Все мы помним фразу отечественного Винни-Пуха о том, что есть неправильные пчелы, которые делают неправильный мед. Но мало кто знает, что это чистейшая правда: пчелы могут быть ленивыми, а мед — ненатуральным. И, как говорится, если хочешь сделать что-то хорошо и качественно, то делай это сам. Собственно, так и рассудила молодой предприниматель Мария Колесова из Сараевского района, когда вместе со своим мужем решила заняться пчеловодством. О том, как делать правильный мед и сколько на это нужно денег, узнал корреспондент Делового портала YA62.ru лично у бизнес-леди.
Идея создания медового бизнеса пришла от родителей супруга Марии. Они сами уже много лет ведут такое хозяйство, да и муж все детство провел на пасеке и знает толк в пчеловодстве. Молодожены решили, что нужно тоже как-то на ноги вставать и открывать свое дело. По их мнению, бизнес этот практически беспроигрышный, если он не пойдет — то семья ничего не потеряет. В случает неудачи можно и ульи продать, и семейства пчел, и оборудование, которое для отгона меда необходимо.
Подумали и решили, что для начала хватит и трех ульев. Одолжили у знакомых земельный участок, которым те не пользуются, и по весне, когда стало совсем тепло, выставили в чисто поле первые свои инвестиции. Для пчел, говорят, самое то, когда природа, лес, луговое разноцветие и небольшой водоем рядом.
— Признаюсь, сначала было тяжело, — вспоминает Мария Колесова. — Я в этом совершенно не разбиралась и полагалась только на знания мужа. Хотя, конечно же, помогала ему и вникала в процесс. Смотрела, как достаются рамки с медом, очищаются от пленки, кладутся в медогонку и отжимается мед. А пчелы кругом летают...
По словам бизнес-леди, жизнь в деревне сама подталкивает к идее заниматься фермерством. Если вести дела добросовестно, то очень быстро увеличивается, как говорят в городе, клиентская база. За один сезон молодые предприниматели так обросли желающими купить мед, что поняли — трех ульев мало.
— Мы ничего в мед не добавляем, не разбавляем его, — отмечает Мария Колесова. — Не понимаем, зачем это нужно делать, когда природа все сама создает. Цветы растут, пчелы носят. Наше дело — только медогонку крутить. Да-да, она у нас пока что ручная.
На защите проектов в Школе молодого предпринимателя идея создания пасеки была отмечена как одна из самых любопытных. Естественно, эксперты, присутствующие в комиссии, стали первыми клиентами. И не пожалели. Вслед за ними заказы стали делать люди, которым они посоветовали.
— На защите у меня спрашивали, мол, как докажете, что у вас натуральный мед? — рассказывает пчеловод. — Ну, и правда, как я могу доказать? Я могу только сказать и дать попробовать. А вы уж сами сможете определить, какой мед лучше, натуральный или разбавленный.
Технология разведения пчел и занятия медоделием выглядит следующим образом. Покупаются ульи. Один улей на одну пчелосемью. Чтобы члены семейства не разлетались и всегда находились в сообществе, в улей закладывается пчелиная матка. Правило одно: где будет матка, там будут и все остальные пчелы.
Весной, как только становится тепло и распускаются первые цветы, пчелы начинают свою самостоятельную деятельность. Они курсируют между лугом и ульем, принося мед.
Естественно, пасечникам приходится постоянно проверять, все ли в порядке, следить за пчелами, чтобы им было комфортно работать. Однако такой бизнес не требует постоянного наблюдения. Во всяком случае, на начальном этапе.
Самое главное — чтобы матка не улетела, иначе быть беде.
— Такое действительно случается достаточно часто, — рассказывает Мария Колесова. —Пчеломатка, когда вылетает, обычно забирается высоко на дерево, причем остальные пчелы окутывают ее как шар, защищая. Нам с мужем уже приходилось ловить рой специальном приспособлением для этих целей. Он дерево тряс, а я стояла внизу, ловила. Страшно было, когда весь этот кокон на меня летел. Но ничего, пережили.
Если пчелиная матка улетела не далеко — это еще хорошо. Бывает так, что рой найти уже невозможно. Что, к слову, весьма опасно, поскольку в плохую погоду и в моменты перемены климата пчелы становятся злыми и могут напасть на людей.
Рамки в ульи сперва покупали готовые, потом поняли, что и самим сделать их достаточно просто: сбиваются дощечки и натягивается проволока. Помимо основного продукта пчеловодства — меда, полосатые насекомые могут дать людям с умелыми руками много чего полезного. Это и маточное молочко, и прополис, и даже пыльцу, собирать которую нужно непосредственно в пчелиных лапок, когда они заходят в домик. А теперь представьте себе, насколько трудоемкое занятие заниматься сбором пыльцы для продажи.
