Девятьсот гектаров площади и порядка 33 километров автодорог — вот она, одна из крупнейших в стране кухонь, на которой готовят, пожалуй, главное экономическое блюдо России — бензин. Рязанский нефтеперерабатывающий завод с каждым годом не только увеличивает объемы своих кулинарных изысков, но и улучшает «рецептуру» производимого топлива. В свое время по стране был принят технический регламент, что к 2016 году весь бензин, производимый и реализуемый, должен соответствовать классу ЕВРО-5, то есть быть с низким содержанием серы.
О том, каков рецепт приготовления такого бензина, корреспонденту Делового портала YA62.ru рассказал и показал заместитель начальника управления производством по глубокой переработке нефти РНПК Дмитрий Доронин.
Чтобы попасть на Рязанский нефтезавод, помимо специального разрешения нужна еще и специальная форма, которая выдается на проходной. Все как положено: плотный комбинезон, куртка, ботинки, каска, очки и средство личной защиты в случае непредвиденной ситуации. Ощущения — словно ты в скафандре. Зато безопасно.
Передвигаться по РНПК пешком можно, но затея это бесполезная. Расстояние от одного объекта до другого измеряется несколькими километрами, а потому куда проще вызвать такси. Масштаб такой, что дух захватывает.
— Вот здесь мы и делаем бензин, — говорит Дмитрий Доронин, широким жестом описывая необъятную территорию.
Сырьевой нефтяной парк
Не припомню, чтобы на уроках химии такое рассказывали, поэтому на всякий случай технологическая справка из области «мало кто знает...». Итак, мало кто знает, что бензин состоит из четырех основных компонентов: бензин реформинга, бензин каталитического крекинга, бензин изомеризации и алкилат. Но начинается все с обычной сырой нефти.
Нефть по трубопроводам поступает в резервуарный парк на РНПК, где проводится подготовка сырья к первичной переработке. Самое главное — отстоять нефть от воды, чтобы избавить ее от лишней примеси. После того, как первая стадия «сушки» завершена, можно перейти к следующему этапу и отправить чистую нефть по трубопроводам дальше.
Установка первичной переработки нефти
— На установке первичной переработки происходит один из самых простых процессов: разделение сложного состава нефти на более узкие компоненты, — рассказывает Дмитрий Доронин. — Газ, бензин, керосин, дизельное топливо, вакуумный газойль и мазут. В дальнейшем все эти продукты проходит процессы более глубокой переработки: либо облагораживание, либо дальнейшее деление на вещества.
Теперь будущий бензин готов к таким сложным процессам, как крекинг и изомеризация.
Каталитический крекинг
После первичной переработки один из компонентов, полученных в результате разделения нефти на фракции, вакуумный газойль, поступает на гидрооблагораживание. Но очищается не от воды, как многие могли бы подумать, а от серы. В процессе очистки вещество становится сырьем каталитического крекинга для получения одной из составных частей бензина — бензина каткрекинга.
Бензин реформинга
Другие бензиновые фракции после первичной переработки отправляются на облагораживание, в результате которого получается самый главный компонент будущего готового бензина — бензин реформинга. Этот процесс позволяет увеличить октановое число компонента бензина. А ведь еще из курса химии старших классов мы помним, что чем выше октановое число, тем меньше детонация двигателя в процессе работы автомобиля, и тем лучше крутятся в моторе все шестеренки. Именно поэтому 98-й бензин дороже, чем 95-й.
Изомеризация
Компоненты высокооктанового бензина получаются в результате алкилирования и изомеризации бутана и пропана. Установка, которая отвечает на РНПК за процесс изометизации — самая новая, и лицензером ее является «Российская компания». В низкотемпературном режиме происходит обработка полученных в результате первичной обработки газов. На выходе получается готовый компонент бензина.
А теперь попробуем сложить все ингредиенты в готовое блюдо. В мировой практике бензин реформинга — это основной компонент готовой продукции. В Европе и США — это порядка 40-45% состава топлива. В России компонент имеет куда большую массовую долю — до 65%. Хотя, к слову сказать, РНПК удается достигать и показателей ведущих зарубежных марок. Чтобы было понятно, как это влияет на качество бензина, поясняю. Оказывается, что остальные три компонента топлива добавляются в состав для улучшения его свойств. И чем больше этих «улучшителей» в процентном соотношении туда входит, тем лучше. Поэтому, получается, что, чем меньше бензина реформинга в топливе, тем более положительными оказываются его свойства.
Бензин каткрекинга по компонентному составу в мировой практике составляет порядка 30-40%, и на РНПК данная планка поддерживается, хотя по России в среднем показатели куда ниже.
То же касается и добавления в бензин изомеризата алкилат. В Европе это показатель от 4 до 10%. В связи с тем, что на предприятиях России процессы изомеризации и алкилации не достаточно настроены, процент его гораздо ниже общемирового.
Эти процентные соотношения и отображают типовые потребительские свойства продукта, и чем ближе мы к мировым параметрам, тем более конкурентоспособен наш бензин на Российском рынке.
— Теперь, что касается маркировки ЕВРО-5 на бензине, — поясняет Дмитрий Доронин. — Топливо класса ЕВРО-5 отличается от других классов только содержанием серы в готовом продукте — меньше 10 ррм (пэ-пэ-эм). Это благоприятно сказывается не только на работе двигателя, что и на экологической обстановке: сокращается выброс в атмосферу веществ, загрязняющих окружающую среду.
За тем, чтобы все процессы на предприятии протекали в штатном режиме и без эксцессов, следят сотрудники центральной операторной РНПК. Они осуществляют круглосуточный контроль за всеми показателями приборов. Каждые пять секунд в аппаратную поступают данные с объектов. Кроме того, на каждом пульте есть красные кнопки, нажав которые можно остановить установки, если они начали работать неисправно.
Чтобы понимать масштабы, в 2014 году на Рязанском нефтезаводе переработали более 17 миллионов тонн нефти. Есть определенные технические и технологические ограничения, по которым РНПК может перерабатывать не более 18 млн тонн.
Это связано также с возможностями логистики и отгрузки продукции. Процесс вывоза бензина происходит двумя способами: основная масса уходит по железной дороге, остальная — посредством автоцистерн. В летние дни с завода уходит порядка 10 тысяч тонн готового топлива, чтобы «прокормить» миллионы автомобилей страны.
Бензин готовила Дарья Копосова
Больше фото ЗДЕСЬ