Соседи. Калуга: чудеса в прошлом
Калуга – город с Рязанью не совсем соседний. Калужская и Рязанская области не имеют общей границы, между двумя областными центрами нет прямого автобусного и ж/д сообщения (ехать нужно через Тулу или Москву). Тем не менее, если измерить расстояние между городами, оно окажется не таким большим – 226 км по прямой. Например, до Тамбова, который однозначно воспринимается нами как сосед, – больше 240 км, а до Саранска – все 350. Есть и вторая причина, по которой редакция YA62.ru включила Калугу в проект Соседи. Имя ей – Николай Любимов.
Рязанский след
Исторических связей между Рязанью и Калугой не так много. Даже во времена наивысшего могущества Рязанского княжества Калуга не входила в его сферу влияния. Хотя за нынешний калужский райцентр Козельск в свое время активно боролся легендарный князь Олег Рязанский.
Калугу и Рязань всегда связывали два «явления» – река Ока и Циолковский. Причем по поводу великого ученого, которого очень почитают в Калуге и чуть поскромнее – в Рязани, не утихают споры, чей же он – калужский или рязанский. И чаша весов склоняется все же к Калуге. Даже несмотря на то, что родился великий ученый в Рязанской губернии и уже в зрелом возрасте несколько лет жил в Рязани, с Калугой его связывает намного больше. Здесь он прожил большую часть жизни и сделал основные свои открытия.
Удобный вокзал и международный аэропорт
Города, которые обустраивают автостанции на одной площади с железнодорожными вокзалами, заслуживают отдельного почтения. Такова и Калуга. Прямо у вокзала Калуга-1 располагается главная калужская автостанция. И это очень удобно для пассажиров.
Сам ж/д вокзал также вызывает положительные эмоции. Здание отремонтировано, на привокзальной площади нет гигантской автопарковки (как в Рязани или Туле), вместо нее – уютный сквер, который, правда, уже давно пора привести в порядок.
Здесь же вас встречают троллейбусы, которые отъезжают от остановки в хорошем ритме.
Связь с внешним миром небольшая Калуга поддерживает не только по суше, но и по воздуху. С 2015 года в городе действует международный аэропорт Грабцево. Отсюда можно вылететь в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Калининград, Сочи и другие города.
Хорошие троллейбусы
Троллейбусы можно назвать основой и лучшей частью системы калужского общественного транспорта. Троллейбусная сеть Калуги хорошо развита – действуют 11 маршрутов. Подвижной состав находится в весьма приличном состоянии, а по сравнению с Рязанью – просто в прекрасном.
В Калуге бегают вместительные и очень удобные белорусские АКСМ-321 с полностью низким уровнем пола. Есть и старые добрые ЗиУ-682, но в отличие от рязанских мох в них не растет, сиденья не разваливаются. То есть даже старые машины здесь поддерживаются в хорошем состоянии.
Полноценных вместительных автобусов в Калуге крайне мало – за два дня пребывания здесь удалось встретить от силы три таких экземпляра. Поэтому все, кого не развез троллейбус, вынуждены передвигаться на коммерческом транспорте.
Он здесь двух видов – привычные нам маршрутки и ПАЗики типа «катафалк», которых в городе очень много. Причем существует даже отдельная схема курсирования автобусов ПАЗ, которая горделиво вывешена в салонах автобусов, создавая впечатление чуть ли не схемы метро.
Стоит ли уточнять, что такие ПАЗики для приличного города – совсем не комильфо. Они больше подходят для рейсов между селами или для транспортировки гробов, но никак не для перевозки жителей столицы одного из самых развитых регионов Центральной России.
Площадь Старый Торг
Ядро исторической части Калуги – площадь Старый Торг. На ней располагается администрация губернатора Калужской области, заксобрание, мэрия, а также комплекс зданий Гостиного двора.
Большую часть площади, которая является одним из главных архитектурных достояний города, занимает парковка. Как мы знаем, таково излюбленное применение для площадей на Руси. Не пошла против течения и Калуга.
