Воскресеновка сгорела в воскресенье. В Рязань вернулся 2010-й?
В воскресенье, 29 сентября, из-за пожара, начавшегося в полях Спасского района, сгорела деревня Воскресеновка. Она находится всего в нескольких километрах от крупного и густонаселенного села Ижевского, до которого огонь не добрался чудом — остановился в 50 метрах от ближайшего жилого дома. По словам местных, территория вокруг Ижевского гореть начала еще с пятницы. Люди сразу забили тревогу, обрывая телефоны МЧС и представителей местной власти. Их уверяли: всё под контролем. А через день сгорело 10 домов. По рязанскому телевидению рассказали, что все дома в Воскресеновке были брошенными, а деревня мертвой. На самом деле это не так.
Журналисты YA62.ru съездили в эпицентр пожаров и поговорили с местными жителями. Кажется, после трагедии 2010 года, когда практически по всей Рязанской области горели населенные пункты, люди оказались куда более готовыми к пожарам, чем те, кто обязан их защищать.
Из-за обрыва линий электропередачи
Въезжаешь из Рязанского района в Спасский — сразу пахнет гарью. И небо на горизонте становится грязно-серым. Еще ничего не понятно, но уже тревожно. Да и режим ЧС просто так лишний раз вводить не будут.
«В Рязанской области сохраняется пятый класс пожарной опасности. В течение последних трех дней сильный ветер приводит к обрывам линий электропередачи. Сухая трава и листва загораются от искр, ветер быстро разгоняет огонь. За прошедшие сутки пожарные и спасатели ликвидировали 62 загорания сухой травы и мусора. Сложная ситуация в Спасском, Шиловском и Рязанском районах», — пишет губернатор Павел Малков в своих соцсетях.
А мы едем в эпицентр событий, чтобы поговорить с людьми и узнать реальную картину происходящего.
Доезжаем до села Деревенского, тормозим. Там до самого горизонта выгоревшие поля, черный дым и пожарные, перекрывшие дорогу из-за протянутого по ней гидранта. Они тушат тот самый огонь, что ползет по земле и быстро передвигается из-за ветра.
Потом жители Ижевского будут в один голос говорить, что именно из села Деревенского к ним пришел огонь. Якобы там на электроподстанции из-за сильного ветра оборвались провода, искра попала на сухую растительность и понеслось…
Правда это или рабочая версия, удачно попавшая на реальную почву, вряд ли кто-то расскажет. Но в итоге огонь прошел таким широким кругом, что спалил деревню вдоль дороги, «облизал пятки» Ижевскому и теперь обосновался в районе села Орехово, куда, по словам местных жителей, МЧС не пускает посторонних из-за пожарной опасности.
В той же стороне знаменитый Окский биосферный заповедник. И он закрыт из-за введенного режима ЧС.
Над Спасским районом стоит черное облако гари, закрывающее солнце. Мы ждем, когда огнеборцы перекинут гидрант на другую сторону дороги, и едем дальше, в сторону Воскресеновки.
Здесь еще всё горит
В Воскресеновке теперь страшно. У огня отстояли всего три дома. Остальные сгорели. Какие-то дома выгорели полностью, оставив после себя котлован или пару стен. Какие-то даже с укоризной смотрят на проезжающих мимо своими безжизненными почерневшими глазницами без окон.
Земля вокруг еще дымит, где-то тлеют ветки. По правую сторону от дороги мужчина разбирает завалы, клубы черного пепла окутывают его с головой. За его спиной почерневшая скелетина сгоревшего парника на черной выгоревшей грядке. Здесь теперь всё черное.
Этот мужчина — местный житель. Вернее, живет он неподалеку, а в дом в Воскресеновке приезжает каждый день: огород полить, кур покормить. В общем, ухаживает за домом, порядок держит.
