Перед «Ночью шопинга» в ТРЦ «М5 Молл» журналистов пригласили на обед с экс-ведущей программы «Снимите это немедленно», дизайнером Ташей Строгой и генеральным директором компании R.E.D. по продвижению русских дизайнеров Ириной Чичериной. Во время непринужденной беседы Таша Строгая не только призналась, что не любит город шопинга Милан, как впрочем и подбирать себе одежду, но и рассказала о проблемах моды в России.
Таша Строгая
Художник-модельер, ведущая программ «Снимите это немедленно!» и «Съешьте это немедленно!» на СТС, «Ручная работа» и «Коллекция идей» на телеканале «Домашний». В 1994 году закончила Театрально-художественное техническое училище по специальности «Художник-модельер женского театрального костюма». В 1999 году закончила с отличием Московскую государственную академию легкой промышленности по специальности «Дизайнер одежды». Работала стилистом на телеканале «Россия», редактором моды в глянцевом журнале. С 2002 года создает и выпускает одежду под своей маркой «Tasha Strogaya».
Проблемы покупателей
— Правдиво ли утверждение о том, что в России нет культуры шопинга?
— Сейчас все стараются быть не только интернет-активными, но и изучать моду. Даже когда люди приходят в торговый центр и видят грамотно оформленные витрины, уже идет обучение. Я думаю, что все не так печально.
— Вы часто бываете за границей. Каково отличие между тем, как одеваемся мы, и тем, как выглядят европейцы?
— Не стоит сравнивать нас с Европой, там совсем другой менталитет, отношение к одежде, к сфере потребления. За десять лет работы в программе «Снимите это немедленно», я побывала во многих торговых центрах. Для нас это нормально, когда в десять утра девушка на каблуках и при макияже, а как же по-другому? Не все такие, но их много. В Европе таких людей нет, которые в десять утра по «Галерее Лафайет» идут на каблуках. Если есть, то это русские. Сейчас молодое поколение отыгрывается за страдания наших мам и бабушек, за тот дефицит, который был в 80-е и 90-е. А в Европе все было благополучно всегда. К тому же в России правит бал пафос, это не очень хорошо, но это факт.
— Это касается представительниц слабого пола, а что насчет мужчин?
— Мы сделали пару передач «Снимите это немедленно», где героями были мужчины. И их никто не смотрел, это не было интересно. Как можно вырядить нашего мужчину, чтоб все сказали ах? Либо жены знают, как одеть мужчин, либо мужчины сами знают, как одеваться.
Проблемы дизайнеров
— В одном из интервью вы сказали, что в России нет моды. Почему вы так считаете?
— В России нет не моды, а модной индустрии. Это абсолютно разные вещи. Так нельзя говорить, так как я сама в течение десяти лет два раза в год принимала участие в московской неделе моды. Порядка 150 дизайнеров делают это.
— Почему у нас нет модной индустрии? Что мешает ей появиться?
— В любом случае, должна быть поддержка со стороны государства, она должна быть на федеральном уровне, а ее нет. Художник не должен быть голодным. В Бельгии такие программы есть. Все наши бренды, которые хотят выйти на рынок, не афишируют свое происхождение и скрываются под западными именами: Befree, Zarina.
«Когда говорят, что у российских дизайнеров двадцать тысяч стоит платье, я отлично понимаю, откуда берется эта цена».
Они стараются сделать все, чтобы никто не подумал, что они русские, потому что так они лучше продаются. Если я попрошу вас назвать наш бренд, который продается, вы кроме Киры Пластининой кого-нибудь назовете? А ведь у нас десятки талантливых людей, которых можно продвигать.
— Что необходимо, чтобы в России появилась индустрия моды?
— Если будет господдержка, это уже хорошо. Необходимы инвесторы. В стране, которая торгует нефтью и до недавнего времени делала это успешно, инвесторы хотят сегодня вложить, а завтра получить отдачу. Но так не бывает, необходимо время.
— Какие еще есть преграды?
— У нас очень дорогое производство. Когда говорят, что у российских дизайнеров двадцать тысяч стоит платье, я отлично понимаю, откуда берется эта цена. Начиная от ткани, необходимости сшить это где-то, заплатить за аренду, заработать на этом хоть что-то. В нашей стране нет ткани, не из чего шить.
— Кстати, в Кораблинском районе Рязанской области планируется производить гобелен, который будет использовать в своих коллекциях Валентин Юдашкин.
— Это очень маленький сегмент. У нас нет масштабного производства. Все наши бренды берут ткани не в России.
— Может ли молодой талантливый дизайнер справиться в одиночку?
— Процесс создания коллекции очень сложен. Производство материалов занимает от четырех до восьми недель, потом ткань надо доставить, отшить на качественной фабрике. Выдержать весь этот путь могут немногие. Помимо креативного директора нужен еще и управленец, в противном случае дизайнер не знает, куда податься. Все креативные идеи теряются, когда надо решить проблемы с налоговой, с властями, с поставками, с таможней, с деньгами. А для этого нужно образование. Я не могу назвать места, где его можно получить, где бы рассказывали весь этот процесс от начала до конца.
— Какое сейчас отношение к нашей моде за рубежом?
— Ее не знают. Нас будут знать, если у нас будет индустрия. Спросите иностранца, кого он знает из русских модельеров, он сделает круглые глаза, и это нормально.
О наболевшем
В процессе разговора речь зашла и о санкциях. Ирина Чичерина отметила, что сейчас время для тех, кто хочет и может работать. Ведь сейчас много байеров не закупили продукцию. А тот молодой дизайнер, который сможет предложить качественную продукцию по хорошей цене, сделает сейчас успешный стартап. А Таша Строгая, обращаясь к представителям ТРЦ «М5 Молл», отметила, что скоро российские торговые центры будут продавать коллекции отечественных модельеров. При этом о себе создательница модного дома Tasha Strogaya сказала, что устала и взяла перерыв.
— Три года назад я перестала играть в эти игры и пытаться представить свой бренд по всей стране. Открыла свою школу и обучаю людей тому, как правильно делать покупки, формировать свой гардероб, помогаю решать психологические проблемы. На данном этапе жизни мне это интереснее.
В конце разговора с журналистами Таша Строгая призналась, что после разговора с Ириной Чичериной ей стало легче, но «это не значит, что я завтра вернусь».
Пыталась разобраться в модных проблемах Кристина Феофанова