Казалось бы, идея открыть магазин в Рязани, катастрофически близка к провалу. Наш город по итогам 2014 года занял четвертое место в рейтинге обеспеченности торговыми центрами среди городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек. Попросту говоря, магазинов у нас столько, что хоть живи в них. Подавляющее большинство — крупные сети, чтобы с ними потягаться, нужно сломать систему.
Рязанка Надежда Базякина нашла свой путь и добавила в бизнес немного сердца: ее «остров» Art for heart с украшениями ручной работы является первым благотворительным магазином в Рязани. То есть каждый человек, который приобретает здесь товар, не только помогает рязанским мастерицам и молодому предпринимателю, но и фонду «Наши дети».
Надежда прошла обучение в Школе молодежного предпринимательства. Девушка шла на учебу с рабочей идеей открытия магазина с изделиями ручной работы. До этого рязанка активно занималась благотворительностью на общественных началах. Девушка признается, что лишних денег на помощь нуждающимся не было, поэтому могла оказать поддержку лишь волонтерским трудом. Поэтому, когда руководитель проекта «Ты — предприниматель» Екатерина Тимохина рассказала о питерском благотворительном магазине «Спасибо!», Надежда Базякина сразу поняла, что это — ее формат.
«Спасибо!» — первый социальный магазин в нашей стране, где можно совершить интересную покупку, а также сеть контейнеров для сбора вещей по городу и центр выдачи вещей, в котором нуждающиеся могут получить вещи бесплатно.
— Я узнала, что можно не только открыть магазин, что-то продавать и с помощью вырученных средств как-то помогать людям, а в целом направить свой бизнес на благотворительность, — рассказала Надежда.
Идея открытия магазина бижутерии может показаться нерентабельной. Но вопрос девушки, знаю ли я хоть один большой магазин бижутерии, поставил меня в небольшой тупик. На ум пришли лишь несколько сетевых магазинов, которые есть в двух-трех торговых центрах почти каждого крупного российского города. Точки с некитайским товаром, как оказалось, вспомнить вообще невозможно.
— Я считаю, что бижутерия не очень хорошо продается в магазине, поэтому мы решили взять «остров», — аргументировала Надежда Базякина.
По ее словам, отдельное обособленное помещение сложнее наполнять и товаром, и оборудованием. К тому же необходимы средства на его рекламу, а мимо «острова» клиенты «проплывают» сами собой.
Выбор места сразу пал на торговый центр, а вот какой именно решали методом исключения и остановились на ТЦ «Виктория Плаза».
Мастериц руководитель проекта Art for heart находит через соцсети и ярмарки мастеров. Когда «остров» только открывался, в нем были представлены работы 15 умелиц, сейчас же их число превышает три десятка. Но сегодня Надежде Базякиной уже и не нужно искать таланты, они сами «плывут» в руки: находят девушку в соцсетях или приносят труды своих работ к ней в ТЦ. Если с мастерами проблем особых не было, то вот ради «острова» пришлось продать машину.
— Она все равно была старая, и ее надо было продавать, — с улыбкой и без тени сожаления комментирует Надежда.
Ценовая политика Art for heart строится следующим образом: мастера обозначают стоимость изделия, указанную в их группах в соцсети «ВКонтакте», и отдают Надежде Базякиной немного дешевле. Молодой предприниматель пишет на ценнике ту же стоимость, что и в соцсети. Минимальная наценка и является прибылью. А помощь «Нашим детям» — выручка минус аренда и зарплата продавцов. Так как проект запустился всего три месяца назад, пока эта схема работает не в полную силу — сначала магазину нужно встать на ноги. По проекту Надежды Базякиной, магазин должен окупиться за четыре месяца. Однако Art for heart принимает активное участие в различных благотворительных акциях и сам их проводит, например ярмарку в рамках забега «Добрый старт». Некоторые мастера отдают изделия в дар на благотворительность и вся выручка от них идет в помощь детям. Мастера заряжаются от Надежды искрой добрых дел: недавно собрали различные материалы для рукоделия для детей из ермишинской многодетной семьи.
Надежда Базякина с гордостью говорит, что пока все как в песне идет по плану. И бизнес планирует расширять. Этот остров скоро появится в обособленном помещении.
— Об этом рано пока говорить, все только в планах. Но это будет полноценный благотворительный магазин: мы не только свою прибыль будем отдавать, но и собирать вещи, как в том же «Спасибо». Не нужно открывать Америку, нужно взять хорошую идею и сделать так же, — рассказала предприниматель.
Во время беседы Надежда Базякина постоянно говорит не «мое дело», а «наше». На вопрос, почему у нее такое отношение к своему «детищу», она отвечает просто.
— Мне много людей помогает. Они не мои партнеры по бизнесу, не мои компаньоны, но без поддержки близких не справилась бы, — признается молодой предприниматель.
Так на открытии Art for heart выступали «Научное шоу профессора Бумса»и кавер-группа «Мохито», а умельцы давали мастер-классы. По словам Надежды, ее друзья выложились на сто процентов не за гонорар, а по-дружески, за спасибо.
По словам руководителя благотворительного магазина, его идея в Рязани прижилась. Клиенты приходят во второй и третий раз, приводят друзей. Всем очень нравится, что это ручная работа. Надежда Базякина в шутку называет себя экскурсоводом. Большой процент покупателей не совершают покупки на первой «встрече» с «островом» — разбегаются глаза. Молодой предприниматель по кругу ведет посетителей и рассказывает про мастеров, разные техники, историю отдельных товаров. Естественно, ей надо хорошо разбираться в техниках, камнях, качестве бисера и т. д. За несколько месяцев Надежда «прокачала» этот скилл до уровня профи.
— Покупатели платят не потому что, что-то стоит дешевле или дороже, они платят за вещи со смыслом, за технику за работу, за то, что это сделано руками рязанских мастеров, — отмечает руководитель проекта.
Присмотрела колечко Кристина Феофанова