Мыслями об этой поездке я жила с тех самых пор, как в мае моя подруга Анастасия Фазлеева — неугомонный представитель сразу нескольких подразделений Касимовской епархии — предложила присоединиться к рейду по старинным церквям Рязанской области, организованному епархиальной комиссией по строительству и реставрации. Сейчас, рассказывала она, общей головной болью сельских епархий и министерства культуры является огромное количество полузабытых, труднодоступных, но крайне интересных и ценных для истории и культуры нашей страны храмов-памятников, на изучение и восстановление которых критически не хватает ресурсов – и человеческих, и финансовых.
Например, в общем списке аварийно-руинированных храмов Касимовской епархии значится более 40 малоисследованных объектов, многим из которых, тем не менее, был присвоен статус памятников культурного наследия регионального и федерального значения.
Прежде чем замахиваться на столь масштабное путешествие, наша оперативная группа в составе четырех человек решила прощупать почву и отправилась в пробную экспедицию по восьми случайным объектам.
Село Лом, Касимовский район. Храм Рождества Богородицы. Годы постройки: 1781-1786. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: остро аварийное.
Основная задача волонтерского состава заключалась в том, чтобы фотографировать объекты снаружи и изнутри, стараясь не упустить из виду ни одной детали. Ася, как организатор поездки, искала хранителей ключей от закрытых храмов, общалась с местными жителями и собирала сохранившуюся информацию об истории и утраченном убранстве церквей.
Я фотографирую обрушенный карниз, из которого так и не выкорчевали до конца пень довольно крупного дерева, и краем уха слушаю сельские легенды, которые передаются из уст в уста уже много лет. Например, существует предание, что безымянный священник этой церкви в XIX веке похоронил свою юную дочь на территории храма в золотом платье. Не совсем понятно, что имелось в виду, но явно что-то более существенное, чем золотая вышивка по вороту, иначе целые поколения кладоискателей не пытались бы докопаться до истины. Судьба легендарного платья осталась неизвестной, а мнения местных разнятся — то ли оно в земле золотом разошлось, то ли все-таки однажды его отыскали чернокопатели.
Сегодня к церкви по-настоящему живой интерес проявляют только жители села, своими скромными силами пытаясь сохранить памятник федерального значения от превращения в руины. Во внутреннем убранстве храма все еще можно разглядеть исчезающие следы былого великолепия — в деревянном резном иконостасе, когда-то полностью расписанном киноварью, оливковым и синим, уже не сохранилось икон, роспись стен и свода уже настолько бледная, что ее не сразу удается рассмотреть. Все это требует скорейшего консервирования и реставрации, пока еще есть шанс сохранить чудесный пример сельской храмовой архитектуры XVIII века не только на фотографиях.
Село Бетино, Касимовский район. Церковь Казанской иконы Божьей матери. Годы постройки: 1834-1855. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: руинированное.
Чтобы открыть эту церковь, не нужно было звать никого из местных. Она и так постоянно открыта, потому что там и брать-то особо нечего. Обращают на себя внимание только необычные старинные цветные полы, потихоньку исчезающие под осыпающимся сводом.
Здесь мы не услышали многовековых сельских преданий, разве что один из местных, моющий неподалеку машину, рассказал, что близкий друг Мичурина долгое время жил здесь и разбил возле церкви яблоневый сад, завещая, чтобы его похоронили в саду рядом с любимым храмом. Говорят, его воля была исполнена, хотя могилу мы не нашли. Впрочем, у алтарной части были собраны более ранние надгробия, еще с дореволюционных захоронений, надписи на которых было уже не разобрать. Позже мы узнали, что в Бетине есть свой святой, канонизированный в 2000 году священномученик Евгений Бетинский, который служил в Казанском храме до своего ареста в 1937 году и расстрела.
Село Балушевы-Починки, Касимовский район. Крестовоздвиженская церковь. Год постройки: 1869. Выявленный памятник истории и культуры. Состояние: удовлетворительное.
Эта церковь была полностью построена на деньги прихожан в третьей четверти XIX века. В достаточно большой приход входило четыре окрестные деревни, на территории которого было целых три школы и библиотека в 162 тома, что по тем временам было немалым богатством.
