупционерам, правящим нашим городом последние десятилетия. И самое страшное, что ситуация совершенно беспросветна.
По всему вышеописанному складывается ощущение, что в тульском транспорте все хорошо. Но если так, откуда в городе такое дикое, почти рязанское количество маршруток? Хотя даже в Рязани довольно много «от рождения пассажирских» экземпляров типа «Газели Next» или «ПАЗа Vector Next», а в Туле почти сплошь микроавтобусы, переделанные из грузовых фургонов. И если в Рязани в классе «скотовозок» (это не характеристика их пассажиров, а скорее показатель отношения коммерческих перевозчиков к своим клиентам) популярны Peugeot Boxer и Ford Transit, то Тула наводнена Iveco.
Почему в Туле с ее приличным транспортом столько дорожных паразитов, я так и не понял. Даже наличие в городе отдаленных поселков, в которые экономически нецелесообразно пускать вместительный транспорт, все равно не объясняет тульской маршруточной аномалии.
В общем, «пробка из маршруток» для Тулы такое же обыденное явление, как и для Рязани.
Еще в Туле остро не хватает выделенных полос для общественного транспорта. Они прямо просятся на проспекте Ленина, Пролетарской и Октябрьской улицах. Но власти почему-то на это не идут. Хотя больших денежных вложений такая реформа не требует.
Пыль и парковка
Тула – пыльный город. Очевидно, тут, как и у нас, администрация высыпает зимой на улицы тонны дешевого песка, а потом не особо стремится его убирать. Да и невозможно песок такого качества полностью удалить с улиц. Он все равно забьется в щели, а потом превратится в пыль.
Другая причина запыленности – это паркующиеся на газонах автохамы. Тут с этим все ровно так же, как в Рязани, – туляки бросают свои машины где ни попадя. Примечательно, что самую жуткую газонную парковку я встретил именно на улице Рязанской. В общем, Тула и Рязань – братья навек.
При этом в центре города действует платная парковка. И стоит она в два раза дороже рязанской (40 рублей), а штраф за неуплату выше в 2,5 раза (2 500 рублей). Так что рязанским водителям, ноющим в соцсетях о «невыносимо дорогой» 20-рублевой парковке, стоит, наверное, помолчать или поездить на общественном транспорте.
Надеюсь, что Тула и дальше будет расширять зоны платной парковки и распространит их в том числе на спальные районы и дворы. Это без сомнений единственно правильный путь для любого современного города.
Фуры и пешеходы
Пешеходу в Туле приходится не сладко. Широченные дороги, стихийная парковка, пережиток советского прошлого в виде подземных переходов в самом центре городе (Рязань от этого, по счастью, избавлена), отсутствие знаков пешеходных переходов и зебр, дурацкие заборы – все это делает Тулу очень враждебным городом.
Прибавьте сюда еще большегрузный транспорт, который почему-то снует туда-сюда по центру города.
В целом, по комфорту для пешеходов Тула Рязани даже уступает.
Общественные пространства с другой планеты
Говоря в предыдущем параграфе про удобство для пешеходов, я имел в виду улицы Тулы, но никак не общественные пространства. Они здесь как на другой планете. Сравнивать их с рязанскими «аналогами» даже стыдно.
Не так давно в Туле сначала задумали, а потом реализовали суперамбициозный проект реконструкции набережной у Тульского кремля, а также превращение находящейся неподалеку улицы Металлистов в пешеходную. Сказать, что вышло хорошо, нельзя. Потому что получилось потрясающе!
Начнем с Крестовоздвиженской площади, с которой начинается новая пешеходная зона. Ее тульские архитекторы отвоевали у автомобилистов, при этом, уверен, ни один даже самый отбитый водитель с терминальной стадией автомобиля головного мозга по итогу не выступил против такого благоустройства. Просто посмотрите, какая площадь была и какой стала.
Та же чудесная трансформация произошла и с некогда унылой улицей Металлистов. Она превратилась в отличное пространство со стильной уличной мебелью, приятным освещением, продуманным благоустройством.
Единственное, чего пока не хватает тульскому Арбату, – это бизнеса. Видно, что кафешки, закусочные, частные музеи и галереи еще не успели сюда заехать. Ведь реконструкция до сих пор на 100% не завершена. Но не стоит сомневаться, что через пару лет это будет переполненное жизнью и весельем пространство.
Каким уже является настоящее тульское чудо – Казанская набережная. Бывшая свалка промотдохов одного из местных предприятий буквально за несколько лет превратилась в общественное пространство, ничем не уступающее московскому Зарядью, питерской Новой Голландии или парку Галицкого в Краснодаре.
Тут собраны все достижения современной дизайнерско-урбанистической мысли – и рельеф, и многоуровневость (набережная расположена на трех «ярусах»), и зонирование (каждый найдет себе место по вкусу и текущему настроению), и потрясающее освещение, и детская площадка, на которой взрослым хочется играть вместе со своими детьми, и прямой контакт с водой (без заборов и парапетов!), и потрясающе стильное озеленение с крутыми газонами (и да, по ним можно ходить).
Ну и как финальная вишенка на торте – вылизанный, ярко подсвеченный Тульский кремль.
