
Некоторые могут не работать месяцами
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы некоторым сотрудникам, даже если он не согласен. Об этом рассказал руководитель юридической практики в SuperJob Александр Южалин.
«Можно взять отпуск без сохранения заработной платы. По общему правилу он тоже согласуется с работодателем, но в ряде случаев работодатель не вправе отказать», — отметил юрист в беседе с РИА Новости.
Он перечислил несколько категорий. Так, пенсионерам по старости можно взять за свой счет отпуск до 14 календарных дней в году, а инвалидам — до 60 календарных дней. Также работодатель не имеет права отказать в таком отпуске при рождении ребенка, регистрации брака и смерти близких родственников — до пяти календарных дней.
Помимо этого, Трудовой кодекс предусматривает и другие случаи. Участникам Великой Отечественной войны положено до 35 календарных дней в году, а родителям и женам (мужьям) военнослужащих и сотрудников некоторых других служб, погибших или умерших при исполнении обязанностей — до 14 календарных дней.
Право на отпуск без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году получили отдельные категории ветеранов боевых действий. Это участники СВО, а также те, кто воевал в Афганистане и Сирии. Для всех действует одно условие: они должны были отслужить не менее шести месяцев или быть комиссованными по ранению. Кроме того, такие ветераны должны иметь особые заслуги — как правило, это подтверждается ведомственными или региональными наградами.
Также право на такой отпуск есть у родственников военнослужащих. Родителям, супругам и детям бойцов, сотрудников правоохранительных органов и добровольцев, которые получили ранение или заболевание, положено до 35 календарных дней в году для ухода за ними. В случае гибели военнослужащего его близким родственникам предоставляется до 14 календарных дней.
Кроме того, право на отпуск за свой счет есть у работников, совмещающих работу с получением образования. Студентам вузов для промежуточной аттестации дают 15 календарных дней в году, для подготовки и защиты диплома — до четырех месяцев, а для сдачи итоговых экзаменов — один месяц.
Работники, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, также имеют право на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы. Им положено до пяти календарных дней.
Наконец, дополнительные случаи могут быть прописаны в коллективном договоре. Например, если он есть в компании, работники с двумя и более детьми до 14 лет или одинокие родители ребенка младше этого возраста могут взять до 14 дней отпуска за свой счет в удобное время.




