В областной Думе в четверг, 8 ноября, прошло заседание Совета председателей представительных органов муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) Рязанской области при региональном парламенте. В мероприятии приняли участие депутаты, представители органов местного самоуправления, правительства региона. На заседании обсуждались приоритеты межбюджетных отношений и градостроительной политики, закон, устанавливающий максимальные границы прилегающих территорий, подлежащих уборке.
Члены Совета рассмотрели вопрос о благоустройстве территорий муниципалитетов. Речь шла о реализации закона, определяющего предельные границы прилегающих территорий к зданиям, сооружениям, собственники которых могут привлекаться к уборке этих земельных участков. На его основании в каждом муниципалитете будут разрабатываться или вноситься изменения в правила благоустройства.
По мнению главы Рыбновского муниципального района – председателя Рыбновской районной Думы Натальи Мирионковой принятый закон важен для урегулирования вопросов по благоустройству населенных пунктов. Норма, устанавливающая предельные границы прилегающих территорий, позволит восполнить правовой пробел в части исполнения собственниками обязанностей по наведению порядка и поддержанию чистоты на прилегающих к их владениям участках.
Председатель областной Думы Аркадий Фомин отметил, что первоначально законопроектом предполагалось установить предельные параметры границ прилегающих территорий к земельным участкам для индивидуальных домов – не более 15 метров. Понимая, что это особенно чувствительно в сельской местности, депутаты предложили уменьшить расстояние с 15 до 5 метров. И такая норма в законе была введена.
– Что касается дальнейшей подготовки правил благоустройства, безусловно, здесь к обсуждению нужно привлекать граждан, предпринимательское сообщество и предлагать решения с учетом интересов жителей. Речь ведь идет не только о количестве метров от границ территорий, подлежащих уборке, но и о том, как люди будут участвовать в наведении порядка. В этой части очень много вопросов, и я просил бы глав представительных органов подойти к этому очень внимательно, – обратился к участникам заседания Аркадий Фомин.
Еще один вопрос касался особенностей бюджетной политики. Глава регионального праламента подчеркнул, что от межбюджетных отношений напрямую зависит формирование регионального и местных бюджетов.
– Как вы знаете, Президент Владимир Путин в своем указе от 7 мая 2018 года обозначил национальные цели на ближайшие шесть лет, которые уже сейчас трансформировались в 12 национальных проектов с соответствующим финансированием, которые затрагивают практически все сферы жизни, – напомнил Аркадий Фомин. – Со стороны федерации на 2019 год предусмотрено беспрецедентное софинансирование проектов – для нашей области 97% и только 3% средств добавляет регион.
Министр финансов региона Марина Наумова сообщила, что областной бюджет на предстоящую трехлетку сформирован в программном формате с применением проектных подходов, его параметры определены с учетом действующих соглашений с министерством финансов РФ, согласно которым бюджет разработан бездефицитным.
В проекте закона удалось сконцентрировать ресурсы для решения важных вопросов, касающиеся всех аспектов жизни. Предусмотрены в полном объеме средства на сохранение уровня зарплаты в соответствии с майскими указами Президента РФ от 2012 года, индексацию зарплаты прочим категориям работников бюджетной сферы, доведение зарплаты низкооплачиваемых категорий работников до нового уровня МРОТ, индексацию мер социальной поддержки наименее защищенных категорий населения. Сохранена и господдержка АПК, малого и среднего предпринимательства, заложено финансирование на создание благоприятного инвестиционного климата, ремонт и содержание дорог. Значительные средства выделяются на межбюджетные трансферты местным бюджетам, доля которых в общем объеме расходов в 2019 году составит 30,6% или 15 млрд. 755,4 млн. рублей.
Глава регионального минфина подробно остановилась на основных подходах и инструментах, которые применялись при формировании межбюджетных отношений на 2019-2021 годы для обеспечения сбалансированности областного и местных бюджетов.
– При формировании межбюджетных отношений основное внимание уделялось обеспечению муниципальных образований средствами на исполнение собственных и переданных полномочий, стимулированию достижения установленных на областном уровне приоритетов, – рассказала Марина Наумова.
С 1 января 2019 года планируются серьезные изменения в региональном бюджетном и налоговом законодательстве. Одно из новшеств – финансирование расходов местных бюджетов на оплату труда работников дошкольного образования за счет субвенций из областного бюджета. Дополнительная потребность на эти цели ожидается в объеме 678 млн. рублей. Снижается и размер единых нормативов отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных районов и городских округов. В целом от перераспределения полномочий по дошкольному образованию и НДФЛ прогнозируется положительное сальдо в местных бюджетах в общей сумме 29,3 млн. рублей.
При этом наиболее эффективным механизмом межбюджетного регулирования остается предоставление муниципалитетам дотации на сбалансированность местных бюджетов. В 2019 году на эти цели предусмотрено 930 млн. рублей, что на 38,7 % или на 260 млн. рублей выше уровня 2018 года.
В ходе обсуждения вопроса о формировании в регионе единой градостроительной политики Аркадий Фомин пояснил, что это необходимо для функционального развития территорий, создания условий для реализации инвестиционных программ и комфортной среды для проживания граждан.
О предстоящих изменениях в данной сфере доложил начальник главного управления архитектуры и градостроительства региона Дмитрий Васильченко. На сегодняшний день в области отсутствует информационная система обеспечения градостроительной деятельности, в большинстве случаев документы, регламентирующие градостроение, не соответствуют современным требованиям. Поэтому была поставлена задача провести реструктуризацию системы управления градостроительной деятельностью.
– Смысл реорганизации заключается в передаче полномочий в сфере градостроительной деятельности правительству области. При этом в муниципальных образованиях в соответствии с законом о местном самоуправлении должны остаться полномочия по подготовке и согласованию схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки, заключений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, разработке правил благоустройства и ряд других, – уточнил Дмитрий Васильченко.
Также предполагается прямое переподчинение территориальных подразделений архитектуры и градостроительства главному управлению архитектуры Рязанской области. Сейчас в рамках реорганизации идет создание подведомственных ГАУ «Центр государственной экспертизы проектов и ценообразования в строительстве Рязанской области» и ГКУ «Центр градостроительного развития Рязанской области».