В последние несколько лет в городе словно грибы после дождя вырастают все новые многоэтажки, и спрос на них с каждым годом только растет. Все стремятся приобрести жилье, а до тех пор в большинстве случаев снимают комнату или квартиру. О том, как выглядит рынок недвижимости изнутри и что нужно учесть, выбирая риелтора и квартиру, мы побеседовали с директором агентства «ЛЕЯ» Николаем Паротиковым.
Николай Паротиков
Один из основателей и с 1992 года директор агентства недвижимости «ЛЕЯ». Аттестованный брокер. Член управляющего совета и эксперт органа сертификации по стандартам Российской гильдии риелторов.
— Расскажите, что сегодня происходит с рынком недвижимости?
— Вся беда в том, что на рынок сейчас вход свободный. Что я имею в виду? На рынок хлынула куча непрофессионалов, не обученных, не аттестованных, не сертифицированных. Сейчас занимаются риелторским бизнесом все, кому не лень.
— Почему так получилось и стало популярным выражение «черный» риелтор?
— Потому что в 2002 году отменили лицензирование. А чтобы получить лицензию, нужно было оплатить немаленькую госпошлину и обучить весь персонал. Раньше все директора риелторских агентств сидели за партой и изучали основы Гражданского кодекса. Когда лицензирование отменили, на рынок хлынули непрофессионалы. Будем четко называть вещи своими именами — это люди без образования и специальной подготовки, без профессионального понимания, как вести риелторский бизнес.
— А почему отменили лицензирование?
— Такое либеральное правительство было. Тогда отменили лицензирование для многих видов деятельности. Вот чтобы лечить людей, нужно отучиться и получить сертификат — ответственность большая. А когда человек доверяет вам деньги, которые всю жизнь собирал на квартиру, разве это не огромная ответственность?
— Чем еще навредила отмена лицензирования?
— Отпала необходимость обучать персонал, так как этого больше никто не требует. И, естественно, образовательный и профессиональный уровень стал резко падать. Рынок серый, мягко выражаясь. Сейчас 2014 год, и мы уже 12 лет без лицензирования. Продажей недвижимости занимаются абсолютно все.
За рубежом, кстати, риелтора могут лишить лицензии , если он занимается еще и юридической деятельностью или наоборот. Там заниматься недвижимостью должны только те люди, которые аттестованы и сертифицированы.
— А в России?
— А у нас есть специализированные организации, которые занимаются продажей недвижимости, а есть юристы, строители и просто люди, которые помогают соседям — те, кто раньше работал в агентствах. К тому же каждая строительная компания помимо продажи своих новостроек продает еще и вторичку. На рынке недвижимости сейчас многие между делом продают квартиры.
«Самое главное — поднять престиж профессии риелтора. Он сейчас на очень низком уровне: на одного профессионала — 10 дилетантов».
— Раз в нашей стране не учат риелторов, как быть тем, кто решил выбрать эту профессию?
— Для начала нужно оформиться в агентство недвижимости. Там вам дадут наставника. В крупных агентствах идет внутренняя аттестация. Есть свое обучение, специальные программы. У нас, например, стажеры учат билеты, а мы создаем комиссию из опытных риелторов и принимаем у них экзамен. Время от времени приглашаем педагогов, проводим семинары. Нас, конечно, особенно интересуют психология риелторского бизнеса и законодательство. Но, к сожалению, специализированного учебного центра в Рязани нет. Поэтому приходится как-то сообща решать эту проблему. Молодежь надо натаскивать, но нет такой законодательной плеточки, которая бы нас подстегивала., чтобы все сотрудники во всех агентствах были обучены и аттестованы.
— Что еще нужно сделать, чтобы ситуация на рынке недвижимости изменилась?
— Государство должно обратить свое внимание на этот рынок. Должен быть определенный кнут. Государство все равно будет регулировать его рано или поздно. Самое главное — поднять престиж профессии риелтора. Он сейчас на очень низком уровне: на одного профессионала — 10 дилетантов.
— А как это сделать? Как поднять престиж профессии?
— Поднять престиж профессии можно только одним способом — повысить профессиональный уровень. А для этого необходим поднять планку для входа в профессию. Этой планочки сейчас нет, а раньше, чтобы ее перешагнуть, нужно было что-то сделать — например, оплатить обучение, получить сертификат. А сейчас...