Судя по всему, калужскому губернатору и мэру очень нравится наблюдать под окнами своих кабинетов автомобили, а не гуляющих по красивому скверу калужан и туристов. Ну что ж, у каждого свои вкусы.
Среди паркинга можно заметить памятник Ивану III. Довольно неожиданный выбор для российского города. Но при этом нельзя за него не похвалить. Фигура первого царя и фактического основателя Российского государства явно недооценена.
Территория Гостиного двора тоже не вдохновляет. Большое спасибо, что внутри нет парковки. Но пустое плиточное пространство без какого-либо озеленения тоже недалеко от нее ушло.
Архаичное благоустройство
В целом, с общественными пространствами в городе плоховато. Большинство из них представляют собой плиточные поля с равномерно расставленными по ним урнами и лавочками. Причем именно лавочками – скамейки в Калугу не завезли.
Хочется обратиться к местным чиновникам с вопросом: как вы считаете, удобно вот этим пожилым калужанам отдыхать на лавках без спинки? Долго они на них просидят? Вы сами пробовали посидеть на них дольше 10 минут?
Типичным примером истинно калужского общественного пространства является Центральный парк, отремонтированный, кстати, в 2010 году, когда мэром Калуги был наш нынешний губернатор Любимов. Для 2010-го, наверное, этот парк еще более-менее ничего, сейчас же, особенно после Тулы, он выглядит очень архаичным. Здесь попросту нечего делать – только шастать по аллеям и сидеть на лавочках (скамеек со спинками, как мы знаем, здесь не водится).
Единственное, ради чего стоит заглянуть в калужский Центральный парк, это смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на Оку и Правобережный район города. Жаль, что насладиться им можно только стоя.
Поставить тут шезлонги, обустроить амфитеатр, сделать газон – не, не слышали. Только плитка и бетонный забор. Хотя сам парк очень чистый и ухоженный, видно, что за ним внимательно следят и, вполне возможно, даже им гордятся.
Ну и финальное – разноцветные пластмассовые аттракционы. Вещь, которая уже давно является моветоном для современных городских пространств.
Вершиной благоустройства «по вкусу чиновника» в Калуге следует признать сквер у ЗАГСа. Только посмотрите на это чудо-юдо, издалека напоминающее кладбище (вблизи, кстати, тоже). Весь сквер состоит из выкрашенных белым ажурных оградок, таких же скамеечек, есть и свой «трон для фоток», ну и, конечно же, голубая мечта любого чиновника-благоустроителя – прудик с горбатым (ржавым) мостиком через него. Чудная милота!
Ничего хорошего не обнаруживается на главной пешеходной улице города – Театральной. Пустынная, темная, короткая и неживая (а я был на ней вечером перед выходными), она совсем не располагает к прогулкам.
Пыли нет
Довольно издеваться над калужскими чиновниками! Тем более, что они, судя по всему, намного честнее, ответственнее и основательнее, чем их коллеги из Рязани. Взять хотя бы чистоту и порядок в городе. Или безбарьерную среду, которую действительно пытаются создать в центре Калуги и которой совсем нет в Рязани.
Это ли не показатель заботы чиновников о калужанах?
Кроме того, в Калуге по сравнению с Рязанью совсем нет пыли. Если составить 10-балльную шкалу запыленности, в которой 10 – это рязанское пыльное царство, а 1 – идеальная Вена, то Тула наберет 7 или 8, а Калуга получит что-то около четверки. То есть по чистоте Калуга ближе к Вене, чем к Рязани.
Архитектурно-кинематографический город
Другая поразительная черта Калуги – это сохранность исторической среды, которую редко где в России найдешь. Здесь можно встретить и непрерывную застройку XIX века, и советское архитектурное наследие. Ни в одном городе я не видел такого количества советских вывесок, лозунгов, декора на зданиях.
Конечно, некоторые здания находятся не в самом лучшем состоянии, но они не разрушены, не стоят в руинах, а значит, восстановить их не представляет больших проблем.
