Он перевернул представления человечества об автомобилестроении и о полетах в космос. Он всегда идет против течения и не обращает внимания на авторитеты. Он – человек, сделавший себя сам. Он – Илон Маск! Журналист businessinsider.com Алекс Дэвис рассказывает об одном из самых необычных бизнесменов современности.
Илон Маск, генеральный директор Tesla Motors, превратил несбыточную мечту – компанию по производству полностью электрических автомобилей – в жизнеспособный бизнес.
Маск является также генеральным директором SpaceX, подписавшей контракт с NASA на сумму 1,6 миллиарда долларов США на 12 запусков носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon к Международной космической станции (МКС). Беспилотный космический корабль Dragon уже дважды доставил грузы на МКС.
Его упорное честолюбие и безграничная уверенность в себе позволили ему руководить сразу двумя компаниями. И несмотря на бесчисленные проблемы – вышедшие из строя автомобили, экономический кризис, неудачные запуски ракет – Илон Маск произвел настоящую революцию в обеих отраслях — автомобильной и авиакосмической.
Именно сочетание честолюбия и предприимчивости сделало Илона Маска тем, кем он является сегодня. «Несмотря на все свои грандиозные планы, он достаточно прагматичный бизнесмен, который знает, как построить компанию» – рассказал журналу Esquire Мэтт Дэш, генеральный директор компании спутниковой телефонии Iridium Communications.
Четкое представление
Маск вырос в Южной Африке, позже переехал в Канаду, затем — в США. Он изучал физику и бизнес в Пенсильванском университете.
У Маска довольно простые и понятные цели: он «всего лишь» хочет создать безотходный вид транспорта и революционизировать само представление о межпланетных путешествиях.
В мае 2011 года Маск рассказал CNN, что создание многоразовой орбитальной ракеты – это одно из трех изобретений, которое однажды изменит мир. Он пояснил: «Это изобретение необходимо для того, чтобы человечество стало мультипланетным видом».
Позже, в 2012 году, Илон Маск рассказал Space.com, что он хочет помочь создать экономически самостоятельную 80-тысячную колонию на Марсе.
Речь идет не о том, чтобы получить прибыль, сообщил он журналу Smithsonian в декабре: «Для меня всегда главное были не деньги, а решение проблем будущего человечества».
Простой подход Tesla Motors
Тому, что на сегодняшний день существует лишь несколько производителей полностью электрических автомобилей, есть объективная причина: проектирование и производство автомобилей стоит огромных денег, и проще всего сделать подделку. Чтобы преуспеть в том, в чем многие провалились, Маск создал очень простой бизнес-план:
производить спортивные автомобили;
использовать заработанные деньги для производства доступных по цене автомобилей;
использовать заработанные деньги для производства более доступных по цене автомобилей;
одновременно с этим обеспечивать безотходное генерирование электроэнергии.
Пока Tesla очевидно на верном пути: их полностью электрический Roadster производился с 2008 до начала 2012 года. Двухместный автомобиль мог разогнаться до 100 км/ч за 3.7 секунды и проехать 320 км без подзарядки. Он продавался за 89 000 долларов, а это больше, чем новый Jaguar F-Type.
Затем компания стала выпускать Tesla Model S, более практичный семиместный электрический седан. В своем генеральном плане Маск рассчитывал, что Model S будет стоить приблизительно половину стоимости Roadster. Новый седан не такой дорогой, но и не достаточно доступный.
Когда компания нуждалась в деньгах, чтобы финансировать Model S, Маск решил, что лучше обанкротить себя самого, но не компанию.
Самая дешевая версия продавалась сначала за 52 400 долларов. Более мощная (с большой 85-киловаттной аккумуляторной батареей, которой хватало на 480 км) – за 72 400 долларов. Это уже намного ближе к BMW, чем к Ford.