А ведь на самом деле, даже проработав 15-20 лет, риелторы продолжают учиться, потому что законодательство постоянно меняется.
— Есть какие-то профессиональные объединения, которые следят за порядком?
— Для этого мы создали Союз риелторских организаций. С помощью СРО мы хотим и на рынок влиять, и популяризировать профессию. Туда вошли агентства с большим стажем работы и филиальной сетью: «Лея» 22 года на рынке, «Генрис» — 22, «Роланд», по-моему, за 20, «Огни города» — более 10 лет.
У нас есть сайт, объединенная база данных. Работаем вместе — у нас и общая рекламная политика и совместные корневые договора. Мы заключаем сделки с застройщиками и рекламодателями не от каждой компании отдельно, а от имени СРО.
Без объединения не хочется оставаться, потому что это возможность влиять на рынок и доводить свою точку зрения от имени профессионального сообщества. Это достаточно хороший инструмент.
— В современных условиях рынка что нужно учитывать человеку, решившему приобрести недвижимость?
— Во-первых, нужно понимать, что риелторские услуги — очень дорогие. Во всем мире. Когда человек приходит в риелторское агентство, я всегда советую задать себе один вопрос: зачем он здесь? Потому что есть агентства риелторские, а есть информационные. Первые берут на себя весь процесс оформления сделки до момента получения ключей. Другие просто продают адреса: берут объявление из газеты «Ярмарка», добавляют комиссию и публикуют на Аvito. Одни и те же квартиры с разницей в цене. В риелторском агентстве подготовят пакет документов, помогут с подбором ипотечного продукта, составят договор, помогут провести безопасную передачу денег, инкассацию. Соответственно, услуги здесь стоят дороже, времени это занимает больше, но и безопасность здесь выше.
«Если компания давно на рынке и до сих пор никуда не спряталась и не убежала с чужими деньгами, то, наверное, можно ей доверять».
— А если заниматься продажей квартиры самому?
— Первое, что нужно сделать — оценить квартиру. Это можно сделать несколькими способами: позвонить в пару агентств или сравнить со стоимостью аналогичных квартир по объявлениям в интернете и газетах. Потом можно продавать. Чтобы сделать это самому — есть Аvito, «Ярмарка».
— Чего стоит опасаться?
— Есть куча подводных камней — необходимо подготовить пакет документов, проверить платежеспособность покупателей. Очень важный момент — передача денег. Агентство в этом вопросе выступает в роли нейтральной стороны, которая переводит средства в банковскую ячейку или на расчетный счет. Риелторы подскажут, какие расписки взять и помогут проверить купюры. Можно продавать и самому, но, чтобы этим заниматься, нужно быть немножко риелтором, потому что есть вещи, которых непрофессиональный человек просто не поймет и не заметит.
Хотя и с агентствами могут быть проблемы. Например, бывают ситуации, когда человек звонит сразу в несколько агентств и оставляет свой телефон. Во-первых, в таком случае КПД риелторов гораздо ниже — рекламу толком никто не дает. Во-вторых, квартира засвеченная, объект с деньгами засвеченный.
— Что значит «засвеченный»?
— Понимаете, опасность заканчивается не тогда, когда проведена сделка. В этот момент она только начинается. Человек получил деньги, возможна утечка информации. Его могут слить, а у него с собой крупная сумма. Поэтому желательно, чтобы о сделке и передаче денег знали вы и ваш семейный риелтор.
— Что бы вы посоветовали рязанцам при выборе риелтора? Как не оказаться обманутыми?
— Во-первых, нужно смотреть на стаж работы организации. Если она давно на рынке и до сих пор никуда не спряталась и не убежала с чужими деньгами, то, наверное, можно ей доверять. Но и в этом случае нужно спросить документы, посмотреть устав.
Вот (показывает на висящую на стене лицензию в рамочке), за все время, пока она здесь висит, никто не посмотрел ее и вообще не спросил у меня никаких документов. Так что у людей нужно еще культуру воспитывать, чтобы они требовали качества услуг.
Изучала рынок недвижимости Екатерина Локтюшова