Отдельно хочется отметить модернистское здание калужского ЗАГСа. Оно выглядит очень столично. Именно в Москве много подобных купеческих домов начала XX века, когда в «финансовой столице» империи «олигархи» соревновались, кто наймет более модного архитектора и построит самый невероятный дом. В провинциальных городах такие архитектурные творения редкость. Тем ценнее калужский экземпляр.
Гораздо лучше, чем в Рязани, хранят в Калуге и деревянную застройку прошлого и позапрошлого веков. Наиболее показательна здесь чудесная улица Рылеева.
Может, из-за такого бережного отношения к городской среде в Калуге обожают снимать фильмы самые разные режиссеры. К примеру, такие хиты, как «Белый Бим Черное ухо», «Карнавал», «Любить по-русски», «Ворошиловский стрелок», были сняты именно в здесь.
Но и в Калуге не все так безоблачно. Есть в центре города и форменные уродцы. Но они скорее исключение. И чего точно здесь не встретишь, так это торчащих в историческом центре многоэтажек.
Также серьезные вопросы вызывает состояние одного из главных архитектурных памятников Калуги – Космодамианской церкви. И ладно, что он обшарпан, в конце концов всегда можно провести реставрацию. Но стеклопакеты! Белые дешевые пластиковые окна в красивейшем храме XVIII века. Вы серьезно?!
Правобережный район
Калуга несколько десятилетий назад выбрала «заречный» путь развития. Город перешагнул за Оку, и здесь образовался главный спальный район города – Правобережный.
В этом микрорайоне меня главным образом интересовала новая застройка, а поэтому «старые кварталы» Правобережного я благополучно пропустил, высадившись в самом его дальнем углу – на местном аналоге остановки «Новоселов, 60».
Приехал я сюда на троллейбусе №18. Кстати, контактную сеть на правый берег в 2008 году провел тогдашний калужский мэр Николай Любимов, за что ему безусловный респект от меня и местных жителей. Обновленный Гагаринский мост, который соединяет Правобережье с центром города, был открыт также при Любимове. Отметим, что троллейбусные свершения временами Любимова не ограничились. Контактная сеть в Правобережном прирастает постоянно. Можете представить (обращаюсь я к рязанцам), чтобы троллейбус пустили в Семчино или в ДПР-7?
Первое, что бросается в глаза в Правобережном районе, – это широченные дороги и развязки с круговым движением. Видно, что к планировке района калужские чиновники подошли с присущей им основательностью. Предусмотрели места и для дорог, и для развязок.
Подобные проспекты при всем их кажущемся удобстве для автомобилистов на самом деле большая ошибка градостроителей. Эти магистрали режут городскую ткань, разрывают ее на части и делают район опасным как для автомобилистов, так и для пешеходов. Ведь разогнаться на таком хайвее можно хоть до 200 км/ч. Что может произойти на такой скорости, никому объяснять не надо. При подобной планировке велико и шумовое «загрязнение» района.
В этой связи нельзя не отметить парадоксальную пользу от безответственности и коррумпированности рязанских чиновников, которые распродали всю землю в Кальном застройщикам, при этом не оставив резерва для улиц и проспектов. И теперь в Кальном фактически одна полноценная улица, а все остальное – междворовые проезды. Такая безалаберность невольно повысила уровень безопасности для жителей микрорайона. А вот основательные калужане, напротив, проложили дороги смерти.
Кстати, такая калужская планировка улиц объясняет недавнее высказывание губернатора Любимова, пообещавшего расширить улицу Есенина на одну полосу «для борьбы с пробками». Очень жаль, что наш губернатор живет представлениями, которые в цивилизованных странах отвергли уже лет 40 назад. Более того, даже в некоторых российских городах уже поняли, что расширение дороги приводит лишь к усугублению дорожных заторов, и начали, наоборот, сужать проезжую часть улиц. Яркий пример – Москва и ее знаменитая программа «Моя улица».
Но в Рязани, как и в Калуге, по-прежнему царствует провинциальная архаика.
«Кошелев проект»
На самом дальнем краю Правобережного расположился весьма необычный микрорайон, построенный застройщиком из Самары – корпорацией «Кошелев». Ничего подобного у нас в Рязани нет, поэтому давайте рассмотрим это явление подробнее.
