Жилье в наше время — такой же товар, как любой другой. Его можно купить и продать, но главное условие его существования — производство. О том, как «производят квартиры» сегодня в Рязани и каково управлять строительной компанией, мы поговорили с генеральным директором группы компаний «Единство» Евгением Коковиным.
Евгений Коковин
Родился в г. Приволжск Ивановской области. Закончил Ивановский энергетический институт по специальности инженер-механик городского электрического транспорта. В 1981 году по распределению был направлен в Рязань. До 1990-го года работал в комсомольских органах Рязани. Затем создал бизнес с партнерами. Занимался различными проектами. С 2009 года руководит группой компаний «Единство».
Никаких случайностей
— Евгений Валентинович, как вы пришли в рязанский бизнес?
— Это очень интересная история. Вообще я родом из Ивановской области, в Рязань приехал в начале восьмидесятых, после института.
— Специально выбрали наш город?
— Конечно, я поехал не просто так: хотелось быть и не очень далеко от родителей, и поближе к Москве. В саму Москву стремились очень многие, и у меня как успешного студента тоже было право туда поехать, но какой-то прагматизм подсказал: не надо ехать туда, куда отправляется много людей. Ну, а в Рязани было всего одно место, да и должность хорошая — не рядовой инженер электро-механик, а сразу начальник цеха.
Свою роль сыграл и случай: как раз когда у нас было распределение, мне на глаза попался журнал «Работница», на обложке которого красовался портрет Надежды Николаевны Чумаковой на фоне вида Рязани. Было подписано, что Рязань — самый зеленый город России.
— Вы начали работать по специальности?
— Да, в Управлении троллейбуса. Но довольно скоро меня пригласили на работу в райком комсомола, и семь лет я трудился в комсомольских органах. Закончил эту деятельность вторым секретарем Рязанского обкома комсомола в 1990-м году.
Было время, когда комсомол поругивали, а ведь это была очень хорошая школа — школа жизни, что бы ни говорили. Менеджеров, как сейчас называют, там готовили хороших. Важно, что перед глазами у нас всегда был «пример старших товарищей», как говорили тогда. Мы общались и с директорами предприятий, и с инженерами, видели, как строится работа с людьми, как организовывать, как планировать... А ведь в этом — основная проблема любого бизнеса. Проблема коммуникации: как человек услышит, как объяснить ему, чтобы он адекватно понял, что надо делать? Это в любом деле — самое сложное, и комсомол учил этому, в том числе.
— Что было «после школы»?
— В 1990-м году я ушел, создал с несколькими партнерами предприятие. Занимались разными проектами, проводили много мероприятий: в рамках народной дипломатии приглашали школьников, студентов, спортсменов из других стран, отправляли туда наших, провели первый международный фестиваль воздушных шаров в Рязани...
Потом у меня был другой бизнес, другие проекты: участвовал, в частности, в организации предвыборных кампаний, занимался собственным бизнесом, некоторое время возглавлял ТСЖ по месту своего жительства. И вот на одном из заседаний правления ТСЖ мой сосед и приятель сообщил, что в крупную девелоперскую компанию, которую он создал вместе со своими партнерами, нужен руководитель, и предложил мне этим заняться. Собственно, так я попал в группу компаний «Единство».
Акционеры приняли меня, как и положено, настороженно, но со временем увидели, что все получается. Теперь, когда мне звонят старые знакомые, они не знают, с каким праздником меня поздравлять: и с Днем комсомола, и с Днем энергетика, и с Днем строителя... Можно со всеми сразу (смеется).
Характеры и стройки
— Что объединило акционеров группы компаний?
— Прежде отмечу, что это было очень смелое и верное решение — объединить усилия. На тот момент, в 2006 году, в Рязани, как грибы, появлялись новые, зачастую небольшие строительные компании: всем хотелось быть самостоятельными, выделиться чем-то. Это был тренд времени.
Учредители нашей компании, каждый из которых уже имел к тому времени определенный опыт самостоятельной работы в строительном бизнесе, наоборот, решили объединиться: пошли «против течения». Были сомнения: смогут ли ужиться, организоваться? Ведь у всех разные характеры, разные оценки ситуации, разные подходы к решению текущих задач. Каждый самостоятельно работал около десяти лет. Тем не менее, все удалось.
Не хочу сказать, что совершенно случайно: акционеры давно знали друг друга. Большинство из них вышло из объединения МЖК — Мервинского жилищного кооператива, созданного в свое время Евгением Александровичем Малютиным. Эта компания тоже оказалась «кузницей кадров» для строительных компаний, многие ее менеджеры твердо встали на ноги. И вот они сосредоточились на тех вещах, которые казались им наиболее актуальными, и начали этим заниматься. Сразу выяснилась такая вещь: когда ты работаешь на себя, у тебя больше свободы, но и ответственность ты полностью берешь на себя. Поэтому сложности, конечно, были.
— Какие в первую очередь?
— Процесс становления всегда тернист и труден. Достаточно непросто было выстроить алгоритмы работы, ведь работа компании представляет собой очень сложный механизм. Необходимо соблюдать очень много правил, с учетом постоянных новаций в законодательстве и изменений на рынке. Сотрудникам важно знать все изменения — ведь существует великое множество вариантов сделок, каждая — индивидуальна... Например, сегодня в работе мы используем и материнский капитал, и ипотеку, и различные сертификаты, и предусмотреть и правильно сформулировать все юридические особенности очень важно. Нужно разработать бланки различных договоров, соглашений, актов... Но в принципе эта работа была сделана и продолжает совершенствоваться. Коллектив у нас молодой: средний возраст — 35 лет, есть и совсем молодые люди, но все — яркие индивидуальности. Ведь для работы с клиентами нужна и выдержка, и знания, и такт. У них это есть, и все у них получается.