По левую сторону на обочине дороги припаркована красная пожарная машина. На завалинке сидят сотрудники МЧС, их легко вычислить по форме. Все молодые. Все уставшие. Дом, рядом с которым они сидят, цел. Отбили, значит.
— Здравствуйте, мы журналисты, — обращаюсь к пожарным. — Подскажите, пожалуйста, в каком доме живет бабушка, которую от пожара спасли.
— Бабушка? Была тут какая-то бабушка, но у нее дом сгорел, — задумчиво отвечает один из огнеборцев.
— Нет, точно у нее дом отстояли. Говорят, ее сотрудник МЧС спас. Нам бы с ней пообщаться.
— А! Так мы же меняемся, — объясняет огнеборец. — Это в воскресенье было? Я даже знаю, кто ее спас. А вот саму бабушку не видел.
— Ее родственники увезли пока к себе. Вы же про бабу Клаву спрашиваете? — из ворот дома выходит мужчина — видимо, хозяин. — Здесь просто пока небезопасно. Страшно ночевать в доме. Еще горит всё.
— Говорят, в Орехове горит, — уточняю я.
— Да прямо здесь горит! — хором отвечают пожарные.
А хозяин дома добавляет:
— За забором с той стороны земля горит.
— Это торфяники. Они горят. Поэтому мы здесь и дежурим. Мало ли что, — подводит итог словоохотливый сотрудник МЧС.
То есть ничего еще не закончилось.
«В МЧС уверяли: «У нас всё под контролем»»
Ту самую бабушку Клаву мы нашли в Ижевском. Она и правда временно живет у родственников, но уже всеми силами рвется назад, в свой дом.
— Мы ждем, когда свет дадут, — рассказала родственница бабы Клавы. — Она уже на второй день после пожара туда поехала, мы ее привезли посмотреть. Она на это всё насмотрелась, увидела, ей плохо стало. Вся деревня сгорела, практически все дома. К ней самой огонь подошел к самому дому, хозпостройки спалил. А водоема в деревне никакого нет, только колодец, так из него разве натаскаешься? Так и просили пожарных, чтобы они уж вокруг уцелевших домов поливали.
Клавдия Дмитриевна — пенсионерка. Ей 85 лет, большую часть из которых она живет в Воскресеновке. Живет и днем и ночью, и летом и зимой. То есть постоянно.
— Живу одна, никуда не уезжаю, — подтверждает баба Клава. — В день, когда пожар был, я с давлением лежала, 220 ударило. Я таблеток напилась и не слыхала, что происходит. День был. Меня пожарный из дома вытащил. Говорит, я и в окно стучал, и в дверь. А я и не слышала его. Сосед у меня дачник, он на летний сезон в дом приезжает. Вот ему меня передали, и он на своей машине отвез меня к внуку вот сюда.
— Вокруг всё гореть начало еще с пятницы, — рассказывает жительница Ижевского. — Пожарных в нашей стороне не было. Люди переживали, начали звонить в МЧС. Нам же сказали, что в Деревенском — замыкание, начали гореть поля и леса, и огонь идет в нашу сторону. К субботе жители уже были в панике. А в МЧС сказали: «Всё под контролем». Когда Воскресеновка горела, не было пожарных. Мы снова звонили в МЧС, кричали, что дома горят. Нам сказали: «У вас работает 10 пожарных расчетов». На деле же было две машины. Потом еще две бочки подтянулось, но к этому моменту большинство домов сгорело. А потом уже и вертолет прислали.
Я попросила собеседниц посчитать, сколько домов в Воскресеновке не были брошены. Оказалось, что три дома были жилые — в двух сезонно обитали дачники, а еще в четыре домика хозяева наведывались с разной периодичностью.
— А по телевизору сказали, что в Воскресеновке никто не живет, деревня заброшена. И что была там только одна последняя бабушка, которую родственники давно к себе забрали, и дом у нее сгорел. Я когда это услышала, у меня волосы дыбом встали. Зачем же так обманывать? Как так получилось-то у них? — недоумевает местная жительница.
