8 баллов
25 декабря 2017 10:10
12228

Электробусы вместо троллейбусов. На чем рязанцы будут ездить через пять лет

Никогда еще тема транспорта в Рязани не была так актуальна, как сейчас. На волне общего негодования резким повышением платы за проезд и интереса к транспортным проблемам журналист YA62.ru задал злободневные вопросы новому начальнику управления транспорта администрации Рязани Сергею Кулику. Отменят ли в городе маршрутки? Что будет ездить вместо троллейбусов? Появится ли городская электричка? Ответы на эти вопросы уже есть.
Электробусы вместо троллейбусов. На чем рязанцы будут ездить через пять лет
Досье
Сергей Кулик
Сергей Николаевич Кулик родился 3 марта 1981 года в поселке Добрятино, Гусь-Хрустального района Владимирской области. В 2008 году закончил РГСХА имени П. А. Костычева. В 2016 году получил степень магистра по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». До 2017 года успел побывать руководителем МУП «Рязанская автоколонна №1310» и «Управление рязанского троллейбуса». 5 октября 2017 года назначен начальником управления транспорта администрации Рязани.

Дифтариф вероятен

– Сегодня внимание общественности как никогда приковано к теме общественного транспорта в Рязани. Особенно к качеству частных перевозок. Отсюда вопрос: планирует ли город в ближайшее время отказаться от маршруток и отдать предпочтение муниципальному транспорту?

– Сейчас преждевременно говорить о полном замещении коммерческого транспорта муниципальным, даже если это будет происходить планомерно. Маршрутки имеют явный количественный перевес в долевом соотношении: на 200 единиц городских троллейбусов и автобусов у нас более 900 маршруток. Очевидно, что даже в перспективе нескольких лет перейти на муниципальный транспорт полностью будет просто невозможно. У нас нет таких ресурсов. Особенно учитывая большой износ автобусов и троллейбусов.

Но у нас есть задача обновить весь парк, чтобы муниципальный транспорт нормально работал и был готов к выходу на линию. Если машины не будут сходить с маршрута из-за поломки, это уже позволит повысить регулярность пассажирских перевозок и в целом качество услуги.

Только после того, как мы добьемся этого результата, можно будет думать о расширении автопарка, повышении конкурентоспособности муниципального транспорта на рынке пассажирских перевозок в Рязани.

– Если мы говорим, что отказываться от маршруток пока рано, будет ли хотя бы совершен переход на более вместительные машины? Об этом администрация заявляла в документах.

– Безусловно, да. Это одно из приоритетных направлений транспортной политики города. Так называемые маршрутки давно изжили себя как класс. Провозные возможности автобусов малой вместимости исчерпаны и не отвечают сложившемуся пассажиропотоку.

– Маршрутки типа Ford Transit и Peugeot Boxer, переделанные из грузовых фургонов и по большому счету не предназначенные для перевозки пассажиров, многих смущают своей небезопасностью. Будет ли администрация бороться с подобным видом общественного транспорта?

– Чтобы выйти на маршрут, автобус должен иметь тип транспортного средства, одобренный для перевозки пассажиров. Иначе на линию такой транспорт никто не выпустит. Другими словами, у коммерческих перевозчиков должна быть лицензия, подвижной состав должен иметь соответствующие допуски. Могу заверить, что все автобусы, работающие на городских маршрутах, имеют право осуществлять пассажирские перевозки.

– В прошлом году в Рязани начал внедряться проект безналичной оплаты проезда с помощью карт «УмКа». И вполне логичным стал вопрос: будет ли проезд по карте дешевле, чем за наличные? Такая практика существует во многих городах России.

– Вопрос о введении дифференцированного тарифа рассматривается с тех пор, как в Рязани начали реализацию проекта автоматизированной системы оплаты. Это, в принципе, можно расценивать как одно из ее мероприятий. Отвечу вам так: переход на дифтариф в рязанском городском транспорте вполне вероятен. Но для того, чтобы принять окончательное решение, нам нужно завершить этап оснащения терминалами безналичной оплаты всех видов городского пассажирского транспорта.

– И когда ждать, что терминалы для оплаты проезда появятся во всех маршрутках города?

– Мы планируем сделать это до конца 2018 года.

– У горожан много претензий к работе маршрутного транспорта: они курсируют не по расписанию, а как им удобно. В результате рязанцы жалуются на то, что в вечернее время никуда уехать невозможно. Каким образом администрация собирается решать эту проблему?

