Порой к власти в Рязани приходят люди, которые интересны сами по себе, без привязки к их чиновничьей должности. Таким человеком оказался главный архитектор города Дмитрий Васильченко. Журналисты YA62.ru долгое время следили не только за его работой, но и за творчеством на просторах YouTube. Бард-песенник, который не боится медведей и других сложностей, рассказал о перспективах развития Рязани. Что станет с городом в течение ближайших лет? Ответы на эти вопросы уже есть.
Дмитрий Васильченко
Дмитрий Викторович Васильченко. Родился 21 апреля 1963 года в Волгограде. В 1987 году окончил Московский архитектурный институт. С 1987 года работал в мастерской индивидуального проектирования Центрального военно-проектного института Минобороны СССР. С 1990 года работал в системе Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы районным архитектором, заместителем начальника мастерской НИиПИ Генплана г. Москвы. В 2013-2014 годах был главным архитектором генерального плана международного аэрокомплекса «Домодедово».
Является автором ряда методических разработок в области комплексного благоустройства и архитектурно-художественного облика городов. Данные методики сегодня реализуются в ряде городов Московской области.
В 2017 году назначен главным архитектором Рязани.
– Дмитрий Викторович, сначала хотелось бы узнать о вашем назначении на должность главного архитектора.
– Все довольно просто: администрация Рязани искала главного архитектора, в том числе через Союз архитекторов, где порекомендовали меня. Ставились серьезные задачи по разработке Генплана и правил землепользования и застройки, поэтому нужен был человек опытный. Для меня это было интересным предложением, я согласился. Тем более что в Рязани до этого несколько раз бывал, город мне нравится.
Транспортный вопрос
– Работа над Генпланом наверняка тоже предстоит интересная и кропотливая? Что подвергнется изменениям в первую очередь?
– К 2020 году Генплан должен быть готов, и в первую очередь будет решаться транспортная проблема в городе. Вот, как вы думаете, откуда в Рязани такие пробки? По старому плану очевидно, что наш город откровенно линейного типа. Такая структура считается самой неудобной: все движение транспорта происходит чуть ли не по «ниточке». И каждый день горожане сталкиваются с таким явлением, как «маятниковая миграция» – утром в центр, на работу, вечером – из центра, домой. Вот вам и пробки. Я сам живу в дальней части Песочни, каждый день в них участвую. Сегодня Рязань достигла уже 30 км в длину, и выход только один: город нужно расширять.
– В какую сторону?
– Мы рассматриваем юго-запад. Потому что с севера у нас Ока, а если идти в рыбновском направлении, то развитие города еще больше усугубит транспортную проблему. В любом случае точный ответ на этот вопрос будет, когда мы вынесем проект Генплана на общественное обсуждение.
– То есть рязанцы могут не переживать, что застройщики возьмутся за пойму Оки?
– Поймите, там пойма реки, природоохранные зоны, земли сельхозназначения. К тому же, если рассматривать эту площадку под застройку, необходимо предусматривать строительство как минимум еще одного моста… В общем, это нецелесообразно, безумно дорого и неэффективно.
– Тогда вернемся к юго-западу…
– Расширяя Рязань, мы будем стремиться привести ее к радиально-кольцевой структуре. У нас есть окружные дороги: Южная, Северная, Восточная. Структура уже начинает формироваться, и ее нужно усиливать. Она даст дополнительные выезды и подъезды к таким районам, как Московский, Приокский, Канищево, Песочня. В настоящее время по решению администрации разрабатывается проект планировки новых микрорайонов Песочни, который в числе прочего предусматривает соединение Восточной и Северной окружных дорог.
– Как-то на публичных слушаниях вы обмолвились, что возле «Глобуса» будет построена развязка.
