Мало кому из россиян присуща уверенность в завтрашнем дне. А последние события политической и экономической сферы напоминают о диалоге из одного популярного иностранного сериала: «Ты паникуешь? — Да, присоединяйся, пожалуйста!». Однако коммерческий директор строительной компании «Владар» Олег Моргунов заверил наших читателей, что паника – худшая опасность для бизнеса.
Олег Моргунов
Олег Моргунов родился 10 апреля 1985 года в Ряжске Рязанской области. Прошел обучение в Московском педагогическом государственном университете по специальности «менеджмент организации». С сентября 2007 года по август 2008 года работал менеджером в городской комплексной инвестиционной программе ОАО «Новое кольцо Москвы». C 1 сентября 2008 по настоящее время является коммерческим директором строительной компании «Владар».
– Каким будет 2015 год для строительного рынка Рязани?
– Сложным. Текущий год создаст такую ситуацию, что в 2016 и в 2017 годах нас будет ждать дефицит жилья. Все, кто хотел строить, строят. Но есть строительные компании, которые ничего не закладывают; те, кто не имеет заключенных договоров долевого участия, приостанавливают строительство. Застройщики не понимают, будут ли клиенты покупать квартиры или нет.
– Участвует ли компания «Владар» в развитии новых микрорайонов?
– Да, мы в сентябре сдадим дом в 5-м микрорайоне Дашков. Также в ДПР-7 у нас планируется строительство более 40 тысяч квадратных метров жилья. Сейчас ведутся подготовительные работы. Также мы получаем разрешение на строительство двух домов-«свечек» в Кальном на улице Быстрецкой площадью 15 тысяч квадратных метров. Так что, как видите, несмотря на не самую благоприятную ситуацию в стране, строительный рынок не стоит на месте. Планировать что-то сейчас конечно тяжело, но, тем не менее, работа идет.
– Вы не планируете развивать малоэтажное строительство?
– Нет. В России многие люди считают, что сами должны построить дом, поэтому неохотно их берут. С квартирами в этом плане проще. Квартира всегда нужна, тем более хорошая.
– Аналитики говорят о том, что себестоимость строительства вырастет на 10-15%. Как это отразится на ценах?
– Себестоимость уже выросла, но, как мы можем поднимать цены, если продажи не растут. Я думаю, что продажи сейчас будут цикличными, поэтому поднимать цены мы не планируем. Могу сказать, что некоторые застройщики под бум взвинтили цены в начале года, однако сейчас все равно приспустили.
– Как сейчас обстоят дела с ипотекой?
— Сейчас уже запущена и работает программа государственной поддержки ипотечного рынка что существенно понижает ставку до 11,9%, что, соответственно, должно увеличить продажи.
– Снижают ли рязанские компании объем строящегося жилья или количество проектов в связи с нелегкой ситуацией в стране?
– Я не могу сказать за все компании, но относительно нас это точно неправда. У нас есть новые проекты, новые площадки.
— У нас принято говорить только о негативном и сгущать краски. А произошло ли что-то позитивное, о чем не все клиенты знают?
— Сейчас вступил в силу закон, который обязует застройщика страховать свою ответственность перед дольщиком. В случае, если застройщик не выполняет свои обязательства, дольщик может обратиться в страховую компанию и потребовать деньги. Такого раньше не было.
«Трехкомнатную квартиру в столице за 3 миллиона 100 тысяч не купишь, а здесь можно. Рязань близко: приехал, вложил деньги, потом можешь продать. Это тоже бизнес».
– За счет чего сейчас могут выжить строительные компании? Как бороться со слухами?
– Сейчас можно выжить только за счет хорошего имиджа и выполнения сроков сдачи домов. Почему люди приходят к нам? Потому что они понимают, что мы, во-первых, дом построим, во-вторых, вовремя его сдадим. Мы ни разу не задерживали сроки. А сроки строительства очень важны: полтора и два с половиной года – разница большая. Естественно, важна правильная, не накрученная цена, которая соответствует качеству.
– В плане имиджа сарафанное радио в Рязани хорошо работает?
– Очень, люди активно делятся опытом покупки жилья. По опыту нашей компании могу сказать, что к нам приходят не только родственники и друзья наших клиентов, но и они сами приходят во второй раз. Купить квартиру родителям, например.
– Какова статистика продаж в текущем году?
– Январь, февраль и март этого года – стабильные месяцы. Несмотря на то, что происходит в стране, не могу сказать, что начало года было краховым.
– Обычно в кризис россияне скупают жилье. Наблюдается ли сейчас большой поток покупателей?
– Кто хотел уже купил в декабре прошлого года, ну, или в январе текущего. Представитель любой строительной компании скажет вам, что сейчас ажиотажа нет. Многие потратили деньги на холодильники, прочую бытовую технику, машины. Остались только те, кто ждал возвращения долга, например. Несмотря на кризис, есть клиенты, которые имеют деньги на руках и готовы оплатить всю стоимость квартиры. Продажи упали, не спорю, но, тем не менее, идут.
– Специалисты считают, что в Рязани строительный рынок перенасыщен...
– Я сам иногда удивляюсь, но у нас более 30 строительных компаний. У лидеров квартиры покупаются, у маленьких компаний, которые строят один дом, возможно, есть трудности. Рязань в этом плане уникальна. У нас в городе более ста объектов на стадии строительства. Я думаю, что наш город инвестиционно привлекателен. Москвичи берут у нас квартиры. Трехкомнатную квартиру в столице за 3 миллиона 100 тысяч не купишь, а здесь можно. Рязань близко: приехал, вложил деньги, потом можешь продать. Это тоже бизнес.
– Куда будет расширяться Рязань в ближайшие годы?
– Дашки будут развиваться, Канищево. В Песочне люди очень активно покупают квартиры, там сейчас очень хороший развитый микрорайон: магазины, детские сады – никакого поля. В Кальном все будет застроено вплоть до окружной дороги, также вокруг «Глобуса» много проектов. Уже внутри окружной места все ценнее и ценнее. Сейчас застройщики не хотят «перешагивать» за Северную окружную, но никуда не денемся.
Беседовала Кристина Феофанова