Если на дорогах ад — то ремонтник виноват! Именно так привыкли думать не только рязанцы, но и жители других городов, в которых существует проблема некачественного дорожного полотна. И их легко понять. Горожане чаще всего становятся свидетелями схемы «дорога — яма — дождь — ремонт», в то время как это только вершина айсберга. Основная кухня, в которой варятся подрядные организации, отвечающие за ремонт дорог в городах и областях, остается за чертой понимания главных «пользователей» асфальта просто потому, что о ней не принято говорить.
Журналист портала YA62.ru копнул глубже и пообщался с главным инженером компании «Техногрупп» Алексеем Лебедевым, который занимается ремонтом дорог в Рязани. Специалист рассказал, почему дороги в городе сейчас такие, какие есть, и стоит ли надеяться на лучшее.
Предположим, вам надоело ездить по «терке» в черте города и вы решили взять ремонт дорог в свои руки. Не зря же в народе говорят: хочешь сделать хорошо — сделай это сам. Допустим, вы имеете соответствующее образование и значительное финансовое подспорье. Рассмотрим схематически, с какими проблемами столкнется ваше желание сделать в Рязани хорошие дороги.
Госзакупки vs Качество
Согласно 44 ФЗ все госзаказы должны проходить через госзакупки. То есть хотите бюджетные деньги — деритесь! С одной стороны, идея прохождения тендеров благая: удешевление стоимости работ через аукцион. Однако последнее время в адрес 44 ФЗ звучат слова недовольства. По мнению опытных специалистов различных отраслей, госзакупки все чаще идут вразрез с понятием «качество».
— Сейчас понятия качественного подрядчика в стране вообще нет, — отмечает Алексей Лебедев. — Если раньше в государстве существовали тресты и госкорпорации, которые знали, что на них держатся все стройки, то теперь эти монументальные производства поставлены в одинаковые условия с подрядчиком, у которого есть одна «Газель» и два узбека. Этот подрядчик, не неся затрат вообще, может снижать плановую себестоимость работы до такого уровня, который не могут позволить себе крупные компании.
При этом эксперт отмечает, что из-за погони за дешевизной рассмотрение тендера идет исключительно на уровне заявок. Если по документам претендент проходит заявленные параметры, то никто не поедет проверять, соответствуют ли они действительности, в каком состоянии находится техника и есть ли она вообще. Никто не проверяет, насколько подрядчик качественный и добросовестный.
По словам собеседника, нередко в своей практике приходилось сталкиваться с тем, что подрядчик на торгах снижает цену до такой, за которую сделать ремонт дороги или осуществить ее строительство просто невозможно.
— Я могу сказать, что бюджет дорожного строительства складывается на 30% из стоимости работы и на 70% из стоимости материалов и техники, — рассказывает инженер. — Это материалоемкое производство. Поэтому, радикально снижая стоимость, подрядчик торгует не своей зарплатой и выгодой, а, скорее всего, качеством материалов, которые будет использовать при строительстве дороги.
Возвращаясь к мудрости предков, вспоминаем поговорку: дешево не бывает хорошо. Кроме того, стоит иметь в виду, что маленькие фирмы, участвующие в тендерах, это чаще всего «однодневки». И, скорее всего, через год, когда асфальт в очередной раз сойдет вместе со снегом, даже претензии предъявить уже будет некому, как, собственно, и гарантийные обязательства.
Асфальт по осени меняют
Предположим, ваша крупная фирма, которая гарантирует качественную укладку асфальта и не собирается банкротиться через год, выигрывает тендер на ремонт дорог в Рязани. Вы рады. И ждете, когда же с вами заключат контракт на выполнение работы. Наступает июль, а вы все ждете. В чем же причина? Оказывается, в бюджете нет денег, которые должны будут пойти на оплату контракта, когда вы предъявите администрации Рязани гладкое и ровное полотно асфальта. Вы спрашиваете, когда же будут деньги? И вам отвечают: конечно же, в сентябре, когда начнутся первые проливные дожди…
— Так действительно было еще два года назад, — подтверждает собеседник YA62.ru. — Скажу больше, 10 лет назад на дороги вообще не поступало денег. Можно сказать, что дорожная сеть в области и в городе умерла. Сложно отремонтировать то, чего нет. Мы сейчас постепенно пытаемся реанимировать дороги в Рязани. Кое-что получается.
По словам главного инженера, Рязанская область только в прошлом году впервые почувствовала реальные деньги в дорожной отрасли. В этом году снова в сеть должны прийти миллиардные федеральные вливания. Эксперт уверен, что рязанцы уже должны были почувствовать реальные улучшения на дорогах города.
— Сейчас идет только второй год, когда мы дороги начали ремонтировать с весны, — отметил Лебедев. — До этого все федеральные деньги приходили в августе. И только тогда мы начинали работать. Конечно, горожане не понимали, почему дорожники асфальт в дождь и снег ремонтируют. Просто не было другого выхода.
