Город Я так живу интервью Компьютер, бумага, $500. С чего начиналась «Ярмарка»

Компьютер, бумага, $500. С чего начиналась «Ярмарка»

Самая популярная и крупная ярмарка в Рязани — вовсе не та, что по выходным дням собирает покупателей возле продовольственных палаток. А та, что объединяет 532 тысячи рязанцев три раза в неделю на страницах своего издания. Вот уже 20 лет Издательский дом «Ярмарка» помогает купить необходимое, продать качественное, найти потерянное и отдать в хорошие руки что-то бесценное. В связи с этой датой корреспондент делового портала YA62.ru пообщался с первооткрывателем «Ярмарки» и ее генеральным директором Александром Васильевым, чтобы узнать, как же все начиналось в далеком, 1994 году.

Александр Васильев
Основатель и генеральный директор Издательского дома «Ярмарка».

— Полагаю, 20-летие издательского дома — это отличный повод вспомнить, как все начиналось, и почему вашим бизнесом стало именно создание газеты?

— Было много событий, предшествующих открытию «Ярмарки». Если честно, я и сам не знаю, почему идеей создания бизнеса стала именно газета. В бытность свою студентом я чего только ни делал: занимался мытьем стекол, с другом торговали компьютерами из Польши, крыши рубероидом крыли. А потом где-то щелкнуло, и мне показалось, что создать газету объявлений — это отличный бизнес. Он не настолько прост, чтобы им занимался каждый, но, с другой стороны, не такой тяжелый и не требует золотых гор. Имея в материальной базе один компьютер, две тонны бумаги и 500 долларов на зарплату, можно было смело открывать газету.

— Вы работали совсем один, или уже тогда были единомышленники?

— Мне тогда помогал мой друг, Александр Ведутин, он разбирался с программами и технической составляющей, и вместе мы придумывали дизайн газеты, решали, как это должно было выглядеть. На компьютере устанавливалась самая простая программа верстки, которая продавалась тогда на нелицензионных дисках, и начиналась активная подготовка к выпуску первого номера. Мы готовили макет, ездили к знакомым, которые выводили его на лазерном принтере на пленку, отвозили ее в типографию, где уже и завершался процесс печати номера. Потом к нашему дуэту присоединилась моя сестра, которая сидела на телефоне и принимала объявления. Какие-то звонки приходилось и мне самому отслеживать. А через какое-то время у нас появилась еще одна девушка на должности диспетчера. Буквально через месяц телефонов уже было два. Так постепенно все и развивалось.

— После первых радостей создания собственной газеты, наверное, появились и первые трудности?

— Помню, с каким трудом пробивались в типографию на печать, потому что она была весьма загружена в самые удобные для выхода нашего издания дни. Тогда все газеты, в которых были телепрограммы, пытались выйти в четверг. Поэтому нам приходилось печататься в среду и без телепрограммы. Я считал, что нам она не нужна, хотя люди весьма охотно покупали газеты как раз из-за программы, потому что телевидение тогда было куда популярнее, чем сегодня.

Трудности серьезные начались, когда я пришел в типографию после выхода пары номеров и мне сказали, что инфляция очень сильная, и им придется повышать цены на 1-2% каждую неделю. То есть фактически каждый выпуск становился для нас дороже. Но мне удалось тогда договориться, чтобы какое-то время цена оставалась фиксированной, а уже потом постепенно возрастала. Вообще, здорово мешала экономическая ситуация в стране, которая была тогда. Из-за инфляции много фирм закрывалось, и они не успевали заплатить за рекламу. И был даже момент, когда захотелось все бросить.

— Когда же наступил этот период и как удалось его пережить?

— В марте, через четыре месяца после старта проекта. Я пришел к Вадиму Михайлову (главному редактору газеты «Вечерняя Рязань». —Прим. ред.), чтобы поговорить с ним и устроить к нему на работу тех людей, которые уже занимались «Ярмаркой». Я не хотел своих сотрудников просто взять и бросить. Тогда я переживал «весенний кризис» веры в свое дело. Мне показалось, что оно не очень динамично развивается. Но мы благополучно этот кризис пережили, хотя денег, которые приносила реклама, хватало только на то, чтобы печатать газету и платить зарплату.

«В бытность свою студентом я чего только ни делал: занимался мытьем стекол, с другом торговали компьютерами из Польши, крыши рубероидом крыли».

— Помимо экономического кризиса и кризиса веры часто развитию мешают конкуренты. Каково было положение дел у «Ярмарки» в самом начале?