Такие цены вызвали обвинения в том, что Tesla Model S – автомобиль для обеспеченных людей. Среди критиков был и бывший вице-президент General Motors, Боб Лутц, который назвал Model S «прекрасным автомобилем для социальной элиты».
В ответ Адам Хартунг, управляющий партнер Spark Partners, похвалил план Маска, назвав Tesla «подрывными инноваторами».
Действительно, Roadster был автомобилем не для всех, но так и было изначально задумано. Он был создан для того, чтобы продемонстрировать, что по-настоящему хороший автомобиль может быть сделан без традиционных уступок, которые, по словам таких, как мистер Лутц, невозможно преодолеть.
Сейчас Tesla представляет автомобиль, который более ориентирован на людей со средним достатком.
Более того, это отличный автомобиль. Он был признан лучшим автомобилем 2012 года, по версии журнала Motor Trend. Впервые за 63-летнюю историю существования этой премии был награжден автомобиль без двигателя внутреннего сгорания.
Отвечая на поздравления с этим успехом, Маск назвал его «кардинальным поворотом в истории» и признанием того, что Tesla сконструировала не просто замечательный электрический автомобиль, а «лучший автомобиль из всех».
За Model S последует кроссовер Model X. Его запуск в серию Tesla изначально планировала на конец 2013 года, однако впоследствии оно было отложено на год.
Компания заметила также, что Model X по стоимости будет сопоставима с Model S. Таким образом, внедорожник не будет «более доступным по цене автомобилем», о котором Маск говорил в своем бизнес-плане.
Найти правильных людей
Обладая способностями к быстрому обучению (Success magazine пишет, что Илон Маск изучил ракетостроение «читая книги и задавая вопросы»), он окружает себя умными, талантливыми людьми, имеющими практический опыт, которого Илону не хватает.
Он всегда верил в талант, а не в численное превосходство. В 2007 году он говорил: «Количество никогда не компенсирует талант давать правильные ответы. Два человека, которые ничего не знают, не лучше одного. Раздувание штата лишь приведет к замедлению прогресса и сделает задачу невероятно дорогой».
Финансовый директор Tesla Дипак Ахуджа пришел из компании Ford, принеся с собой знания крупномасштабных автомобильных разработок. Вице-президент по продажам и делам с собственностью Джордж Бланкеншип способствовал успеху магазинов Apple Store. В Tesla перед ним стоят те же задачи. Гвин Шотвелл, опытный сотрудник научно-исследовательского центра компании Aerospace Corporation, была назначена президентом SpaceX.
Совсем недавно Маск заявил, что он начал ценить не только талант, но и личные качества человека. Он признался, что самой большой его ошибкой было «слишком большое внимание к способностям человека, а не к его личности. Я думаю, это очень важно, когда у человека доброе сердце».
История неудач
Tesla и SpaceX конкурируют в чрезвычайно дорогостоящих отраслях промышленности с огромными корпорациями и правительственными организациями. Вполне естественно, что их пути к успеху нельзя назвать безоблачными.
Success magazine пишет: «Первые три ракеты, построенные SpaceX, имели результатом только видеозаписи крушений и взрывов».
Но ни одна из компаний не сдавалась.
В 2008 году Tesla отчаянно боролась с финансовым кризисом. Когда компания нуждалась в деньгах, чтобы финансировать Model S, Маск решил, что лучше обанкротить себя самого, но не компанию – и вложил деньги, заработанные на продаже платежной системы PayPal, в производство Model S. Он инвестировал свои последние 35 миллионов долларов в компанию, сообщает New York Times.
В феврале 2010 года на собственном бракоразводном процессе Маск заявил, что потратил все деньги, которые были на банковском счете. «Около 4 месяцев назад я потратил все наличные». С декабря 2009 Илон Маск жил за счет своих друзей.
«Это было очень тяжелое время» — рассказывает брат Илона Кимбал журналу Esquire.
