Сколько раз за последние годы мы слышали и читали: «Рязань развивает туризм», «В Рязани открылась гостиница», «Власти освоили деньги на туркластер «Рязанский». Чиновники не перестают талдычить о невероятном туристическом потенциале Рязани и о своих достижениях в области его развития. Так что же по итогам этих трех лет усиленного пиара внутреннего туризма может предложить Рязань своим гостям? Давайте разбираться.
Темная башня
Каждый турист, приезжающий в Рязань впервые, если он находится в здравом уме, обязательно посещает Кремль. Собственно, единственную достопримечательность города всероссийского значения. И что же он там видит по состоянию на 2 декабря 2017 года?
Первое, что предстает его взору, – это утопающая в грязи, лужах и снежной каше Соборная площадь.
Кроме мерзкой жижи, он видит пропилеи на входе в Кремлевский парк, про подсветку которых рязанские власти, кстати, благополучно забыли, ну и венец рязанской «открыточности» – темную башню на фоне подсвеченного Успенского собора Кремля (красивую подсветку куполов собора тоже в последнее время выключили, видимо, за ненадобностью).
Почему Рязанская епархия уже год решительно отказывается включать прожекторы, подсвечивающие колокольню с фронтальной стороны, остается загадкой. Может, они не освящены или кем-то прокляты… В самой епархии на многочисленные звонки от YA62.ru по данному вопросу отвечали всегда исключительно нечленораздельно. Ну а у мэрии песня вообще простая – подсветка Кремля не наше дело и не наша проблема. Очень удобненько и главное – не подкопаешься.
А тем временем наш дорогой турист уже движется по направлению к Темной башне по центральной аллее Соборного парка. И тут такая же незадача, как и на Соборке, – лед, снежная каша и лужи. При всей сомнительности мэрских достижений господина Булекова в его эпоху уж центральную-то аллею парка у Кремля чистили исправно. Даже отдельный трактор пригоняли. А нынешняя администрация попросту забила на все – пусть рязанцы и гости города хлюпают по лужам, спотыкаются и матерятся.
Погуляв немного по Кремлю, по его набережной с кривым асфальтом, скудным освещением и покосившимся чугунным забором, можно пойти по Глебовскому мосту обратно. Хотя нет, что это там сереет вдалеке? Вроде что-то интересное. Надо подойти посмотреть.
А пока мы с нашим туристом идем смотреть, вы обратите внимание на освещение чуть ли не главной туристской тропы в Рязани – это два с половиной фонаря на всю набережную.
Вот мы и дошли до одной из самых замечательных церквей в Рязани – храма Спаса на Яру. Даже при полном отсутствии освещения церковь прекрасна. Подсветить ее, сделать видимой с Глебовского моста и с первой набережной Кремля? Не, не слышали. И даже, видимо, не задумывались.
Так, стоп, а это что за мужик руки раскинул? Неужели Есенин??? Да… сильно, видать, его в Рязани не любят, раз бросили тут в сугробах и без малейшего намека на освещение.
Недоразумение и режим кенгуру
Ну да ладно. Пойдем в сторону главной пешеходной улицы Рязани – улицы Почтовой.
По дороге мы видим знаменитое бетонное недоразумение (будущий музей Кремля. – Прим. ред.), которое с грехом пополам строят перед зданием Центробанка на Соборной уже два года. Напомним, что, по мнению рязанских чиновников, эта коробка должна привлечь в Рязань косяки туристов из всех стран мира – от Гондураса до Новой Каледонии. А малопримечательный в туристическом плане Дворец Олега совершенно необходимо отдать РПЦ. Ей нужнее.
Напротив недоразумения можно повстречать красивое и почти отреставрированное здание школы №2. В этом доме, между прочим, учился первый русский нобелевский лауреат Иван Павлов. Опять же, рязанские власти додумались попросить федеральных денег на реставрацию здания, но не на его подсветку. С другой стороны, а зачем делать заметным историческое здание, в котором учился Павлов и которое находится напротив нового туристского центра? Это совершенно лишнее.