– Давайте решать этот вопрос вместе. Хочу обратиться к пассажирам с просьбой сообщать в управление транспорта о таких случаях. По всем заявлениям наши специалисты организуют проверки, в том числе с учетом данных, поступающих через систему ГЛОНАСС. Каждый маршрут должен обслуживаться по расписанию и с интервалом, которые прописаны в договоре с перевозчиком. Несоблюдение этих правил – прямое нарушение договора. Ваше утверждение, что маршрутки курсируют, как им вздумается, в корне противоречит действующей системе организации транспортного обслуживания горожан.

– Вы отметили в начале разговора, что на 200 автобусов и троллейбусов в Рязани 900 маршруток. Не можем ли мы в таком случае говорить о некоем «маршруточном лобби». Возможно частникам выгодно окончательно угробить муниципальный транспорт? Какова степень влияния частных перевозчиков на органы власти города?

– Хочется посоветовать вам переадресовать этот вопрос в соответствующие органы. Но я попробую ответить в рамках своей компетенции. Давайте возьмем элементарно муниципальные хлебозаводы и развивающуюся сеть частных пекарен. Хотят ли последние выместить первых?.. В любом случае, речь идет о создании условий конкуренции – здоровой системы, которая стимулирует всех участников рынка к улучшению и развитию.

 

От частного к общему

– От частного перейдем к муниципальному транспорту. «Автоколонна-1310». Все правда настолько плохо?

– Предприятие имеет задолженность по выплатам в бюджет и внебюджетные фонды. Долги есть и перед поставщиками по оплате за энергоносители, горюче-смазочные материалы.

В 2017 году из городского бюджета были выделены дополнительные субсидии, которые мы направили на решение самых острых проблем: на погашение задолженностей, приобретение комплектующих, необходимых для текущего ремонта транспортного парка.

– То есть хорошего мало. А в МУП «УРТ»? Судя по опубликованному экономически обоснованному тарифу, складывается ощущение, что здесь ситуация менее острая, чем в автоколонне. 

– Не соглашусь. По одному из, пожалуй, базовых индикаторов – проценту износа подвижного состава – ситуация даже сложнее. Если в автоколонне речь идет о плохом состоянии 63 из 127 автобусов, то в УРТ – это 117 единиц из 160. То есть более 70%.

– По нашей информации, предыдущая администрация и начальник управления транспорта Андрей Каплинский собирались на базе Депо №1 создавать цех троллейбусной сборки. Почему проект завернули?

– Давайте сразу разделим понятия «проект» и «идея» сборки троллейбусов. Идея, вероятно, такая была. Но объективно депо №1 не оборудовано должным образом для этих целей: нет ни приспособлений, ни технологической оснастки для обслуживания, ремонта и сборки подвижного состава. Если коротко, для сборки троллейбусов необходимо специализированное заводское оборудование. Приобрести его сейчас нет никакой финансовой возможности. Думаю, на этапе «от идеи – к проекту» это стало очевидным, и процесс был приостановлен.

– Каковы планы администрации по парку троллейбусов и автобусов на 2018 год?

– В 2018 году планируется к списанию 10 троллейбусов и 20 автобусов, на их смену придет подвижной состав, который передает Москва. Это позволит убрать с городских маршрутов устаревшие «Икарусы» и старые троллейбусы.

– Значит, довольствуемся только «транспортным подарком» от Москвы. В каком состоянии находится эта техника?

– Техника приедет в Рязань в декабре этого – январе следующего года. Автоколонна и УРТ примут ее на баланс и проведут техобследование. Тогда и увидим, в каком она состоянии. Но оснований думать, что она будет плохая, нет. Однозначно процент износа будет вполне допустимым, чтобы продолжить работу на маршрутах в Рязани.

– Есть ли вероятность, что городские МУПы из-за своих долгов попадут в частные руки?

– Скажу так. Мы не для того принимаем все меры по улучшению финансового состояния наших транспортных МУПов, чтобы передавать их частникам.

– Проезд льготников в общественном транспорте компенсируется из бюджета. Какова примерно сумма так называемого «выпадающего дохода»? Насколько это «больно» городу?