Микрорайон представляет собой бескрайние ряды клонированных трехэтажек с парковками и детскими площадками между ними. В центре располагается гигантская школа на 2 500 учеников, а перед ней традиционное для Калуги безжизненное плиточное поле.
К плюсам этого района можно отнести его малую этажность. Безусловно, жить в трехэтажках гораздо приятнее, чем в 25-этажных свечках. Минус – это абсолютная одинаковость десятков домов. Здесь даже местному жителю легко заблудиться и зайти не в свой дом и не в свою квартиру. Одним словом, 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. За 45 лет ничего не поменялось.
Другая очевидная ошибка такой застройки в ее недостаточной плотности. Зачем нужны эти одуванчиковые поля? Какую роль они играют?
Все эти дома можно и нужно поставить в два раза плотнее и сформировать ими кварталы с закрытыми дворами, в итоге будет сэкономлена куча земли и стоимость квартир еще упадет. А стоянки автомобилей можно вынести в многоуровневые паркинги на краю микрорайона. В итоге получится безопасный компактный район с гуманной средой, в котором будет приятно жить и не страшно ребенка отпустить погулять.
«ПИК»
В России есть всего несколько застройщиков, которые популяризируют дворы без автомобилей. Один из них – это московский «ПИК». Столичная строительная компания как раз активно застраивает Правобережный район Калуги.
Один из домов уже сдан, и я направился посмотреть, как выглядит самое современное на данный момент жилье в России. Сразу оговорюсь, что «ПИК» в этом материале финансового или иного участия не принимал.
Рассматриваемая нами многоэтажка – это одноподъездная 20-этажная свечка. Мягко говоря, не самый лучший пример гуманной застройки. Но давайте забудем на минуту о «грабительской» этажности и посмотрим, как устроен дом.
Первое и главное – двор, в который не предполагается въезд автомобилей. Посмотрите, как он выглядит.
Даже при довольно простом благоустройстве тут сразу хочется задержаться, а не ринуться побыстрее в свою квартирку.
Обратите внимание и на то, как устроен подъезд. Он в один уровень с землей (занести велосипед или коляску не составит проблем), дверь прозрачная (вы всегда уверены, что никто вас не подкарауливает внутри) и выходит на обе стороны. С внешней стороны как раз можно подъехать на машине, чтобы разгрузиться.
Такой принцип строительства перенимают все больше застройщиков по всей России, и уже очень скоро двор с машинами будет казаться для покупателей жилья чем-то устаревшим и неприемлемым. Более того, даже рязанские застройщики рано или поздно это поймут и начнут делать так же.
Плиточный парк
Завершая разговор о Правобережье, давайте погуляем по здешнему парку. Он называется Губернский и находится на окраине района.
Если коротко, парк так себе. Особенно это касается плиточного аэродрома на входе. Логическое объяснение такого количества плитки здесь найти сложно. На ум приходит только одно – у племянника мэра свой заводик по производству этого элемента благоустройства.
А как вам эти жуткие, пересекающиеся под острыми углами дорожки? Под какими стимуляторами надо находиться, чтобы здесь прогуливаться?
К плюсам парка можно отнести ту его часть, где нет плитки. Дорожки из кирпичной крошки и фонари в лесу действительно очень хороши. Так что главное в этом чудо-парке – преодолеть аэродром, а дальше как-нибудь все устроится.
Ну и самое главное поджидает нас уже на выходе из парка, а именно – редчайший пример правильного пересечения тротуара с проездом для автомобилей. Обратите внимание, выложенная плиткой пешеходная дорожка не прерывается бордюром, а продолжается. В итоге не пешеход скачет вверх-вниз, а автомобилист заезжает на своеобразный лежачий полицейский. Таким простым и очевидным способом решаются сразу несколько задач: первое – создается безбарьерная среда, второе – происходит борьба с лужами, здесь вы точно не промочите себе ноги, третье – успокаивается трафик, водитель волей-неволей притормаживает перед такими пересечениями, а значит, шанс сбить пешехода уменьшается в разы.