При этом сам кремль по своим масштабам и архитектуре сильно уступает рязанскому. Но зато все, что вокруг него, даже нельзя сравнивать с колхозным убожеством, которое творится у кремля в Рязани.
Если вы думаете, что это всё, вы ошибаетесь. Также недалеко от кремля в Туле организовали «хипстерское» арт-пространство «Искра». И там тоже все очень современное и передовое – паллеты, шезлонги, газоны, модные кафешки, коворкинги, дизайнерские штучки и шуточки, чистый, удобный и бесплатный туалет.
В Рязани, увы, нет ничего, даже отдаленно напоминающего квартал «Искра» по уровню понимания и организации современного городского пространства. У нас в ходу все тот же чиновничий колхоз – плитка, урны, лавочки и какая-то хрень в центре круга. Именно этот набор рязанские чиновники называют общественным пространством.
Бельмо на глазу
Портит картину в центре Тулы – здание областного правительства. Оно как раз выходит на благоустроенную Крестовоздвиженскую площадь. Портит не только и не столько архитектурой (что поделать, такие дома были в моде в 80-е годы и это уже тоже наша история, которую надо хранить), сколько гигантской парковкой, расположенной с трех сторон от административного здания.
Ясное дело, что тульские чиновники очень любят ездить на работу на автомобилях и принимать в своих кабинетах гостей-автомобилистов, но надо и совесть немножко иметь. Рязанское правительство ведь как-то обходится внутренним двором своего здания и не вылезает со своим автопарком на городские улицы, а значит, и тульское вполне может сократить площадь парковки раз в эдак в 10.
Кстати, правительство Рязанской области не имеет огромной парковки скорее в силу обстоятельств. Ведь очень похожее здание строили для областных чиновников на улице Соборной, но из-за кризиса 90-х годов они были вынуждены отдать недострой Центробанку. И там, конечно, поле для парковки было бы на зависть коллегам из Тулы.
Еще про общественные пространства
На самом деле и это не все про благоустройство Тулы. Уже уезжая из города, я приметил небольшой скверик. Он расположен недалеко от автовокзала, рядом со зданием Тульского госуниверситета. И хоть сквер совсем небольшой, но очень приятный. Все здесь по уму – и лавочки вокруг кадок с растениями, и газон, и деревья. Ну и изюминка – кафешка-лестница, которая сочетает в себе функции общепита, амфитеатра для посиделок и смотровой площадки. Очень остроумное и недорогое решение.
Новогодняя столица
Тула недавно провела фестиваль «Новогодняя столица». И сделала это, по всеобщему мнению, блестяще.
У Рязани, которой передали эстафету на 2020 год, нет ни малейшего шанса превзойти соседей по уровню организации праздника. Даже если мэром у нас назначат Собянина, а общественные пространства будут делать Сергей Капков (человек, преобразивший Парк Горького в Москве. – Прим. ред.) и Наталья Фишман (помощник президента Татарстана, организатор множества общественных пространств в республике. – Прим. ред.). Главное – совсем не ударить в грязь лицом.
Не на пользу Рязани играет и репутация города. Благодаря Comedy Club и более молодым юмористам Рязань стала символом отсталости и «деревенскости» (что, в принципе, не так далеко от истины). А какие ассоциации с Тулой? Сплошь вкусные и приятные! Пряники, самовары, оружейники, да еще и Лев Толстой с Ясной Поляной в придачу. То есть от Рязани, в отличие от Тулы, еще и изначально ничего хорошего не ждут.
Заключение
Тула – город противоречивый. С одной стороны, в сравнении с Рязанью он очевидно играет в другой лиге и по уровню организации транспорта, и по качеству городской среды, и по многим другим аспектам, с другой – загибающийся, стоящий в пробках трамвай, отсутствие выделенок и ненависть к пешеходам на многих тульских улицах не позволяют говорить о нем как о городе, комфортном для людей. Однако есть надежда, что дух тульской набережной, квартала «Искра», улицы Металлистов уже не отпустит тульских чиновников и они продолжат работать в правильном направлении.
Тут следует понимать: то, что уже сделано в городе, это не просто красивая набережная, модное молодежное пространство и стильная пешеходная улица. Это заявка на уход от провинциальности, на изменение людского мировоззрения. Тулякам уже точно не подсунешь под видом хорошего благоустройства рязанский Лесопарк или площадь Ленина. Кстати, интересно, что бы сказали жители Тулы, увидев чудеса рязанского благоустройства последних лет. Наверное, снисходительно улыбнулись бы.
Вердикт
Жить в Туле однозначно комфортнее, чем в Рязани.
Тула. Краткая информация
Дата основания: 1146 год.
Численность населения: 482 843 жителя.
Площадь: 145,8 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 145 км.
Расстояние до Москвы: 174 км.
Глава администрации: Евгений Авилов (в должности с марта 2011 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте: 20 рублей (15 рублей – при безналичной оплате).
Цена проезда в коммерческом транспорте: 25 рублей (20 рублей – при безналичной оплате).
Большой фоторепортаж из Тулы доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Калуге.
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также в материале использованы фотографии Аркадия Гершмана, изданий MySLO и Тульские известия, портала Way2day