Чаще всего в любом дорожно-транспортном происшествии есть виновник аварии, который что-то нарушил или не учел во время движения. Но бывает, в ситуацию на дороге вмешивается еще один условный участник – сама дорога со всеми ее знаками, ямами и колеями. В редакцию
YA62.ru
обратился рязанец Александр Котов. Он вот уже больше года судится с «Рязаньавтодором» из-за ДТП, в котором лишился машины и сам едва не погиб. Молодой человек поделился подробностями с журналистом портала.
Рассказ рязанца Александра Котова звучит как типичная сводка дорожных происшествий: 12 января 2015 года около 18:50 на 40 км трассы Рязань – Спас-Клепики произошло ДТП. Если попросить молодого человека припомнить подробности аварии, он улыбается и качает головой:
– Если бы я их еще помнил. Помню, как из дома выехал, уже темно было. И не холодно. Была вроде как оттепель, потому что из-под колес впереди идущих машин брызги все время летели на лобовое стекло. А потом – бац! – и темнота. Проснулся я уже в больнице.
Авария лишила водителя не только его легковушки – «Лады Приоры», но и воспоминаний о самом событии. Уже потом в ГИБДД Котову объяснили, что, похоже, его занесло на опасном повороте и через 100 метров вынесло на встречную полосу под колеса МАЗа.
– У меня было сильное сотрясение, серьезные травмы головы, и долгое время я провел в больнице, потом на реабилитации дома, – рассказывает мужчина. – В ГИБДД я попал только в начале марта. Где мне, собственно, и рассказали об обстоятельствах ДТП. В постановлении говорилось, что я нарушил ПДД: неправильно выбрал скорость для безопасного передвижения и не учел дорожную обстановку.
По словам Котова, он тогда еще не полностью был здоров и «плохо соображал», а потому не стал разбираться в деталях и поставил свою подпись на документе. В конце концов, к нему никто претензий не предъявлял, а сам он жив остался – и слава богу. Это позже Александр выяснит, что документ был оформлен задним числом, от 12 февраля, и обжаловать данное постановление автолюбитель уже не может за истечением положенного срока.
– Я стал изучать этот протокол и мне показалось странным, что несмотря на то, что именно я был обозначен как виновник ДТП, в документе не было ни одного факта, указывающего на мою вину, – объясняет свои дальнейшие действия собеседник. – Кроме, пожалуй, того, что указана скорость 90 км/ч. Которую они тоже не понятно, как определили.
Как отмечает Александр Котов, не был зафиксирован тормозной путь его автомобиля и, как следствие, коэффициент сцепления колес с поверхностью дороги. Кроме того, в ДТП был поврежден видеорегистратор «Приоры», однако запись регистратора МАЗа Котову никто не показал. По мнению молодого человека, ее, скорее всего, даже не изъяли.
Рязанцу не давал покоя и сам факт ДТП: как же его, водителя со стажем, у которого до этого не было ни одного происшествия, угораздило выехать на «встречку» и попасть под колеса МАЗа. Тогда Котов решил съездить на место.
– На место, где произошло ДТП, меня возил друг, – рассказывает собеседник. – И мы обнаружили неожиданный факт: на опасном повороте, где и произошло происшествие, отсутствует предупреждающий знак. При этом если двигаться со стороны Клепиков – то он есть. А из Рязани – нет. То есть получается, что в обратную сторону поворот как бы уже не опасный? Я посчитал, что данная недоработка минтранса являлась одной из причин ДТП: я не смог вовремя обнаружить поворот и снизить скорость заранее, а так как была оттепель, в низине за поворотом могла быть вода, спровоцировавшая занос.
Далее Александр Котов решил поступить как законопослушный гражданин: он написал запрос в министерство транспорта Рязанской области, в котором проинформировал ведомство о том, что на опасном повороте нет соответствующего знака. И началось то, что называется «российской бюрократией».
