Если вы видите, как мимо вас по улице проплыл большой аквариум с аквалангистами, не пугайтесь — это, скорее всего, очередная работа рязанского художника, который создает рисунки на автомобилях. Лошади на крыльях и снежный барс на «запаске» — тоже его неугомонных рук дело.
Чтобы рассказать о том, как проходит процесс создания автоживописи, корреспондент Делового портала YA62.ru пробрался в гараж одного из ведущих мастеров Рязани — Алексея Орлова.
— Я не самоучка, — сразу заверил мастер. — В свое время прошел все возможные этапы художественного дела: сперва школу, потом училище. Меня всегда тянуло к машинам, а потому и темой своей дипломной работы я взял «Создание студии аэрографии. Аэробокс».
Однако, как ни крути, диплом — вещь теоретическая, и во время учебы до практики руки как-то не дошли. Потому и довольствовался Алексей тем, что наблюдал за работой американских мастеров и лелеял в душе мечту когда-нибудь открыть и свое дело, связанное с аэрографией. А потом уехал в Москву, где и прошел курсы, непосредственно связанные с рисунками на машинах.
Первую свою машину Алексей Орлов разрисовал в 2005 году. Темой картины был выбран абстрактный монохромный сон ребенка. Работа эта, кстати, жива до сих пор.
— Клиенты бывают двух типов: одни знают, чего хотят, другие — не знают, — делится наблюдениями художник. — Как только мы определяемся с тематикой, я создаю эскизы, мы прорабатываем все до последней детали, и только когда рисунок на бумаге согласован с владельцем машины, начинается работа.
Аэрографические картины Алексея всегда нравятся его клиентам. И не было ни одного случая за десятилетнюю историю его творчества, когда автолюбитель попросил бы что-то переделать. К слову, в Москве такие ситуации не редкость.
Если вам кажется, что рисовать на машинах просто, то вы ошибаетесь. Прежде, чем художник приступит к своему непосредственному занятию, поверхность необходимо подготовить. Если мы говорим о боковой части автомобиля, то для начала скручиваются ручки с дверей. Помимо этого, чтобы краска не попала случайно на другие детали машины, вся она покрывается пленкой. Когда все готово, мастер ошкуривает необходимую поверхность машины, снимая с нее гладкий глянцевый слой.
— Если на «холсте» есть какие-то дефекты, будь то вмятины или царапины, прежде, чем приступить к созданию рисунка, их необходимо исправить, — рассказывает Алексей Орлов.
По словам мастера, не все автовладельцы поддаются уговорам заплатить чуть больше, но починить мятые детали. Обычно предпочитают истинно русское «и так сойдет». Поэтому сам аэрографист больше всего любит работать с новыми машинами, только что привезенными из салона.
Главный инструмент художника — кисть. Главный инструмент художника по машинам — аэрограф. Работает он как маленький распылитель и помещается между пальцами. В верхнюю воронку наливается необходимая краска, а из баллончика подается воздух, под давлением которого она распыляется.
— Чем ближе к поверхности аэрографом работаешь, тем тоньше наносится черта, — объясняет и показывает мастер. — Можно добиться такой точности, что линия будет размером с волосок. А если отвести подальше, то, соответственно, зона распыления становится шире. Таким способом хорошо рисовать фон.
Не преувеличу, если скажу, что аэрограф — это продолжение руки самого художника, поэтому Алексей Орлов всегда тщательно выбирает свои инструменты. Предпочитает немецкое качество. Говорит, что такие аэрографы служат без сбоев по нескольку лет.
— Достаточно было один раз подержать в руках немецкий аэрограф, чтобы влюбиться в него, — признался художник. — Я за годы работы попробовал много разных стран-производителей, но остановился на одной марке. Считаю, что лучше потрачу чуть больше денег, но буду создавать действительно красивые детальные рисунки.
Впрочем, к выбору красок для аэрографии у Алексея подход такой же: лучше купить подороже и пользоваться в удовольствие. На важных материалах для любимого дела он не привык экономить. Зато в подручные средства, которые можно скорее назвать прикладными, использует практически все, что плохо лежит.
— У меня уже, кажется, развилась профдеформация, — смеется художник. — Я на все мелкие вещи смотрю с той точки зрения, как их можно использовать при создании рисунка на машине. Например, мало кто знает, что сетка, в которой продается фасованный по несколько головок чеснок, отлично подходит для создания эффекта змеиной шкуры.
Картина на машине по технике исполнения ничем не уступает картине на холсте. Чем сложнее рисунок, тем больше слоев приходится создавать и сочетать. Сложность также зависит и от размеров автомобиля: чем больше, тем труднее удержать необходимые параметры всех элементов картины.
— Моя любимая тематика рисунков — анималистика, — поведал Алексей Орлов. — С этим я определился еще в художественном училище. Да и заказчики чаще всего выбирают картины с волками, конями, дельфинами. Хотя сейчас у меня мечта сделать графику в стиле комиксов и супер-героев. Заказов пока что нет, но, надеюсь, скоро появятся.
Говорят, Москва — город возможностей. У нашего художника на этот счет другое мнение. В Рязани спрос на аэрографию среди автолюбителей с каждым годом только растет, так что работы мастерам кисти и металла предостаточно.
— Я люблю наш город и хочу, чтобы он был красивым, — вот так просто признается Алексей. — И каждый раз, когда мне приходит очередной заказ на машину, я надеюсь, что своей работой тоже вношу этот минимальный вклад в красоту Рязани.
Когда рисунок готов и высох, можно покрывать машину глянцем и прикручивать обратно ручки. В общем, расчехлять для долгого и приятного пользования. Так как краска находится под защитным слоем, то она не смоется и не выцветет со временем. Аэрография — это своего рода татуировка на теле автомобиля. Кстати, мы уверены, что работы Алексея Орлова вам часто встречались в Рязани и радовали глаз.
Дарья <Это шедевр!> Копосова