– Скажем так, в Генплан она уже заложена – на пересечении Северной окружной, Касимовского шоссе и улицы Советской Армии. Существующий сейчас перекресток очень нерациональный: большие потоки машин упираются чуть ли не в тупик. Такого быть не должно. Тем более с учетом того, как быстро развивается город. Несмотря на то что реализация Генплана рассчитана на 20 лет, первоочередной задачей ставится совершенствование дорожной сети. Иначе развивающаяся инфраструктура парализует Рязань, мы не сможем дальше развивать город.
– Наверняка развитие транспортных артерий города подразумевают строительство системы подземных и надземных пешеходных переходов?
– Безусловно. Некоторые магистрали уже сегодня не просто невозможно, но и опасно для жизни переходить. Особенно в новых районах города. Надо оптимизировать систему организации движения: где-то убирать светофоры, где-то, напротив, вводить их. Это поможет разгрузить дороги.
Номер с точечной застройкой не пройдет
– Новый Генплан будет регулировать в том числе и строительство в Рязани, но до него еще надо дожить. Как администрация борется с точечной застройкой центра?
– По мнению многих экспертов в области градостроительства, действующий Градкодекс РФ ориентирован в первую очередь на застройщика, а не на муниципалитет. Практически все земли, за незначительным исключением, принадлежат частникам. Застройщик просто покупает участок, на котором ПЗЗ (правила землепользования и застройки. – Прим. ред.) позволяют построить дом повышенной этажности, и делает это. При этом правилами в некоторых зонах «разрешается строительство домов 5-12 этажей и выше». То есть если я напишу «5-120 этажей и выше», то, по сути, ничего не изменится. Поэтому мы работаем с застройщиками, ведем диалог. Но так как силой убеждения добиться чего-то не всегда получается, то сейчас администрация готовит изменения в ПЗЗ, не дожидаясь нового Генплана. Планируется ограничить застройку по этажности и плотности. Это временные меры, но они помогут задержать тот процесс строительства «свечек», который сейчас существует в городе. Этажность должна повышаться постепенно, от центра к окраинам. То, что происходит в Рязани сейчас, нарушает силуэт и облик города. Об этом говорят и на уровне региона. Лично я отношусь к этому явлению резко отрицательно. Это значительно увеличивает нагрузку на детские сады, поликлиники, школы, которые уже давно переполнены. Поэтому в 2018 году, параллельно с разработкой нового Генплана, будет корректировка действующего, чтобы к 2020 году «точечная застройка» без соответствующей инфраструктуры в городе не продолжалась.
– Застройщики будут сильно против…
– Наша задача – сделать так, чтобы соблюсти баланс интересов горожан и бизнеса. Суть в том, что высотная застройка должна быть к месту: не в центре города и не на границах центра. Но в будущем, руководствуясь новым Генпланом, планируется создание зон, подчеркиваю – комплексной – высотной застройки на периферии, на окраине Рязани. С обязательной инфраструктурой. Если при расширении границ города в распоряжении муниципалитета будет земля, то станет возможным создание всех условий для того, чтобы застройщику было интересно туда заходить. Инвесторы увидят свои перспективы на несколько лет вперед, и такие инвестиции будут куда выгоднее, чем установка «свечки» в историческом центре города.
Кремль — неприкосновенный
– Раз уж мы коснулись вопроса застройки центра города, то ответьте, пожалуйста, на вопрос, который многим до сих пор не дает покоя: руководствуясь приказом Мединского, территорию Кремля можно застраивать или нет?
– У всего, что находится в охранных зонах Кремля, только один вид использования: регенерация и реставрация. Все. Никакого иного вида работ быть не может.
От пристани до ЦПКиО
– А есть ли у рязанцев шанс, что в городе появится полноценная пристань в Лесопарке?
– Новая пристань в Лесопарке – реальное будущее: есть соответствующий инвестиционный проект. Сейчас мы работаем над проектом пешеходного «зеленого клина» – зоны отдыха, которая протянется от ЦПКиО до Лесопарка и Орехового озера. Она будет проходить через Лыбедский бульвар, Кремль, будет включать в себя территорию улицы Почтовой. Идея создать не просто зону для прогулок, а целую систему пешеходных пространств, которые будут связаны между собой.