Продолжаем продвигаться к нашей цели. Проходим мимо ужасающе грязного и облупленного, но при этом все равно красивого здания Октябрьского суда. А вот тут уже включаем режим кенгуру и прыгаем через многочисленные лужи. Тротуар в самом центре даже не думают убирать, а над остановкой, расположенной в 20 метрах от здания Рязанской областной думы, свисает огромная снежная глыба.
Дорогие областные депутаты, предлагаю вам челлендж. Откликнувшемуся – полугодовой бесплатный пиар на YA62.ru. В чем суть челленджа? После очередного заседания (как раз в декабре будет) не садитесь в свои представительские иномарки, а ступайте прямиком на остановку «Библиотека Горького». Да-да, прямо в своих дорогих итальянских ботинках. И там садитесь, а вернее впихивайтесь, в маршрутку.
В чем плюсы для вас, помимо пиара на YA62.ru? Это бесплатный экстрим, возможность в прямом смысле тесного общения с избирателями, а еще редкий шанс оценить удобство рязанского общественного транспорта. Пишите, в общем, нам на почту (portal@ya62.ru), всё организуем.
Рязанский, кхм… «Арбат»
И вот мы на ней – главной туристической улице Рязани, которую в последние годы принято называть не иначе как «рязанским Арбатом». Сразу бросается в глаза, что здесь снег хотя бы пытаются убирать.
А вот темная конная фигура никуда не бросается, скорее прячется. Кто это вообще такой? Подходим к стенду рядом. Там карта достопримечательностей Рязани меняется пустым листом. Ни намека на информацию о памятнике и о том, кому он поставлен…
Что же, обходим скульптуру со всех сторон. Да ну! Евпатий Коловрат??? Тот самый, о ком сняли фильм, который пиарит сам президент и все федеральные каналы? Удивительно…
Казалось бы, как это легко и просто – подхватить волну бесплатного всероссийского пиара, подсветить знаковый для города памятник, а в стенд рядом с ним вставить листочек с информацией о былинном герое, одним словом – хайпануть на Евпатии по полной. Но нет, наши чиновники способны только сходить на предпремьерный показ и выдавить из себя дежурные патриотические лозунги. А памятник пусть и дальше сереет, никем не замеченный.
Сереет и вся улица Почтовая. Угадайте, кстати, сколько зданий на «рязанском Арбате» имеют подсветку? Одно, мой дорогой Карл, одно. Представляю его вашему вниманию:
«Старый город» и ад перфекциониста
Буквально в этом году в центре Рязани появилось замечательное туристическое место – комплекс гостиницы «Старый город». Там установили много всяких крутых туристских финтифлюшек. Но даже при всем уважении к создателям этого места мне не очень понятно, почему снова проигнорировали архитектурную подсветку. Неужели это так дорого?
Возьмем для примера Театр драмы, который хоть как-то, но подсвечен. И сразу создается иное впечатление о нем. Театр виден за многие километры как свет в конце темного и грязного тоннеля, именуемого улицей Ленина.
Вообще, подсвеченные исторические здания в Рязани можно подсчитать по пальцам. Одно из них – это здание Политехнического института. Спасибо хоть вуз, в котором в Рязани готовят архитекторов, подсветили архитектурно.
А сейчас, мои маленькие перфекционисты, я доставлю вам невыносимые страдания. Та-дам! Здание администрации Рязани и его кривая-косая асимметричная подсветка.
Хотя даже за эту скромную попытку чиновников мэрии стоит похвалить, ну и посоветовать все-таки и следить немного за подсветкой, лампочки там вкручивать вовремя и т. п.
Заключение
Вы скажете: «Мойсеюк, что ты такой злобный? Да и чего привязался к этой подсветке? Свет на ней клином, что ли, сошелся?» Сошелся! И хорошо бы свет сошелся клином и другими красивыми фигурами на всех рязанских исторических зданиях, а их очень много.
И вообще, отвечу вам не песней, но картинкой:
Влюбленный в Рязань Александр Мойсеюк