«Это были не просто неприятности, это был ужас! Его личное банкротство стало темой для разговора. Tesla должна была доставить автомобили, за которые люди уже заплатили. Банкротство компании было бы лучше, чем то, что делал он. Он делал все возможное, чтобы удержать Tesla на плаву».
В 2009 году компания Tesla получила от Министерства энергетики США 465 миллионов долларов кредита на развитие. В июне 2010 года Tesla Motors успешно проводит IPO — первое автомобильное IPO США с 1956 года.
Маск никогда не имел проблем с созданием спроса на Model S, и сейчас Tesla наконец-то достигла своей цели, производя 400 автомобилей в неделю — количество, необходимое для получения прибыли.
А в марте 2013 года SpaceX успешно завершила свое третье путешествие к МКС.
Основные черты превосходства Маска, которые привели обе компании к успеху, это его готовность рисковать, упорство и пылкая уверенность, которая заставляет людей поверить в его кажущиеся на первый взгляд сумасшедшими идеи.
Но у последних двух черт есть и недостатки. Маск вспыльчив, и очень резко реагирует на критику. Сложно вспомнить случай, когда он публично признавал, что был не прав. Этот человек всегда убежден в своей правоте.
В 2008 году ведущие популярного телевизионного шоу Top Gear, протестировав автомобиль Tesla Roadster, отметили в обзоре, что у него после заездов на треке сели аккумуляторы, что не соответствовало заявленному в технических характеристиках запасу хода (зрителям также показали, как Roadster вручную выталкивается с трека).
Маск настаивал, что зритель был введен в заблуждение обзором электромобиля Tesla Roadster. Компания Tesla подала в суд на телепередачу Top Gear, обвиняя ее в клевете. Баталия продолжалась на протяжении пяти лет и закончилась в марте 2013 года поражением Tesla.
Аналогичный скандал вокруг электрокаров Tesla разгорелся в 2013 году после тест-драйва, проведенного газетой New York Times. Автор статьи, Джон Броудер пишет, что у версии Tesla Model S преждевременно закончился заряд аккумуляторов. Илон Маск в своем твиттере назвал статью «фальшивкой» и написал гневный пост в блоге компании, обвиняя Броудера в том, что «он намеренно добивался неудачи из личной неприязни к электромобилям».
В конечном счете, New York Times признала, что статья не слишком точна и содержит осуждение, но главный редактор Маргарет Салливан также обвинила Маска в использовании логов всех действий Броудера во время тест-драйва «самым неподобающим (а порой даже лживым) образом».
Протесты Маска по поводу неправильного обращения могли бы сплотить его со сторонниками, но они, напротив, не проявили к нему ни симпатии, ни уважения. Питер Хендел, генеральный директор компании Dale Carnegie рассказал Business Insider, что его отношение может измениться:
«Для Маска было бы более полезным просто сослаться на логи тест-драйва и отнестись к статье как к «ошибочному» мнению. Его же реакция на статью журналиста может плохо закончиться, испортить отношения, стать причиной враждебности и испортить репутацию. А с практической точки зрения, это далеко неэффективный способ «найти друзей и влиять на людей».
Когда Маска спросили в феврале 2013 года на Geneva Auto Show, где он говорил о дебюте Tesla в Европе, не пора ли заключить мир с New York Times, он раздраженно вспомнил о той самой статье.
Но все же, характер Илона Маска приносит ему не только вред, но и пользу.
Питер Хендел говорит: «Даже если это кого-то и удивит, агрессивный лидерский подход Маска не всегда плох. В своей индустрии он находится на острие инноваций в автомобилестроении и технологии, и он думает, что это единственный правильный способ вести бизнес».
Что действительно имеет значение, так это то, что он производит. Ни один инвестор не обратил бы на Маска внимания, если бы он вел себя как ничтожество.
Если обе компании (Tesla и SpaceX) продолжат успешно развиваться, это будет доказательством способности Маска превращать на первый взгляд утопические мечты в реальные модели для нового мира.
Перевод YA62.ru