За что мы любим испанский кинематограф? Конечно, за Бунюэля и Альмодовара, но стоит признать, что Испания нечасто радует зрителя хорошим, качественным кино. А если в производстве фильма задействовать Бразилию и поместить в центр картины историю жизни коммерческого автора Пауло Коэльо, результат и вовсе обещает быть сомнительным. Выяснить, подтверждает ли мою догадку фильм-биография «Пилигрим: Пауло Коэльо» Даниэла Аугусту, мне удалось на премьерном показе картины в кинотеатре «Люксор».
Южноамериканские страны всегда славились колоритной литературой. Писателей там ценят, любят и культивируют. Как классиков, так и современников. В бразильской литературе самой противоречивой и заметной фигурой является Паоло Коэльо. Его произведения входят в школьную программу и продаются многомиллионными тиражами по всему миру уже более 20 лет. Однако культ Коэльо всегда подвергался сомнению со стороны европейских, российских и даже бразильских критиков.
Проза Коэльо кажется примитивной, унылой и ориентированной на обывателей и подростков, любящих вести псевдофилософские беседы. Но, несмотря на нюансы творчества, история жизни писателя определенно заслужила экранизации и даже вышла в широкий мировой прокат. Думаю, продюсеры очень рассчитывали на аудиторию поклонников писателя, которые, увидев на афише заветное имя Коэльо, стремглав побегут в кино.
Из многочисленных историй известных людей мы знаем, что каждому взлету предшествуют падения, лишения, приступы меланхолии и астенические синдромы. И «Пилигрим» подтверждает, что путь Коэльо к успеху не стал исключением. Юный Пауло стремится к суициду и саморазрушению, вследствие чего родители помещают сына в лечебницу для душевнобольных.
Сюжет «Пилигрима» — это колода карт, каждая из которых представляет определенный этап жизни писателя. Только эту колоду тщательно перемешали и раздали зрителям, сбив всю хронологию.
Юношу лечат электрошоком от шизофрении и паранойи, подозревают у него гомосексуальные наклонности, но все это не мешает ему стремиться к своей мечте — писательству. Он идет к ней через отчуждение, бегство от семьи и традиционных общественных устоев. В 60-е бунтарь Коэльо, естественно, находит себя в культуре хиппи, под психоделиками пляшет у огня, окруженный длинноволосыми нимфами, грезит о всемирной любви и даже пишет музыку.
Кстати, саундтрек в «Пилигриме» достойный. Приятно порадовали мои уши и «My Generation» в исполнении The who, и творения самого Коэльо и Рауля Сейшаса. Ведя довольно неформальный образ жизни, Коэльо пошел еще дальше — увлекся нумерологией, уфологией и эзотерикой, языком символов и паломничеством. Он прошел через все виды творческих мук и, наконец, подарил миру произведение «Дневник мага», по которому и был снят фильм.
Сюжет «Пилигрима» — это колода карт, каждая из которых представляет определенный этап жизни писателя. Только эту колоду тщательно перемешали и раздали зрителям, сбив всю хронологию.
Героя играют братья Андраде — Равель предстает в образе юного Коэльо, а Хулио показал нам писателя в зрелом и преклонном возрасте. Пожалуй, бородач Хулио со жгучим взглядом оказался единственным актером в картине, на которого было приятно смотреть.
Реплики и диалоги героев в фильме можно собрать в сборники «Сакральные истины» и «Мысли великих людей». И это неудивительно, поскольку творчество Коэльо по сути является альманахом литературных штампов и мотивирующих фраз типа «Весь мир будет тебя любить, но тебя ждет постоянная борьба».
Да простят меня латиноамериканские работники кино, но исполнен «Пилигрим» просто чудовищно. Кто-то скажет, что это артхаус, но даже для авангарда съемка слишком неряшливая и безыскусная. Темп у фильма просто сумасшедший, и это не динамично развивающееся действие, а скорее утомительная карусель всевозможных планов и ракурсов, которые спешат сменить друг-друга. Еще Синди Люмет говорил, что монтаж всегда определяет темп фильма. В «Пилигриме» Летисия Джиффони безжалостно изрезала видеоряд, склеив его чудовищным образом. Ощущение, будто я посмотрела пропагандистское видео с 25-м кадром.
Операторская работа Джейкоба Солитреника также похвалы не заслуживает: в движении камеры нет ни логики, ни идеи. Честно говоря, очень захотелось увидеть классическую смазливую голливудскую картинку с хорошим цветом и композицией.
Несмотря на бесконечный список недостатков, «Пилигрим» рассказал зрителям о том, что Коэльо пришел к успеху не из-за внутреннего гения и таланта, а из-за жгучего желания вырваться со дна жизни, ну и, конечно, трудолюбия, а это похвально. Возможно, эта история даже вдохновит тех, кто находится в творческом поиске, ведь, как сказал Коэльо: «В конце все обязательно должно быть хорошо. Если что-то плохо — значит, это еще не конец».
Разбиралась в тонкостях испанского кинематографа Дарья Морозова