В свою очередь Клавдия Дмитриевна вспоминает, что таких пожаров, как этот, в Ижевском отродясь не помнит. Да, говорит, горела как-то трава за околицей, и только. Но чтобы целую деревню огнем выкосило, никто бы и подумать не мог.
Баба Клава решительно настроена вернуться в свой дом. Потому что без нее он никак не простоит.
Пожаров здесь никто не ждал
На краю улицы Циолковского в Ижевском нас встретил местный житель — парень по имени Андрей, который засмущался и попросил его не снимать. На самом деле Андрей — один из тех самых местных героев, которые координировали сотрудников МЧС и помогали им тушить пожары.
После того как огонь сожрал Воскресеновку, начал гореть и район, который местные знают, как 95-й километр. А это в двух шагах от жилых домов Ижевского.
— Я проснулся и увидел в окно черный густой дым, вся та сторона уже горела, огонь шел к жилым домам Ижевского, — вспоминает Андрей. — Мы сперва ждали пожарных. Приехали две машины местных огнеборцев, ижевских. Но это было бесполезно, они просто не могли справиться с огнем. Его тушишь, а он как будто бы еще сильнее разгорается. А еще ветер сильный. Дошло до того, что пламя перекинулось через дорогу, а там уже огороды и в 50 метрах — ближайший дом. Но, слава богу, тут подъехали уже пожарные из Рязани, огонь удалось остановить.
По словам Андрея, местные жители активно принимали участие в тушении пожаров. На одну только окраину Ижевского вышло больше 40 человек. Тушили подручными средствами. Те, у кого в собственности были трактора, взялись опахивать территории, чтобы препятствовать победному шествию огня.
— Потом загорелось поле в Ивановке, и одна пожарная машина уехала тушить туда. А вторая осталась дежурить на окраине Ижевского на случай, если пожар снова начнется, — вспоминает Андрей.
Местный житель хоть и был немногословен, однако же признался, что пожаров в Ижевском никто не ждал.
«Человеческий фактор»
В тот день, когда мы были в Ижевском, нам сказали, что самая большая пожарная опасность нависла над селами Орехово и Лакаш, поэтому там стоят кордоны МЧС и в населенные пункты не пускают посторонних. Местных же провожают до домов, чтобы убедиться, что это действительно жители, а не заезжие искатели приключений.
Конечно же, мы решили попробовать проехать в эпицентр событий. И проехали. Миновали Городковичи, Лакаш, свернули в Орехово, промчались там кругом, вырулили на дорогу и добрались до Брыкиного Бора. Нас никто не остановил. Да и дыма в той стороне не было — только вкусно пахло соснами. Видимо, либо мы как-то не с того бока заехали в Орехово, либо не совпали с кордонами по времени.
Впрочем, проезжая поля в районе села Деревенского, на некоторых проселочных поворотах мы заметили машины полиции. Возможно, это и были те самые патрули, которые должны тормозить желающих проникнуть в лес. Для их же безопасности.
В сумерках дым на полях прикидывается туманом. Только запах гари его выдает. Этот запах теперь стоит в носу, мерещится даже после стирки одежды. Страшно подумать, каково жителям Воскресеновки будет жить в своих уцелевших домах по соседству с пепелищем.
«Основная причина пожаров – по-прежнему человеческий фактор», – пишут специально обученные люди в Telegram-канале губернатора Малкова.
А нам интересно, сколько лет было той подстанции в селе Деревенском и тем проводам, что пустили искру.
Еще интересно вот что. Если бы Воскресеновка была больше и многолюднее, к ее жителям было бы другое отношение со стороны властей? Туда бы приехали раньше и отстояли бы дома? А, впрочем, не отвечайте…
Эксклюзивные кадры с пепелища в Спасском районе смотрите по ссылке.
Текст: Дарья Копосова
Фото: Мария Илларионова