Кто-то делает бизнес из воздуха, кто-то из бумаги, а кто-то плетет свое дело из ниток, создавая замысловатые кружева в традиционном стиле. Выпускница рязанской школы молодого предпринимателя — красавица, спортсменка, рукодельница — Наталья Скворцова вот уже не первый год занимается некогда славным скопинским кружевом, технология плетения которого только начинает возрождаться. Корреспондент Делового портала YA62.ru решил выяснить у бизнес-вумен, насколько выгодным может оказаться ручной труд в условиях экономического кризиса.
Стоит сразу сказать, что в рукоделие Наталья пришла не вчера. Она закончила Высшую школу народных искусств и вот уже пять лет является профессиональной рязанской кружевницей. В настоящее время работает в Скопинском центре народных промыслов и ремесел в текстильной мастерской. Собственно, там, после долгих дней кружевоплетения, Наталье и пришла идея пойти в Школу молодого предпринимателя, чтобы представить свой проект: возрождение Скопинского кружева как элемента культуры Рязанской области.
— Мой проект является обучающим, — рассказала Наталья. — Я предлагаю сделать в Рязани мастер-классы для всех желающий — детей и взрослых — чтобы они могли окунуться в русскую традицию, и не только попробовать настоящее старинное ремесло, но и, возможно, открыть в себе таланты рукоделия. Таких проектов в городе практически нет, поэтому я и решила, что моя идея понравится Рязани.
Если углубиться в историю, то можно найти в архивах информацию, что до войны в Скопине работали 2 000 кружевниц. Кружево, которое они плели, было сложным, тонким белым и необычайно изысканным, потому и отправляли его большими партиями в Москву на отделку женского нижнего белья и свадебных платьев. Однако в годы войны кружевоплетение стало никому не нужно, а знания были утрачены. Позже уже текстильная промышленность перебила ручное производство, поскольку масштабно производить что-либо всегда дешевле. Рукам на смену пришли машины и промысел как таковой окончательно угас.
— Скопинское кружево настолько сложное, что им и сейчас, несмотря на тенденции к рукотворчеству, никто не занимается, — посетовала наша кружевница. — И от этого желание создать в городе образовательные мастерские еще сильнее. Сегодня люде не умеют отличить ручное кружево от машинного, в то время как платье с ручной отделкой будет стоить в сотни раз дороже.
Техника плетения скопинского кружева многопарная и требует большого количества коклюшек. Рисунок в основном геометрический, а цвет нитей — белый. Именно за счет этого создается ощущение воздушности и легкости.
Чтобы сплести кружевной шарф на основе старинного скопинского кружева из шифона и шелковых нитей, использует одновременно 44 пары коклюшек, то есть — 88 штук. Плетется шарф в течение двух недель, если заниматься этим каждый день с утра до вечера.
— Первый вопрос, который мне всегда задают, это как я не запутываюсь в нитках во время плетения шарфа, — улыбается Наталья. — На самом деле, все гораздо проще, чем кажется. Потому что кружево плетется по рисунку, заранее приготовленной схеме. И там видно, куда каждая ниточка при правильном обращении должна пойти. И если вдруг я сбиваюсь, нитка уходит не туда, то ошибку сразу видно. Приходится распускать.
Кружевница признается, что когда только начинала заниматься народным рукоделием, были даже слезы. Работа очень кропотливая и поначалу не так четко удавалось разбираться в схемах. Поэтому, когда педагог подходил и говорил, что где-то закралась ошибка и нужно до этого места все распускать, хотелось плакать — работа-то проделана. Но, ничего не поделаешь, профессионализм всем дается нелегко.
Исследования и работа над бизнес-планом показали, что кружевоплетение — бизнес весьма выгодный, потому что кружево снова ценится очень дорого. К тому же прикоснуться к русской культуре сейчас хотят все больше людей.
— Ко мне приходят девушки и молодые люди, которые делают себе на заказ в строгий костюм народные кружевные вставки, — рассказывает Наталья. — Надо сказать, это смотрится весьма необычно и стильно. Можно подбирать и узоры более современные, и цвета, находя тонкую грань между традицией и современными тенденциями моды, не переходя к безвкусному китчу.
Никакой рекламы, кроме группы «ВКонтакте», у Натальи нет, да и, как говорит сама кружевница, пока что не надо. К тому же, в столь творческом деле отлично работает сарафанное радио.
— Для меня было большим сюрпризом, когда компания «Русское золото» заказала у меня фирменные воротники для сотрудников с их логотипом и в цветах их корпоративного стиля, — вспоминает Наталья. — Несколько месяцев ушло на то, чтобы создать эту коллекцию воротников, но я до сих пор не знаю, как они на меня вышли.
Проект открытия в Рязани курсов народного кружевного промысла рассчитан на октябрь 2015 года, когда школьники не только выйдут на учебу, но и уже полноценно втянутся в эту колею.
— Курсы будут платными, но обязательно с льготными условиями для многодетных семей, особенных детей, — отмечает бизнес-леди. — Кроме того, мы будем заниматься благотворительностью и обязательно продолжим сотрудничество с «Детскими домиками». Я буду рада, если такие детки будут к нам ходить на рукоделие. Бизнес должен быть социально ориентированным, потому что нельзя просто идти зарабатывать деньги, ничего хорошего при этом не делая людям.
Рентабельность проекта была оценена в 24%, а это говорит о том, что им стоит начать заниматься как можно быстрее, пока никто не перехватил идею.
Как оказалось, Наталье не требуется никаких больших вложений в свой бизнес, кроме оформления ИП. Все материалы для рукоделия у нее уже есть: нитки, коклюшки, иголки.
— Нужно только помещение, но я планирую прийти в школы, детские центры, и стартовать на базе учебных заведений, — поясняет Наталья. — Чистой прибыли в месяц планируется порядка 450 тысяч. Естественно, реализовывать это буду не одна я. Нас целая команда мастериц, сложившихся профессионалов.
Цена курсов предполагается такая: для взрослых — 500 рублей за три часа занятий, для детей — 200-250 рублей за полтора-два часа. У одной группы предполагается два занятия в неделю. Однако мастер-классы не ограничатся одним Скопинским кружевом. Преподаваться будут также Вологодское, Елецкое, Михайловское и Рязанское кружева. Они все различаются по технике и по сложности, поэтому на первых порах подмастерья будут учиться на простом, постепенно переходя к более изысканному.
— Я никогда не думала, что смогу полюбить народный костюм, надеть его, носить, — вспоминает Наталья. — Но когда прикасаешься к таким вещам, понимаешь, что у них уже есть история, определенная семантика. Раньше по костюму можно было узнать о человеке очень многое: сколько ему лет, состоит ли он в браке или нет, сколько у него детей... Народные промыслы — это такая часть истории, к которой так или иначе стоит прикоснуться каждому.
Прикоснулась Дарья Копосова