— В Рязани была изначально газета «Совершенно бесплатно», которую выпускала «Вечерняя Рязань». Она выходила большим тиражом и была довольно известной. Но имела один значительный минус: они не принимали объявления сразу. И если ты хотел, чтобы твоя заявка вышла как можно быстрее, нужно было прийти и заплатить деньги. Бесплатные же объявления выходили в течение двух недель. «Ярмарка» первое время не продавалась, а распространялась бесплатно. Потом я стал отдавать ее то ли по 10, то ли по 20 копеек, что даже по тем временам — незначительный расход для покупателя. В 2001 году в Рязань приехали московские «Из рук в руки». Причем их руководство долго вело со мной переговоры, чтобы я вошел в их холдинг, купил у них франшизу и на базе «Ярмарки» выпускал «Из рук в руки», естественно, отказываясь полностью от своего бренда. Даже пугали, что мы, мол, не выдержим их конкуренции, они придут и всем будет несладко. Еще выходила газета «Моя реклама». Они продержались года полтора и закрылись. Если так подумать, то нам выходить было легко. Уже через 1,5 года обогнали «Совершенно бесплатно», стали лидерами и старались не упускать пальму первенства именно в нише частных объявлений.

— Когда стало понятно, что «Ярмарка» в Рязани вышла в абсолютные лидеры и ее знают все?

— Известность мы обрели через год. А через полтора мы начали выпускать газету два раза в неделю. Вот тогда-то рекламодатели в нас поверили и стали более охотно сотрудничать. Они почувствовали отдачу от рекламы, и после этого наконец прекратились проблемы с платежами. Теперь денег хватало не только на зарплату, но и на расширение. Мы стали увеличивать объем газеты, купили сканер, свой лазерный принтер. А до этого мы вывинчивали жесткий диск из компьютера, отвозили его, чтобы с него распечатать шаблон газеты на чужом принтере.

— Было ли четкое осознание того, что случился переломный момент в работе «Ярмарки», когда она перестала быть «газетой, сделанной на коленке», а начала приносить реальный доход и забрезжили перспективы издательского дома?

— Сложно ответить, потому что 20 лет назад мы были другими людьми и ставили перед собой другие задачи. Я вот изначально хотел просто заработать на лазерный принтер, чтобы не надо было обращаться к чужим людям за этой услугой, а полностью создавать газету самостоятельно. Ни о каком издательском доме тогда даже мыслей не было. Хотелось просто обеспечивать себя и зарабатывать чуть больше, чем просто зарплата. Практически все заработанные деньги шли обратно в «Ярмарку». Мы покупали дополнительную технику, мебель. Потом появилась идея своего офиса, хотелось, чтобы когда-нибудь была своя редакция. После 1999 года я купил у своего друга два земельных участка в центре города, с целью именно здесь построить здание для «Ярмарки». Тогда же и началось строительство. Мы продолжали развиваться, но большая часть прибыли шла уже на создание издательского дома. И если сравнивать доходы до 2004 года и после, то можно смело говорить, что первые 10 лет работы «Ярмарки» — это долгий путь становления.

— «Ярмарка» есть не только в Рязани, но и в Калининграде. Насколько мне известно, история, связанная с экспансией в этот город, весьма интересная.

— Мы с супругой поехали в Москву покупать ей подержанную иномарку. Тогда было популярно гонять машины из Прибалтики и Польши. Пока выбирали, познакомились с человеком, у которого и купили автомобиль. Естественно, обменялись координатами, потому что я тоже планировал купить себе новую машину. Вот так и стали более тесно общаться. Оказалось, что он живет в Калининграде, я приехал к нему в гости, чтобы решить все вопросы, и, знаете, мне понравился город. Он такой зеленый, напомнил мне мой родной Ташкент. Да и газета с объявлениями выходила там всего одна, и мне показалось, что для города с населением в 450 тысяч этого недостаточно и вполне можно открыть там «Ярмарку». Сейчас там работает коллектив в 70 человек, который выпускает помимо газеты еще ряд изданий, относящихся к «Ярмарке».

— В свете развития калининградской «Ярмарки» вполне логичный вопрос: а как же другие города России?

— Я думаю, что сейчас развивать печатную версию «Ярмарки» в других городах не имеет смысла. Это дорого и сложно. Поэтому основные усилия будут направлены на создание сайтов. Как только будет отлажен движок, можно поговорить и о перспективах. Мы хотели выбрать какой-нибудь город поблизости от Рязани, чтобы при желании можно было до него доехать, в радиусе 300-400 километров. Возможно, это будет Тула, Владимир, Липецк, Коломна... Посмотрим.

— С высоты 20 лет, глядя туда, в 1994 год, и видя все достижения, как вы оцениваете работу «Ярмарки»?

— На твердую «четверку». 20 лет — долгий срок, и за это время было много хорошего, плохого, разного. Но нам все еще есть к чему стремиться.

Беседовала Дарья Копосова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления