Ни денег, ни мебели. Фирма «Вкусные кухни» массово кинула рязанцев
Установка пластиковых окон, ремонт, покупка мебели и кухонного гарнитура – бытовая рутина, с которой рано или поздно приходится сталкиваться каждому.
В редакцию YA62.ru обратились рязанцы, ставшие жертвами фирмы по производству и установке кухонной мебели «Вкусные кухни». На данный момент порядка 20 человек имеют претензии к руководству компании. Истории у пострадавших созвучные: обратились, заплатили, и теперь нет ни денег, ни мебели. Общая сумма потерянных средств уже приближается к трем миллионам. В то время как сама фирма «Вкусные кухни» перестала существовать.
Журналист YA62.ru разбиралась в ситуации.
Первой в редакцию обратилась рязанка Оксана Пронина. Она еще в июле 2021 года пришла в магазин мебели «Вкусные кухни» в Рязани. По словам собеседницы издания, по документам фирма была оформлена на Ольгу Мелехину, в то время как по факту ее владельцем был Александр Нечепуренко, приходившийся Мелехиной гражданским мужем.
– Я полагаю, что именно он был реальным владельцем, потому что все вопросы всегда решались через него, – отмечает Оксана Пронина. – Почему мы выбрали именно эту фирму? Нам понравились цены. Кухня, которую мы очень хотели, в компании «Вкусные кухни» должна была обойтись нам в 600 тысяч рублей. Предоплата составила 250 тысяч. Мы оформили документы и стали ждать. Начать установку нам должны были в конце августа 2021 года. Однако, когда подошло время, никто не приехал. Начались звонки лично Александру Нечепуренко. Он просил подождать, войти в положение. Мы ждали всю осень, наступил 2022 год, я устала слушать обещания и пригрозила, что дам серьезную антирекламу фирме, так как у меня многотысячный блог. Только после этого в феврале нам начали устанавливать кухню.
Однако, по словам клиентки фирмы, установка длилась долго и была некачественной. Оксана Пронина рассказала, что вместо каменной столешницы за 150 тысяч ей установили «временную», якобы чтобы не поцарапать, пока идет ремонт. Но после оригинальную столешницу так и не привезли.
– Я позвонила мастеру, который вырезает эти столешницы, и он рассказал, что наше изделие давно готово, просто Нечепуренко не может его выкупить. И мы – не единственные, кто попал в такую ситуацию, – объясняет Пронина. – Я стала выяснять, что происходит с фирмой. Связалась с девушкой, которая работала там менеджером. Она-то и рассказала, что директор всех поувольнял и кинул на деньги.
Тем временем у Прониных продолжалась установка кухни. По словам Оксаны, работали долго и всегда разные мастера. В итоге кухня вся плохо отрегулирована, доводчики не работают, кое-где нет ручек.
– Когда я поняла, что доводить до ума и заканчивать установку кухни никто не будет, я решила в своих соцсетях предать огласке эту ситуацию, – рассказывает рязанка. – И после этого мне стали в огромном количестве писать другие обманутые клиенты фирмы «Вкусные кухни».
Журналисту YA62.ru удалось связаться с другими клиентами компании «Вкусные кухни», которые рассказали свои истории. Все они примерно одинаковые.
– 15 августа 2022 был заключен договор на покупку кухонного гарнитура на сумму 254 900, была внесена предоплата 50% в сумме 127 000 рублей, деньги переведены на карту Александру Нечепуренко, – рассказала Анна Гайдукова. – Кухню должны были поставить 4 ноября, однако из разговора с Александром выяснилось, что кухню они вообще не заказывали. На мой вопрос, почему кухня не в работе, он сказал, что у них финансовые проблемы, которые начались с апреля 2022 года и до сих пор не могут решиться. Каждую неделю он говорит, что кухню сделают в декабре, но при этом в производство ее так и не запускали, так как у них нет денег. Мелехина написала на мое имя гарантийное письмо, что выполнит все обязательства по договору до 30 ноября. Но мне до сих пор никто не звонил.