За последние три года стараниями местных жителей и епархии храм практически восстановлен до нормального состояния. В этой церкви XIX века, стилизованной под более ранний стиль барокко, запомнился необычный центральный иконостас, сложный, с большим количеством резных золоченых деталей на бордовом фоне, и два не менее необычных боковых, очень лаконичных, сделанных из искусственного белого и серо-голубого камня. Сторож храма рассказал, что еще лет 20 назад, когда они через оконный проем колокольни фотографировали центральный иконостас закрытого разрушающегося храма, украшений и отделки было гораздо больше, было видно по крайней мере шесть икон и шикарное резное паникадило, местонахождение которых сейчас неизвестно.
Село Пёт, Пителинский район. Введенский храм. Годы постройки: 1912-1913. Памятник истории и культуры регионального значения. Состояние: остро аварийное.
Храм неожиданно оказался нашим любимцем. Композиционно он был кульминацией нашей экспедиции, так как ему было посвящено самое романтическое время суток — закат первого дня и рассвет второго. Всеобщий хор восхвалений не стихал оба дня, в течение которых мы исследовали его с подвала до верхушки колокольни.
— Этот храм построен по авторскому проекту с использованием инновационных на тот момент технологий, — рассказывала Ася, — таких, как активное использование железобетонных конструкций и калориферное отопление. Это когда в подвале устанавливаются печи, от которых горячий воздух проводится по каналам через стены всего храма до вытяжек в сводах. В свое время на его строительство, связанное с 300-летием дома Романовых, выделил деньги местный купец Портнов. А строил храм местный крестьянин Никанор Васильевич Гавриков, по проекту гражданского инженера Молокина.
Храм в Пёте оказался самым интересным из наших объектов для сообщества профессиональных архитекторов. Чаще всего исследователи относят его к неорусскому стилю в авторской интерпретации и отмечают явное влияние петербургской архитектурной школы начала ХХ века. Один из авторов отмечал, что такой проект более закономерен для столицы, но неведомым образом попал в рязанскую глубинку. Кроме того, его выдающиеся размеры скорее заставляют вспоминать городские соборы, нежели сельские церквушки.
Сейчас реконструкцией храма и уходом за ним занимаются гостеприимные местные жители и приезжающие летом волонтеры.
Село Нестерово, Пителинский район. Храм великомученика Дмитрия Солунского. Годы постройки: 1700-1744. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: остро аварийное.
Поразительное место. Необычная и довольно редкая двухэтажная конструкция храма стала для меня открытием. Внешняя парадная лестница от колокольни до второго этажа практически разрушена временем и заросла настолько, что больше напоминает земляную насыпь, но по ней все еще можно пробраться в верхний храм. Убранства не осталось ни в верхнем, ни в нижнем храме, но остатки стенных росписей можно разглядеть везде. Особенно впечатляет нижний, где по темно-синему фону серебряной вязью идет хорошо сохранившийся растительный орнамент, а на своде между иконами виднеются звезды. Сами фрески практически невозможно рассмотреть невооруженным взглядом, но нам помогла глазастая техника, превращающая силуэты и контуры во вполне различимые картины.
Этот храм стал моим любимым объектом, как только удалось найти вход на колокольню. Узкий проход и витиеватая лестница в монументальной стене колокольни, казалось, ведут в тупик, настолько темно там было на первый взгляд. Кроме того, толщина стен стала превосходной звукоизоляцией — опытным путем нами было доказано, что, пока ты находишься в застенках, тебя не слышно на улице, а для тебя исчезает все, что происходит снаружи. До первого светового окошка где-то на уровне третьего этажа. Добравшись до звонарной площадки, ты видишь, что колоколов уже давно не осталось, зато открывающиеся оттуда великолепные виды трогают сердце.
Село Свищево, Пителинский район. Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Время постройки: XIX век. Выявленный памятник истории и культуры. Состояние: руинированное.
Пожалуй, самая загадочная церковь из всех, что нам пришлось повидать за эти два дня. Она полностью заросла деревьями, но, к сожалению, не обросла никакими легендами. И информации о ней не удалось разыскать нигде, кроме той, что как храм она перестала действовать не позднее 1930-х годов. Интересно, что руины этой небольшой, но удивительно гармоничной сельской церкви сохранили внешние росписи куда лучше, чем внутренние.
