80% крупных компаний повысят цены на свою продукцию вслед за ростом налога на добавленную стоимость (НДС), свидетельствуют результаты опроса Института Адизеса (международная консалтинговая компания в области менеджмента), проведенного для РБК.
Цены вырастут, так как расходы на уплату налога будут включены в конечную стоимость товара, говорится в исследовании.
Опрос проводился анкетным способом с 26 июня по 26 июля, в нем приняли участие 160 собственников и генеральных директоров компаний из сегмента крупного бизнеса.
20% респондентов работают в Центральном федеральном округе, 20% — в Северо-Западном, еще 20% — в Приволжье и Южном ФО, оставшиеся 20% — в Сибири и на Урале. 33% опрошенных заняты в промышленности (пищевая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, топливная), 17% — в строительстве, 13% — в финансовой сфере. 12% респондентов работают в транспортной отрасли, 10% — в ИТ-секторе, 9% — в медицине и 6% — в издательском деле.
10% опрошенных сообщили, что цены на их продукцию вслед за НДС не изменятся, так как компания возьмет дополнительную нагрузку на себя и не будет повышать стоимость товаров, чтобы не потерять клиентов. 10% респондентов воздержались от ответа.
Взамен повышения НДС правительство предложило пакет компенсационных мер. Так, экспортеры смогут быстрее получить возмещение НДС, потому что сумма уплаченных предприятием за три года налогов, необходимых для этого, снизится с 7 млрд до 2 млрд руб.
Кроме того, планируется снизить нагрузку на бизнес за счет сокращения сроков камеральных проверок при возмещении НДС и отменить «сложный для бизнеса и дестимулирующий инвестиции налог на движимое имущество», говорил первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов.
В России также действуют льготы по НДС — для социально значимых товаров (например, мяса, молока, сахара, хлеба, некоторых медицинских товаров) ставка составляет 10%, а для экспортируемой продукции — 0%. Как показывает опрос Института Адизеса, респонденты редко пользуются льготами по НДС. 96% опрошенных ответили, что они платят налог по общей ставке 18%. Только 4% сообщили, что обладают льготами.
Эффект от повышения НДС в отношении инфляции «может реализоваться уже в текущем году», предупреждал Центробанк. Но 90% компаний-респондентов заявили, что повысят цены, когда вырастет НДС, то есть с 1 января следующего года (несмотря на то что на вопрос о самих планах повысить цены положительно ответили только 80%, а 10% воздержались). Еще 10% руководителей компаний вновь сообщили, что цены останутся неизменными, и никто из респондентов не сказал, что поднимет их уже в течение второй половины 2018 года, чтобы не создавать резких ценовых шоков для потребителей.