Рязанка Светлана Кузьмина рассказала свою историю о том, как руководство компании «Вкусные кухни» не выполняет свои обязательства перед клиентом, однако продолжает требовать оплату неоказанных услуг.
– В сентябре прошлого года мы заключили договор на изготовление кухонного гарнитура с ИП Мелехиной – это и есть фирма «Вкусные кухни», – рассказала собеседница YA62.ru. – Мы внесли авансовый платеж 76 тыс. рублей. Поставка кухни должна была осуществиться в марте 2022 года, однако этого не произошло. До конца мая нам поступали звонки от Нечепуренко о том, что у фирмы плотный график и мы никак не попадаем в поставки. Сроки поставки кухни отодвигались, причем уведомления об этом нам присылали в одностороннем порядке. В сентябре, поняв, что кухню нам никто не привезет, я потребовала вернуть авансовый платеж. Вопрос не был решен, и я обратилась с заявлением в полицию. Однако в возбуждении дела нам отказали. Мелехина пообещала вернуть аванс частями, но, как обычно, обещание не исполнила. В то время как Нечепуренко попросил внести вторую часть платежа за несуществующую кухню. Я отказалась.
На почту YA62.ru пришло с десяток подобных историй от клиентов фирмы «Вкусные кухни». Всего пострадало уже больше 20 семей. По мнению адвоката Алексея Грибова, ситуации, подобные этой, случаются довольно часто. Однако даже по закону вернуть деньги клиентам не всегда удается.
– С одной стороны, обманутые клиенты защищены законом «О защите прав потребителей», который позволяет взыскать с продавца, не исполнившего свои обязательства, уплаченные денежные средства, а также понесенные убытки, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. Итоговая сумма получается в разы больше уплаченной по договору, – пояснил Грибов. – С другой стороны, получить взысканную сумму обманутый клиент, как правило, не сможет, так как дохода у продавца уже нет, как нет и имущества, на которое пристав мог бы обратить взыскание. Понимая, что деньги вернуть не получится, обманутые клиенты обращаются в полицию по факту мошенничества. Однако привлечь продавца к уголовной ответственности не так просто. Само по себе неисполнение обязательства не может быть признано преступлением, необходимо установить, что лицо заведомо не намеревалось исполнять свои обязательства, с этим как раз-таки возникают проблемы. С учетом всех сложностей обманутые клиенты должны настроить себя на то, что процесс возврата денежных средств может длиться несколько лет, а может и вообще закончиться ничем. Для достижения желаемого результата в рамках уголовного дела эффективнее действовать коллективно.
Согласно информации поисковых сервисов, компания «Вкусные кухни», которая располагалась на улице Татарской в Рязани, больше не работает. Потребительский рейтинг у нее, к слову, очень низкий – всего 1,7 из 5. А самые свежие отзывы о работе фирмы выглядят так:
Когда компания перестала существовать, сказать сложно, но последний пост в группе в соцсети «ВКонтакте» был опубликован 28 августа. Журналист YA62.ru попыталась связаться с компанией – сообщение было прочитано, но осталось без ответа.
Нам удалось связаться с Александром Нечепуренко, которого клиенты «Вкусных кухонь» считают фактическим владельцем фирмы. Сперва он заявил, что уже давал комментарии в СМИ, однако в итоге все же коротко ответил на несколько вопросов.
– Компания оказалась в кассовом разрыве. Мы не справились с обязательствами. На данный момент решаем вопрос по возврату средств всем клиентам, которые не получили свою мебель. Отправили информацию всем клиентам на почту, в какие сроки закроем вопрос по возврату средств. Уже запущен процесс, – сообщил Нечепуренко.
Сейчас пострадавшие обратились в УМВД по Рязанской области, и полиция проводит проверку по факту произошедшего. Некоторые из клиентов Нечепуренко уже не первый месяц судятся с его фирмой.
Рязанцы, которые остались без денег и без мебели после сделки, предполагают, что предприниматель открыл новую фирму под другим названием. И, вероятно, совсем скоро появится еще одна волна клиентов, доверивших свой ремонт бывшему владельцу «Вкусных кухонь».
Дарья Копосова