– То есть и под мостом у остановки «Цирк» будет проход?
– Мы действительно планируем реконструкцию моста. Проект этот очень сложный. Точное понимание мы получим только после завершения инженерных изысканий конструкций моста. Если эксперты в своем заключении дадут добро, мы приступим к проектированию.
– Если не заглядывать далеко в будущее, то сейчас Лыбедский бульвар возле цирка находится в стадии реконструкции. До конца года город успеет завершить начатое?
– Безусловно, успеет. Осталось, по сути, установить скульптуры.
– Недавно в СМИ появилась информация о том, что ваша супруга имела отношение к проекту Лыбедского бульвара. Коллеги усмотрели конфликт интересов. Какова была ваша реакция?
– Я – архитектор-градостроитель, моя жена – один из лучших в России специалистов по ландшафту. Мы вместе с ней учились, вместе работали, у нас династия архитекторов. Через Союз архитекторов проектная организация обратилась к ней как к независимому эксперту в своей области за консультацией. Конфликта же интересов быть не могло хотя бы потому, что не только я лично, но и никто из сотрудников управления градостроительства и архитектуры не входили в общественные или конкурсные комиссии.
– Если вернуться к глобальной идее пешеходной зоны в Рязани. Есть ли у городской администрации планы на Торговый городок?
– Совершенно замечательное место, отлично привязывается к общей концепции пешеходной зоны, из него можно сделать объект туристической привлекательности, организовать торговлю, например сувенирами. Но сложность Торгового городка заключается в том, что сколько там зданий, столько и владельцев. К каждому нужно найти подход. Мы с молодыми архитекторами Рязани уже не первый месяц собираемся и создаем проект будущего Торгового городка. Думаю, через пару месяцев представим его на суд общественности. Наша цель и задача – показать, что там будет и почему это может быть интересно инвесторам. Без них будет крайне сложно сохранить этот по-своему уникальный уголок Рязани.
Солотча
– Давайте поговорим о Солотче. Как поживает разработка природного парка?
– В процессе. Надо сказать, мы очень большое дело сделали. По поручению Николая Любимова еще летом администрация разработала предложения по внесению изменений в ПЗЗ, в том числе по ограничению высотности зданий до 15 метров – это высота двухэтажного дома с чердаком. Жесткое решение, которое также исключает некоторые виды деятельности, например строительство апартаментов и других непрофильных для Солотчи объектов. Как вы понимаете, отмена выданных ранее разрешений будет нарушением законных прав граждан. Но с самовольными постройками боремся, выявляем. Солотча сейчас под особым контролем и регионального правительства и администрации. Она должна остаться местом культуры и отдыха.
Наполовину чиновник
– У меня закончились серьезные вопросы. Но мы всей редакцией оценили вашу песню про главного архитектора и медведя. Как в вас одновременно сочетается чиновник и такой творческий человек?
– Ну, я же только наполовину чиновник. Еще наполовину я архитектор. Если я буду только чиновником, это плохо скажется на мне как на профессионале. Я вообще очень демократичный человек. Да, я работаю в госструктуре, и мне это нравится тем, что результаты труда видны сразу. Что-то строится, реализуется, создается – это приятно любому архитектору.
А музыкой я увлекся давным-давно, еще в детстве. Я самоучка, как говорится, «слухач». Писать песни начал в 20 лет. Чиновником я тогда еще не был. Сейчас это для меня необходимый выброс творческого адреналина. В песнях своих в политику не лезу, а над собой посмеяться – запросто. То, что я сейчас ничего не записываю, это не потому, что я стал главным архитектором и «щеки раздул». Нет. Просто студию собирал сам, и после переезда никак не могу ее отладить.
– И про Рязань будете петь?
– И про Рязань. Она меня очень вдохновляет. Лирический город. Очень не хочется этот образ потерять.
Главного архитектора слушала Дарья Копосова