Дорогие чиновники, калужские, рязанские, тульские, любые, почему бы так не делать везде?
Разочарования
Как уже было сказано выше, Калуга – город опрятный. Если бы не несколько исключений.
Главным образом, я про территорию, которая начинается от дома-музея Циолковского, продолжается набережной Яченского водохранилища и заканчивается памятником ракете «Союз» у Музея космонавтики. Здесь я даже не буду ничего описывать. Фотографии говорят сами за себя.
Другое разочарование – это Березуйский овраг. Дело в том, что в Калуге еще при Екатерине II через этот самый овраг построили уникальный «римский» виадук, который является одним из самых интересных инженерных сооружений во всей России и главной достопримечательностью Калуги.
Однако все, что творится под виадуком, сильно огорчает. Непролазные заросли портят впечатление от уникального памятника. Причем в Калуге уже не первый год говорят о необходимости благоустройства Березуйского оврага, но воз и ныне там.
Третье разочарование – это Ока. Калуга хоть и расположена по обоим берегам этой близкой всем нам реки, но преимущества такого положения никак не использует. Из-за густых зарослей, которыми покрылись берега, горожане контакта с рекой не имеют. Хотя, судя по остаткам набережной на левом берегу, так было не всегда. Есть ощущение, что в данном случае виноваты не столько власти, сколько сама природа. Невооруженным глазом видно, как Ока обмелела и «ушла» от калужан.
Правильные мусорки
Что у Калуги действительно следует перенять, так это подземные мусорные хранилища, которые здесь внедряются по всему городу. Они стоят в парках, новых ЖК и старых микрорайонах.
Преимущество подобной мусорки в ее чистоте. Отходы не растаскивают птицы и собаки, исчезает неприятный запах. Кроме того, опорожнять такой громадный контейнер можно намного реже, чем обычный. Благодаря этому экономятся большие деньги на вывозе мусора.
P. S.
Последние 10 лет нам, рязанцам, не переставая приводят в пример Калугу, рассказывают о местном «экономическом чуде». Даже президент Путин напутствовал Любимова, назначая его на должность рязанского губернатора, словами: «Сделайте как в Калуге».
Поэтому я приехал в этот город с большими ожиданиями. Как оказалось – завышенными. Не претендуя на всесторонний анализ и глубокое знание калужских реалий, выражу свое мнение «со стороны».
Чудо, которое было совершено в жирные нулевые годы благодаря тесному взаимодействию с западными партнерами, в теперешние изоляционистские времена не особенно актуально. Сейчас развитие Калуги если не остановилось, то явно замедлилось. Да и главный «чудотворец» губернатор Анатолий Артамонов уже не молод, а лучшие его птенцы – Николай Любимов и Максим Акимов (вице-премьер правительства РФ. – Прим. ред.) – давно выпорхнули из гнезда. Сам же Артамонов в последнее время все чаще отмечается в федеральных новостях благодаря своим неоднозначным, а порой и вовсе оскорбительным высказываниям. Общероссийский резонанс вызвали его фразы про цыганщину, стимулирование рождаемости, козлов и подонков. Создается ощущение, что 67-летний губернатор в силу возраста или долгого сидения на одном месте начал терять связь с реальностью.
В общем и целом, за исключением подземных мусорок я не увидел в Калуге ничего, на что в глобальном смысле должна равняться Рязань. Скорее на роль города-ориентира уже больше подходит Тула.
Вердикт
Тем не менее вердикт однозначный. Жить в Калуге значительно комфортнее, чем в Рязани.
Калуга. Краткая информация
Дата основания: 1371 год.
Численность населения: 340 851 житель.
Площадь: 168,8 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 226 км.
Расстояние до Москвы: 162 км.
Глава администрации: Дмитрий Разумовский (в должности с марта 2018 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте: 19 рублей.
Цена проезда в коммерческом транспорте: 22 рубля.
Большой фоторепортаж из Калуги доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Саранску.
Текст и фото: Александр Мойсеюк
Также в материале использованы фотографии Николая Галкина (ТАСС)