– 30 апреля мне пришел ответ за подписью министра Межорина, где говорилось, что знаки и правда отсутствуют, но будут установлены до 1 июля, – продолжает рассказ Котов. – Однако к этому сроку обещанное не было выполнено. Я специально съездил на место и проверил. Пришлось звонить на горячую линию ГИБДД и объяснять ситуацию. Пришел ответ, что проверка выявила отсутствие сразу двух (!) необходимых для безопасного движения по дороге знаков. Нарушение было предписано устранить «Рязаньавтодору».
Несмотря на то что Котов в своих обращениях указал точное место отсутствия дорожного знака, вплоть до километра, представители «Рязаньавтодора» все равно умудрились «исправить» оплошность совершенно в другом месте.
– Раз уж я за это дело взялся, то решил довести его до конца, – признался Котов. Он только из принципа продолжил бестолковую переписку с ведомствами, которые просто дублировали ему ответы друг друга. – В конце концов, я налоги плачу, и немалые. Почему я должен за такие деньги ездить по дорогам, опасным для моей жизни?
Из минтранса и правительства Рязанской области, за подписью тогда еще зампреда Шауката Ахметова, пришли письма-близнецы, в которых говорилось, что все знаки на дороге Рязань – Клепики стоят. И более того, «Рязаньавтодор» нанес на полотно разметку. Как бы отмечая, что план по содержанию дороги даже, пожалуй, перевыполнен.
– Мне важно было дойти до конца, потому что в тот момент на «Рязаньвтодор» я уже подал в суд, – рассказал Котов. – Поэтому я снова обратился в ГИБДД. Была проведена выездная проверка, на которую инспекторы меня взяли с собой. Вот они меня катали-катали по дороге, показывали, как они проходят поворот на скорости 100 км/ч, доказывая тем самым, что он как бы неопасный. И знаки вроде бы все стоят на месте. Когда же я им указал на то, что «опасный поворот» в Рязань есть, а обратно – отсутствует, они задумались. Отметили, что на самом деле знаки дорожные устанавливает не ГИБДД, и штрафовать за подобное такую государственную организацию, как «Рязавтодор» – не будут. Но предложили мне проехать в министерство транспорта и посмотреть по картам: должен быть на этом конкретном месте знак или нет.
Предложением Котов воспользовался и таки нашел знак «Опасный поворот» на планах.
– В итоге выяснилось, что на участке в 3 км отсутствовало три знака «опасный поворот» и один знак «опасные повороты» был установлен неправильно, – рассказал собеседник. – Причем на карте дислокации дорожных знаков от 2013 года они помечены как знаки, которые требуется установить.
Котов сделал выводы, что в минтрансе с 2013 года знали о необходимости установить знаки, но так этого и не сделали. В связи с чем были нарушены права рязанца на безопасное дорожное движение.
– Правда, в суде эти аргументы не подействовали, – отметил Александр Котов. – На первом заседании я отсутствовал, но мой юрист рассказал, что судья был настроен категорично и сказал, что автолюбители, которые судятся с государственными компаниями, просто нарушители, которые хотят заработать денег. В суде также утверждалось, что если после ДТП не был составлен акт дорожных недостатков, которые могли привести к происшествию, то значит знак в момент аварии был. Официальные письма о том, что на самом деле знака не было, не повлияли на решение суда.
В суде справедливость не восторжествовала. Зато почти годовая переписка Александра Котова с властями и его титаническое упорство привели к тому, что все необходимые знаки на дороге Рязань – Спас-Клепики были установлены. Видимо, для того, чтобы открыть глаза власти на реальное положение дел, нужно почти погибнуть, а потом еще умудриться доказать свою правоту. Котов не знает пока, будет ли он отстаивать свои права в других судебных инстанциях или уже оставит это дело двухлетней давности. Своими неравнодушными действиями рязанец уже сделал достаточно: как минимум не дал кому-то вылететь на «встречку» по мокрому асфальту, предупредив установленным знаком «опасный поворот».
С неравнодушным рязанцем общался Михаил Агиров