По словам инженера, изношенные рязанские дороги до сих пор не получают достаточно денег для приведения их в надлежащий вид. По подсчетам инженера, на «потребительскую корзину» содержания, ухода и ремонта метра дорожного полотна сейчас выделяется в четыре раза меньше денег, чем того требует реальное положение дел.
— Вы слышали что-нибудь о ливневках в Рязани? — то ли шутит, то ли действительно интересуется собеседник. — Я могу сказать, что все деньги, которые выделяются на них, уходят качественно и целенаправленно на их строительство. Вот только в годовом бюджете на ливневые канализации в Рязани выделяют порядка 1-1,5 млн рублей. На эти деньги можно проложить 30 метров ливневки. Это при том, что строить их надо по всему городу.
При этом, по мнению собеседника, за последние два года ситуация с ремонтом дорог в Рязани изменилась в лучшую сторону. Просто темпы не такие быстрые, чтобы можно было это оценить сразу.
Каков на вкус «дорожный бутерброд»
Даже если вы качественный подрядчик, который горит душой за дороги родного города, выполняет работы по всем существующим стандартам и даже лучше, совершенно не факт, что к весне дорога не развалится. Технологии технологиями, но материалы для строительства и ремонта дорог не всегда соответствуют высоким показателям. Даже если таковые подтверждены прилагающимися документами.
— Начнем с того, что главный бич для наших дорог — отсутствие фундамента, — объясняет инженер. — Если мы копнем поглубже на улице Ленина и снимем пять-шесть слоев асфальта, то увидим в основании бутовый камень на глине. Скажем прямо: это вообще основанием не может являться. Что же касается дорожного полотна, то в сметы на ремонтные работы закладываются материалы слабых пород, которые добываются на рязанских карьерах. На них лежит весь город.
Кроме того, отмечает собеседник, материалами торгуют люди, которым свойственно приукрашивать свойства и качества товара, поднимая за счет этого цену.
— Доверять можно только себе, но в таком случае нужно быть дорожным Рокфеллером, — иронизирует собеседник YA62.ru. — Желательно, имея собственные производства всех составляющих будущего асфальта. Например, сложно выяснить, где можно купить хороший битум. Вот, есть у нас РНПЗ, который его производит. И говорили даже, что рязанский битум сперва весь ушел в Сочи, теперь на нем вся Москва строится. И только в самой Рязани остается некачественный материал. Зачастую битум не проходит марку, но выявить это практически невозможно, если работа по ремонту или строительству дороги в самом разгаре. Нужны лабораторные исследования, а на это нет времени. Все винят дорожников, что дороги плохие. Но если вы купите дорогие качественные обои и намажете их дешевым клеем, то вряд ли производитель обоев будет виноват в том, что они отклеятся на следующий же день.
Трубы. Ямки. Кадры
Помимо вышеперечисленных основополагающих причин, есть еще ряд моментов, которые, так или иначе, влияют на качество дорог в Рязани. Например, подземные коммуникации, которые имеют свойство прорываться. Чтобы как можно быстрее устранить неполадки, рабочим приходится сперва нарушать асфальтное полотно, а потом заделывать его на скорую руку.
— Главные «кроты» в городе — это, конечно же, «Водоканал» и «Теплосети», — отмечает инженер. — Их нельзя в этом винить. Город старый, спланирован в плане коммуникаций плохо. Уже давно пора выносить их в «зеленки» — под газон вдоль тротуаров, чтобы было легче устранять неисправности, и при этом не вредить дорожному полотну.
Говоря о ямочном ремонте, собеседник YA62.ru весьма категоричен: ямочный ремонт — это вообще не ремонт, считает он. Это лишь способ временно заткнуть дыру.
— Зачем существует ателье одежды? — задает вопрос эксперт. — Потому что кто-то не может себе позволить купить новое пальто, а зашить дырку на рукаве выходит гораздо дешевле, да и носить, в общем-то, еще можно. Если бы мы имели финансовую возможность сразу все дороги в городе построить новые – мы бы это сделали.
К слову, стоит отметить, что ямка ямке рознь. Бывает, едешь — заплатки плавные, даже не заметны, а бывает — как по стиральной доске. Виной всему человеческий фактор. Не у всех дорожных работников легкая рука. Не у всех и высокий уровень квалификации.
— Ищу лаборанта по бетонам, звоню в Ряжский дорожный техникум, — рассказывает о нелегкой необходимости подбора кадров Алексей Лебедев. — Предлагаю работу: 28 тысяч ставка, премии, весь соцпакет. Меня спрашивают: а жилье вы предоставляете? Нет, не предоставляем. Отвечают: тогда наши выпускники к вам не поедут, они лучше в Москву, там условия выгоднее. Так и живем. А ведь кадры действительно решают все.
Если подытожить, то в вопросе строительства дорог, как и в любом другом глобальном вопросе, необходим системный комплексный подход: от законодательства и распределения бюджета до подбора кадров. По мнению специалистов, в Рязани этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Однако оценить его плоды можно будет только через несколько лет.
Ковырял асфальт Михаил Агиров
Фото Марии Илларионовой