— Храм явно когда-то был белым, а снаружи в закомарах еще остались иконы, по три над каждым боковым входом. С южной стороны по центру виден силуэт Богородицы, что логично, храм-то Богородичный, но рядом с ней, что не совсем обычно, еще две святые девы, от которых остались только силуэты в золотых венцах и оплечьях, — рассказывает Ася. — Одна напоминает иконографический образ мученицы Екатерины, но как знать... Еще интереснее, впрочем, трое ученых отцов церкви, изображенных с северной стороны. Выбор сюжетов росписей вряд ли можно назвать случайным, скорее всего, это были какие-то значимые святые либо для деревни, либо для строителей, либо для благотворителей храма.
Побродив вокруг заросших руин, мы обнаружили фрагменты разной древности надгробий, одно с весьма лирическим содержанием. Дословно сложно было разобрать, но это явно было посвящение молодой девушке XIX века, которую автор сравнивает с отцветшим прекрасным цветком розы.
Село Подболотье, Пителинский район. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Год постройки: 1838. Состояние: утрачена.
Этот храм должен был быть последним пунктом нашего маленького, но продуктивного путешествия. Свернув с трассы Р124 на побитую жизнью проселочную дорогу, мы с воодушевлением слушали о деревянной полуразрушенной церкви, судя по фотографиям, еще сохранившей написанные на ткани достаточно яркие настенные иконы.
Не обнаружив в селе ни одного похожего здания, мы обратились за помощью к местным жителям, наблюдавшим за нашими перемещениями с лавочки у развилки дороги. Они и рассказали нам, что храм уже довольно давно был разрушен, и мы это восприняли как личную трагедию.
— Что-то само разрушилось, чему-то помогли, — вспоминали они. — Сперва на трапезную часть тополь упал во время грозы и разрушил ее. А потом... Девочки, видели бы вы, как нашу церковь тащили, пытаясь свалить оставшуюся часть.
70-летний дедушка вспоминал, что внутреннее убранство уже закрытой церкви впечатляло его еще в детстве.
— Там был расписанный деревянный резной иконостас, такие красивые витые столбы, покрытые золотом. Везде были иконы на натянутой ткани и просто на стенах, ангелы на потолке. И большая красивая деревянная круглая люстра. В советское время, когда в здании храма был зерновой склад, дети катались на паникадиле, и я тоже. Тогда все и рассмотрел. На нем по кругу были расставлены восковые свечки, и рассказывали, что все они зажигались от одной свечи.
Сегодня от церкви остались воспоминания, несколько фотографий, медный крестик с памятной надписью размером с ладонь, когда-то снятый с кованого креста упавшей колокольни («Она высотой вон с те тополя была. Метров 30!») и каменный фундамент возле векового дерева.
— Восстановить храм или построить на этом месте новый в ближайшее время точно не выйдет, – честно призналась Ася. – Сейчас расчистим место, поставим памятный крест и информационную табличку о том, что там было. Потом, может быть, местные решат поставить часовенку на месте храма.
Село Протасьев Угол, Чучковский район. Спасская церковь. Годы постройки: 1793-1798. Памятник истории и культуры федерального значения. Состояние: остро аварийное.
Последний пункт нашего путешествия, дополнительный. Затерянный в селе, которого уже практически не существует, потерявшийся в осенней листве стоит красивый храм, который с каждым годом все сильнее ветшает. Спасская церковь — усадебная, классическая по архитектуре, построенная дворянами Протасьевыми, чье родовое кладбище располагалось рядом. Представляет собой композицию из четырех разномасштабных ротонд — храма, двух приделов и алтаря с прямоугольной западной частью и колокольней. Изящная, всеми забытая и никем не охраняемая, она хранит в себе воспоминания двух веков, обшарпанные фрески и покрытые пылью свечи.
Судя по всему, кто-то еще посещает этот храм, хотя добраться до него стало не так-то просто. На пути к нему разрастается овраг, который в дождливую погоду становится непреодолимым препятствием.
Нам же с погодой повезло, и с чувством выполненного долга мы наблюдали, как закатные лучи освещают потемневшие купола одной из прекраснейших церквей Рязанской области.
Больше фото ЗДЕСЬ
По руинам бродила Дарья Копосова