— Чтобы производить каждый из этих продуктов, необходимо приобрести специальное оборудование, — отмечает бизнес-леди. — Но оно дорогое, а мы пока для этого не достаточно раскрутились. Хотя наши клиенты уже сейчас спрашивают, когда мы займемся продажей остальной продукции.
Оказывается, заниматься пчеловодством не так просто, как может показаться на первый взгляд. У многих не идет бизнес хотя бы потому, что не только люди, но и пчелы бывают ленивые. Они просто летают и не приносят пыльцу, поэтому владельцам столь праздных пчел приходится кормить их сахаром. В итоги они перерабатывают свою подкормку в мед, да только продукт получается не натуральный, лишенный тех самых целебных свойств, которыми славится мед.
— У нас пчелы пасутся на разнотравии, — рассказывает Мария Колесова. — В зависимости от того, какие травы и цветы цветут в определенный период времени, такой мед у получается. Самый первый, помню, был светлый-светлый. Потому что и трава была молодая ранней весной, и пчелы неопытные. А потом, с каждым разом, становился все насыщеннее. У нас даже спрашивали, не подмешиваем ли мы что-нибудь в него. Не бывает, мол, такого, чтобы цвет каждый раз разный. А вот, оказывается, бывает. Какая пыльца — такой и мед. Что дает природа, то мы и берем.
Многие пасечники, чтобы мед был определенного свойства и сбора, вывозят своих пчел в подсолнечные луга, к липовым лесам, гречишным полям и так далее, у кого на что фантазии хватает. Однако Мария считает, что цветочный мед, собранный с разнотравия, все равно самый полезный.
Если начал заниматься пчелами, то сложно совмещать этот бизнес с чем-то другим. Хоть ульи и не нуждаются в ежечасной проверке, все равно хозяевам пасеки необходимо всегда быть начеку. Любое изменение погоды может сказаться на настроении пчел, на их поведении. Кроме того, как оказалось, полосатые медоносы могут не только умереть от тяжелой жизни, но и быть похищенными конкурентами.
— Есть такие находчивые люди, которые ставят вокруг пасеки ловушки на пчел, — рассказывает пасечник. — Чаще всего такими вещами занимаются люди, которые тоже делают мед, хотят его продавать и при этом знают, что у конкурентов работа идет лучше. У нас вот сосед на ограде поставил такие ловушки. Мы сразу даже и не поняли, что это за штуковины. Потом уж пригляделись.
Хотя, как признается Мария, на рынке производства меда становится все меньше конкурентов. Спрос, конечно, большой, а вот заниматься этим некому. Старшее поколение постепенно отходит от дел, а молодежь особенно не рвется в провинцию. Там же работать надо. Потому и передать семейные фермерские дела особо некому.
— Мед — это такой продукт, который, как нам кажется, всегда будет в цене, — отмечает бизнес-леди. — Конечно, в магазинах сейчас можно найти мед на любой вкус и цвет, но при этом никто не ответит вам на вопрос, насколько он натуральный. Он годами стоит и не загустевает. А я вот, как пасечник, не понимаю, каким образом мед остается жидким все это время. Такого просто не может быть. Это живой продукт и он изменяет со временем свою структуру.
В дальнейшем планы молодых предпринимателей по пчеловодству грандиозные. Они хотят расширить пасеку как минимум еще на 30 ульев. Вот тогда и можно будет говорить о больших объемах изготовления меда и сопутствующей продукции.
Одна пчелосемья в сезон приносит порядка 30 кг меда. Не путать килограммы с литрами, потому что в трехлитровую банку помещается 4 кг меда. В этом году на молодых предпринимателей работало три улья. Килограмм меда пасечники продавали за 150 рублей. Чтобы понять, какова сезонная прибыль, нужно просто 90 кг умножить на 150 р. Конечно, чтобы значительно расшириться в своем бизнесе, необходимо будет сперва серьезно вложиться в него. Чтобы окупить приобретение будущих 30 ульев, уйдет приблизительно 18 месяцев.
Один улей стоит примерно 5 тысяч рублей, в зависимости от его конфигурации. Цена может доходить и до 10 тысяч, если он многоярусный и сразу на подножках. Пчелосемья в свою очередь стоит в пределах 3-5 тысяч. Это зависит от породы медоносов. Если в общую сумму необходимого капитала включить еще и покупку оборудования, то первоначальные затраты составят примерно 300 тысяч рублей. Что в условиях современных бизнес-проектов, не такие уж и запредельные деньги.
В общем, следующая весна обещает у молодых предпринимателей стать жаркой, а лето и осень — сладкими. К слову, мед у них и правда хорош.
Дегустировала Дарья Копосова