– Сумма выпадающего дохода складывается из двух составляющих. Первая – это возмещение за каждого перевезенного пассажира разницы между установленным и экономически обоснованным тарифом. Она компенсируется из городского бюджета. Вторая – возмещение за каждого перевезенного ими льготника разницы между экономически обоснованным и льготным тарифом. В зависимости от категории льготника оно финансируется из городского или областного бюджетов. Так вот, по первой составляющей в УРТ в среднем ежемесячно выпадает более 6 млн рублей, в автоколонне – более 5 млн рублей. По второй составляющей – еще больше. В отдельные месяцы суммы потерянных доходов могут доходить до 10 млн рублей в УРТ, до 7-8 млн рублей в автоколонне.

– Коммерческие перевозчики теперь тоже будут получать эту компенсацию. Какова прогнозируемая сумма?

– Заранее эту сумму предсказать невозможно. Деньги перечисляются из муниципального бюджета по фактическому количеству поездок льготников в маршрутках.

 

Кто против городской электрички?

– Вы согласитесь, что Рязань давно нуждается в новой маршрутной сети, так как город растет высокими темпами. Появляются новые микрорайоны и многотысячные жилые комплексы. Стоит ли рязанцам ждать изменений к лучшему?

– Вы правы, существующая маршрутная сеть города сформирована и функционирует с 2007 года. Сегодня мы по факту имеем сеть, которая не отвечает потребностям населения в качественном транспортном обслуживании. Сейчас как раз планируется полномасштабное комплексное обследование пассажиропотоков на действующих маршрутах. Несмотря на достаточную дороговизну это необходимо сделать. Специалисты управления транспорта анализируют коммерческие предложения. В среднем, сумма таких услуг оценивается от 8 до 17 млн рублей.

По результатам исследования можно будет делать перспективную оценку изменений в схему организации движения, формировать концепцию развития транспортного комплекс Рязани. Пока мы исходим из расчета на пятилетний срок. В дальнейшем он может составить и 10  лет.

Хочу сразу пояснить, что все предложения концепции будут выноситься на обсуждение и согласование с депутатами Рязанской городской думы и, конечно, на публичные слушания. После этого мы приступим к планированию этапов ее реализации и вопросам финансирования мероприятий.

– Недавно появилась информация, что администрация собирается организовать в городе выделенные линии для общественного транспорта. Есть ли по этому вопросу уже сейчас какая-то конкретика?

– Выделенные линии – это действительно актуальный вопрос. Но пока он на этапе обсуждения и оценки технической возможности реализации с привлечением профильных специалистов. Когда будет готово обоснование, мы обязательно представим свои наработки на суд наших горожан в рамках обсуждения концепции развития городского пассажирского транспорта.

– Представим, что Рязань действительно современный развивающийся город. Планируется ли вносить в новый Генплан возможность организации в городе внеуличного транспорта, такого как скоростной трамвай, легкое метро?

– Здесь я опять вернусь к нашей работе над концепцией развития городского пассажирского транспорта Рязани. Именно она определит основные векторы развития общественного транспорта. Если у нас будет техническая возможность создания маршрутов скоростного трамвая или легкого метро, мы предложим включить эти мероприятия в транспортный раздел Генплана.

– Нам видится, что создание городской электрички – это реальный и не самый затратный путь спасения от транспортного коллапса в Рязани.

– В этом вопросе, который, кстати говоря, уже неоднократно поднимался, принципиальной является позиция регионального минтранса и ОАО «РЖД». А они в свою очередь, не стали развивать это направление, прежде всего из-за того, что идея городской электрички не нашла поддержки со стороны рязанцев.

– Еще пару слов о современных технологиях. Москва и Тюмень активно испытывают электробусы отечественного производства. Не планирует ли Рязань присоединиться к эксперименту по использованию этого экономичного и экологичного вида транспорта?

– Москва, Липецк и Тюмень, ряд других городов только начали тестирование электробусов. Как вы знаете, этот вид транспорта фактически – пилотный, и конкретных показателей его работы пока нет. Впрочем, для нас это достаточно интересная тема, и специалисты управления транспорта пока «держат руку на пульсе», регулярно знакомятся с промежуточными результатами тестовой эксплуатации, оценивают и эффективность, и объем вложений в инфраструктуру для его работы. Применение электробусов вполне могло бы стать альтернативой дорогостоящего строительства троллейбусных линий.

В Рязани можно было бы, прежде всего, применить электробусы на маршрутах, которые проходят по районам города со сложной экологической обстановкой: центральной части города, Дашково-Песочне, Недостоеве.

О судьбе общественного транспорта задумалась Дарья Копосова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Еще по этой же теме

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт