В администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Делается это по просьбе президента, но официального поручения не было, пишут « Ведомости».
Поддерживают идею, в частности, помощник президента Андрей Белоусов, а также председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, но последняя – при условии структурной реформы, отмечают собеседники «Ведомостей». Есть понимание, что расходы на человеческий капитал и инфраструктуру нужно увеличивать. Обсуждаются следующие варианты: сокращение части расходов, увеличение налогов, смягчение бюджетной политики.
Бюджетный маневр эксперты предлагали Владимиру Путину и накануне предыдущих президентских выборов, в 2011 году, в стратегии-2020: увеличить долю расходов на человеческий капитал и инфраструктуру, сократить – на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Провести маневр не удалось: сначала стимулы для реформ были ослаблены высокими ценами на нефть, затем последовали события на Украине и санкции, указывал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Действия правительства были направлены в обратную сторону, отмечает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.
Как отмечает источник, сокращать расходы на оборону по сравнению с действующим бюджетом не предлагается. Зато планируется урезать расходы на правоохранительные органы и на контрольно-ревизионный аппарат. Оба сектора раздуты, их оптимизация может сократить расходы в пределах 1% ВВП, говорит участник совещаний. Маневр планируется начать в 2018 году, говорят участник совещаний и федеральный чиновник. В этом году вряд ли стоит ждать значительных реформ, считает последний.
В Минфине полагают, что ресурсы на здравоохранение и образование можно мобилизовать в бюджет за счет обеления экономики и увеличения адресности социальной поддержки. В Минэкономразвития тоже считают обеление одним из ключевых источников средств, знает федеральный чиновник, – но еще и структурные реформы, которые ускорят рост ВВП и дополнительных доходов бюджета.
Обсуждается и повышение налогов, например НДФЛ и акцизов на предметы роскоши, говорят два участника совещаний. А также софинансирование населением медицинских услуг – о такой возможности в прошлом году говорил и Путин. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с большим вычетом, чем сейчас, – по сути, это ступенчатая шкала. И софинансирование, и прогрессивный подоходный налог неизбежно будут вводиться, но не в ближайшие годы, считает Акиндинова. В России при освобождении от НДФЛ беднейших (не более 45% средней зарплаты) слоев населения для сохранения доходов бюджета ставку пришлось бы повысить до 14,3%, следует из расчетов Экономической экспертной группы.
Еще один источник денег для маневра – повышение пенсионного возраста. Эти средства нужно направить на здравоохранение, поскольку пожилые люди – главные потребители медуслуг, утверждает директор Независимого института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова: повысить доступность и качество услуг в первичном поликлиническом звене, инвестировать в высокотехнологичную медицину.
Представитель Минфина заявил, что в министерстве предложения по маневру не готовятся. Министр экономического развития Максим Орешкин, представители премьер-министра Дмитрия Медведева и социального вице-премьера Ольги Голодец отказались от комментариев. Представители Кудрина, ЦБ и президента не ответили на запрос «Ведомостей».