Путь группы
— Когда вы возглавили группу компаний?
— С июля 2009 года. Тогда, после кризисного периода 2008-2009 годов время было не простое. Но мы его прошли без потерь. Могу сказать, что точка отсчета посткризисного периода в нашей компании — 2010 год. С этой точки наблюдается устойчивая положительная динамика из месяца в месяц, из года в год по основным показателям: количеству строящихся объектов, квартир в продаже и количеству заключенных сделок и т. п. Так что компания набирает обороты.
«Рязань выгодно отличается от других регионов по объему строительства, что можно заметить даже, так сказать, «на глаз», по количеству подъемных кранов в городе».
Нам предстоит почти рекордный год по объему сдаваемого жилья: мы должны сдать порядка 130 тыс. кв. м жилья. А максимально мы сдавали 71 тыс. кв. м жилья в 2008 году. Поэтому 2014 год для нас напряженный: первый дом мы сдали 30 августа, следующий сдается в сентябре, и остальные шесть — до конца декабря.
— А сколько всего домов строится?
— На данный момент одновременно 16 жилых домов. Это более 330 тыс. кв. м жилья! А в прошлом году весь город — все строительные компании — построили всего 380 тыс. кв. м жилья. В общем объеме жилья, введенного в эксплуатацию в Рязанской области за последние шесть лет, доля нашей компании составляет порядка 10%. В объеме города Рязани это 14%. Учитывая, что в Рязанской области, по разным сведениям, от 80 до 2000 строительных компаний, доля нашей компании получается достаточно весомой.
Поэтому мы осознаем свою ответственность: 90% жилья строится на средства инвесторов. Люди доверяют нам постольку, поскольку и качество, и сроки мы всегда соблюдаем.
В тесноте, да в городе
— За пределы Рязани выходить не думаете?
— За пределы мы выходили в 2009-2010 годах — в Касимове. При этом были свои сложности, связанные и с удаленностью от областного центра, и со снабжением, и качеством... В районах непросто найти хороших специалистов. Но главное — сложности со сбытом. Мы пришли к выводу, что лучше развивать и осваивать в перспективе земельные участки в черте города, хотя свободной земли в Рязани давно уже нет. Есть определенный резерв у каждой строительной компании.
— Но ведь резерв рано или поздно будет исчерпан...
— Уже не первый год идут разговоры о расширении административных границ Рязани, включении частей территорий Рязанского и Рыбновского районов в городскую черту, чтобы легче было строить, решать жилищную проблему рязанцев. Ведь строительство на территории Рязанского и Рыбновского районов ведется активно. Но вопрос изменения административных границ города пока не решен, поэтому возникает много трудностей, прежде всего, связанных с инженерными коммуникациями. Ведь всегда проще решить вопрос, когда он находится в компетенции одного административного деления, и сложнее, когда в компетенции двух.
— Что примечательного происходит в этом году на рынке новостроек Рязани?
— Этот год интересен, например, тем, что несколько изменилась сезонность продаж на рынке новостроек. Ведь с точки зрения бизнеса всегда есть сезонный максимум и сезонный минимум — так вот, сезонный минимум в нашей группе компаний всегда приходился на апрель-май. В эти месяцы сокращалось и количество звонков, и количество сделок.
Но в этом году сезонный минимум сместился на июнь-июль.
— Почему?
— Пытаемся разобраться, анализируем ситуацию вместе с экономистами, банковскими специалистами. Много факторов, влияющих на результативность, в том числе и внешнеполитические.
Когда Рязань настроится?
— Евгений Валентинович, сегодня Рязань выглядит как одна большая стройка. Въезжаешь в район, где давно не был — и не узнаешь место, столько появилось новых домов. По-вашему, долго ли будет продолжаться это строительство повсюду?
— Пока спрос будет, будет и продолжаться. Вообще Рязань выгодно отличается от других регионов по объему строительства, что можно заметить даже, так сказать, «на глаз», по количеству подъемных кранов в городе... В этом году вся область должна построить 600 тыс. кв. м жилья.
Но мировая практика показывает, что надо строить по одному квадратному метру на жителя региона в год, тогда жилищная проблема будет решаться эффективно. Сейчас в Рязанской области приблизительно 1100 тыс. человек населения. Соответственно, столько и должно возводиться в год. А возводится практически в два раза меньше, значит, до требуемой цифры еще идти и идти.
Количество желающих улучшить жилищные условия остается высоким. Проблема в том, что из всех нуждающихся только по официальным данным лишь 30% могут рассчитывать на получение ипотеки! Остальным ее просто не дадут.
Поэтому основной сдерживающий строительство фактор — это доходы населения, точнее, недостаточность этих доходов. Понятно, что кредитно-финансовые учреждения подстраиваются под требования времени: многие банки уже разработали широкие линейки ипотечных продуктов. За это говорит сама статистика: если в 2009 году в общем объеме проданных квартир доля ипотечных сделок составляла 15%, в 2010 — 19%, то в августе этого года эта доля составила 50%. Это громадный скачок, ведь даже в прошлом году было всего 28,4%! Так что динамика серьезная, и ипотека — это очень хорошее подспорье, которое хоть как-то помогает нуждающимся. И несмотря на это потребность в улучшении жилищных условий остается, и будет актуальна еще очень долго.
Приведу еще такие цифры: в 2008 году ежедневный портфель предложений в «Единстве» был порядка 800 квартир. В 2009-10 годах было порядка 400 квартир. А в прошлом году было порядка 2800 квартир! То есть каждый день можно было выбирать из 2800 квартир. Все эти квартиры продаются, спрос на них есть.
Так что о перенасыщении предложения говорить не приходится, и нам есть, над чем работать.
Общался Дмитрий Бантле