Первые круглосуточные аптеки появились в России не так давно: в 1980-х годах. Их называли и называют «дежурными», так как за помощью туда можно обратиться в любое время суток. Они служат настоящим спасением для людей, когда все остальные заведения по продаже фармацевтики уже закрыты.
О том, как в Рязани работают дежурные аптеки, журналисту YA62.ru рассказали сотрудники сети аптек «Фарма».
Здесь должно быть примерно такое начало: открывается аптека в 8:00. Но не в этот раз. Круглосуточная аптека на то и дежурная, чтобы не закрываться вообще. Поэтому фармацевтам приходится служить на благо здоровья горожан в четыре смены, безустанно и неусыпно помогая справляться с недугами.
— Всего у нас работает девять сотрудников: четверо в ночь и пятеро в день, — рассказывает директор круглосуточной «Фармы» в Горроще в ТЦ «Полетаевский» Татьяна Куликова. — Так как ассортимент большой и аптека пользуется спросом у покупателей, работы много в любое время суток.
Однако ночью работают, как правило, самые стойкие сотрудники.
Впрочем, стойкости не занимать и ранним пташкам, и обеденным «первостольникам». Как известно, аптекари — это не столько продавцы таблеток, сколько психологи, которые находят правильный подход к любому клиенту.
— Людей приходит много, и все они разные, — отмечает Татьяна Куликова. — Кто-то любит поговорить, рассказать о проблемах, кто-то заходит исключительно поругаться. Наши специалисты стараются сглаживать конфликтные ситуации.
Ангелы-хранители человеческого здоровья: больного вылечат, плачущего успокоят, недовольного смогут удивить скидками.
В Европе уже давно существует практика вводить в аптеках скидки и бонусные программы, по аналогии с продуктовыми магазинами и бутиками. Дошли эти веяния и до Рязани. «Фарма» стала сетью, которая использует данную технологию достаточно широко.
— В своей практике мы используем огромное количество разных бонусных программ для клиентов, — рассказывает заведующая аптекой. — Например, у нас работает система «Товар месяца», в рамках которой каждый месяц выбираются несколько наименований лекарств с установленной скидкой. Есть бонусы для зарегистрированных клиентов аптек. Чтобы пройти регистрацию, необходимо просто назвать свой номер телефона на кассе. Кроме того, сеть аптек работает по специальным картам производителей, что дает нашим клиентам дополнительную скидку от 10 до 50% на ряд позиций.
Недавно стартовала удобная бонусная система: однажды приобретенная карта впоследствии не обязательна для предъявления. Главное, зарегистрировать свой телефон у сотрудника аптеки.
Подробнее обо всех программах можно узнать в сети аптек «Фарма». По словам Татьяны Куликовой, зачастую выходит так, что совокупность скидок и предложений дает клиенту аптеки до 50% скидок от общего чека.
На этом новшества дежурной аптеки не заканчиваются. Оказывается, теперь клиенты, которые с интернетом на «ты», могут найти по адресам сети необходимые лекарства и забронировать их до своего визита. Это дает гарантию, что препарат не раскупят прямо перед носом. Кроме того, значительно экономится время рязанцев: теперь не нужно объезжать весь город в поисках необходимого лекарства.
— Порой бывает так, что клиент не может приехать и забрать товар в назначенное время, — поясняет заведующая круглосуточной «Фармы». — В таком случае мы рекомендуем нашим клиентам позвонить в аптеку и предупредить, что задерживаетесь. Мы всегда идем людям навстречу.
Помимо прочего, большим преимуществом бронирования является возможность получать огромные скидки при заказе от определенной суммы — программа называется АСНА-экономия.
По пути новых веяний и технологий движется и оборудование аптеки. В торговом зале стоит специальный аппарат, на котором можно в режиме онлайн выбрать необходимые лекарства, посмотреть, есть ли они в наличие, прикинуть общую стоимость и забронировать здесь и сейчас.
— Такая система избавляет от долгого ожидания в очереди, — отмечает Татьяна Куликова. — Кроме того, дает возможность воспользоваться дополнительной скидкой. Когда вы выбрали весь необходимый список лекарств, нужно кликнуть «галочку» и подходить к кассе. Клиенту останется только расплатиться и забрать товар.
Согласитесь, очень похоже на систему выбора товара в некоторых фаст-фудах. Удобно и практично.
Правда, как мы прекрасно понимаем, онлайн-заказы и работа с терминалами часто бывают недоступны людям пожилого возраста. А ведь именно они являются главными и наиболее частыми клиентами аптек.
— Сотрудники аптеки — высококвалифицированные специалисты, которые могут не только помочь с выбором лекарств, но и с освоением аппаратуры. Мы всегда выходим в зал, если кому-то требуется помощь, и рассказываем нашим бабушкам, как нужно обращаться с терминалом.
В аптеках работают настоящие профессионалы своего дела — выпускники Рязанскоого медколледжа и РязГМУ. Многие сотрудники имеют большой стаж в фармацевтике, а потому отлично разбираются во всех препаратах.
— У нас есть и своя «кузница кадров» — аптека на Есенина, — рассказывает заведующая. — Через заботливые руки руководителя проходят выпускники, которые адаптируются после колледжа или института к работе непосредственно в аптеке. После практики кто-то остается в «кузнице», кто-то переходит в другие аптеки сети. Кроме того, есть система повышения знаний через вебинары и тесты. Это позволяет даже вчерашнему студенту довольно быстро приобрести необходимые знания, а опытным специалистам — всегда быть в курсе самых новых аспектов отрасли.
— Мы проводим очную и заочную форму обучения в виде семинаров и вебинаров, — объясняет менеджер отдела маркетинга Ирина Дрожжина. — Причем вторая форма весьма удобна, потому что наши фармацевты могут посмотреть ее в любое удобное время. После пройденного материала, обучающиеся пишут тестирование. Вопросы оцениваются по 10-балльной система. Итоговый балл отражается в надбавках к зарплате.
Чем выше оценка, тем больше премия. В фармацевтике знания крайне важны. Не зря существует поговорка: точно, как в аптеке.
В медицине, как и во многих других сферах работы с людьми, главное правило — не навредить. А потому фармацевты тщательно проверяют свой товар на качество практически ежедневно.
— Почти каждый день нам приходят письма из Росздравнадзора, согласно которым мы изымаем из обращения так называемую «забраковку», — рассказывает менеджер по качеству Светлана Петранкова. — Чаще всего она связана с маркировкой товара — то есть, текстом на упаковке. Реже с количеством и содержанием. В целях безопасности мы изымаем из обращения всю партию, и либо отправляем ее производителю, либо проводим лабораторные анализы для подтверждения качества препаратов. В любом случае, нашим клиентам беспокоиться незачем.
День сменяется ночью, ночь сменяется днем, а дежурная аптека неусыпно открывает двери своим посетителям, чтобы в любую минуту помочь, если что-то неожиданно заболит.
Телефон для справок: 20-21-21
Аптечные тонкости узнавала Дарья Копосова
Фотограф Мария Илларионова