Пробок нет
11 июля 2017 11:59
12093

Идем на восток. «ИнспекциYA62» в Сасове

Идем на восток. «ИнспекциYA62» в Сасове

Все города Рязанской области условно делятся на «автобусные» и «железнодорожные». Первые две остановки нашей инспекции можно смело назвать «автобусными», все-таки добраться из Рязани до Касимова и Скопина по железной дороге хоть и можно, но сложно.

И вот, на нашем пути первый «железнодорожный» город – Сасово! А поэтому команда портала YA62.ru загрузилась в электричку и отправилась в трехчасовую поездку на восток Рязанской области.


Суперчиновники

Мы всегда предлагаем местным чиновникам принять участие в нашей инспекции. И если в Касимове мы натолкнулись на стену, а в Скопине нам помешала чиновничья забывчивость и шашлыки, то администрация города Сасово проявила мудрость. Они не стали прятать голову в песок или говорить, какие у них важные дела намечены на воскресенье, а просто создали журналистам все условия для работы и приняли в ней активное участие.

Достаточно сказать, что по городу на личном автомобиле нас возил помощник главы администрации Александр Савченко. А когда команда портала возвращалась на электричке обратно, все тот же Савченко позвонил и убедился, что мы сели в поезд и нам не требуется транспорт, чтобы вернуться в Рязань.

А поэтому заслуженная «девятка» по критерию открытости власти (до «десятки» не хватило только встречи с главой администрации)!

Фото 0 Администрация Сасова.jpg


Как здесь люди живут?

Стоит отметить, что местные жители также говорят об открытости власти. По словам сасовцев, чиновники общаются с жителями, без лишних церемоний отвечают на вопросы и даже могут обсудить проблемы в соцсетях. Администраторы местных групп «ВКонтакте» проводят с чиновниками интервью, что тоже говорит о нормальном отношении власти к людям.


Вокзал и первые впечатления

Итак, мы в Сасове. По традиции, делимся на две неравные группы и расходимся в разные стороны – изучать город.

1 Вокзал.jpg

Еще не успев выйти из электрички, попадаю в бедлам. Здание вокзала на ремонте, идти приходится через огромную лужу, преодолевая ее мелкими скачками, а назойливые таксисты уже настойчиво предлагают свои услуги. На стенде со сроками ремонта городского вокзала вижу неразборчивую надпись в месте, где обозначено окончание работ. Настроение сразу портится. Не улучшает его и импровизированный автовокзал, который представляет собой просто стоянку маршруток, этакий придаток ж/д вокзала. Еще одно подтверждение того, что Сасово – город сугубо железнодорожный.

Дальнейшая прогулка по городу тоже не добавляет оптимизма. На своём пути встречаю очень красивое историческое здание (одно из немногих примечательных строений в Сасове), но оно находится в заброшенном состоянии, вокруг непролазные кусты, а внутри – пристанище асоциальных элементов.

2 заброшенное здание.jpg

Иду дальше по улице Пушкина, потом сворачиваю на Горького. Сразу в глаза бросается почти тотальное отсутствие пешеходных переходов. И это при том, что движение на этих улицах очень оживленное. Также на улице Горького попадается полузаброшенное кладбище. Причем это не просто древний некрополь, а вполне действующее кладбище с надгробиями 2016 года. И его состояние вызывает оторопь.

3 кладбище.jpg


Как здесь люди живут?

Есть в Сасове и другое кладбище, отличное от описанного коллегой. Проезжая мимо, Александр Савченко обратил на него внимание не просто так. Оказывается, реконструкцией и процессом облагораживания территории этого кладбища занимается местный бизнесмен. Он выступил с инициативой и постепенно стал обустраивать территорию: прибрал могилки, поставил новый каменный забор, въездные ворота, магазинчик с цветами. А еще посадил редкие голубые ели при входе.

– Эти ели, как только он их посадил, на следующий же день и украли, – рассказывает помощник главы администрации. – Всем миром искали пропажу, люди очень переживали. В итоге все-таки нашли и посадили снова. С тех пор никто ничего плохого тут не делал.

Фото 3.1 Кладбище.jpg


Авиагородок и коренной перелом

В каждом проверяемом городе мы посещаем отдаленный микрорайон. В Касимове это был Приокский, в Скопине – Заречный. В Сасове традиция не прервалась – я пошел по мосту через Цну, чтобы посмотреть, как живут люди в сасовском Авиагородке.

Живут хорошо! Во всяком случае, выглядит именно так. В микрорайоне – чистота, ровные дороги, пешеходная зона с клумбами, опрятная «Пятерочка» и дома 50-х (а то и 40-х) годов, которые отнюдь не выглядят развалюхами, а наоборот – смотрятся очень аккуратно.

4 авиагородок.jpg

То же можно сказать и о территории Сасовского летного училища, вокруг которого и образовался городской микрорайон.

Именно в Авиагородке у меня произошёл «коренной перелом» в отношении к городу, и изначальный негатив начал испаряться.

Коллаж 4.1.jpg


Дороги и мусор

Многие местные жители и знакомые активисты ОНФ говорили нам, что Сасово – чемпион по убитым дорогам. Но я, пройдясь и проехавшись по городу, к такому выводу не пришел. Почти все магистральные улицы находятся в приличном состоянии, другое дело, что любое ответвление от главных дорог – это тихий ужас. Но такая ситуация наблюдается в большинстве городов Рязанской области.

5 дороги.jpg

Свалок и мусорных куч в городе также не удалось обнаружить. Сасово – пожалуй, самый чистый город из трех, которые мы посетили в рамках проекта «ИнспекциYA62».


Как здесь люди живут?

Каждый первый житель Сасова и Сасовского района жалуется на убитые дороги, и это можно понять. Ремонтировать улицы в городе начали относительно недавно, да и годовой километраж нового асфальта не такой уж большой. Стоит отметить, что местные власти проблемы свои не скрывают, прекрасно понимая, что состояние дорог в городе далеко от идеала.

– Всего в Сасове порядка 90 км дорог, из которых асфальтное покрытие имеют 50 км, – рассказал Александр Савченко. – Количество отремонтированных дорог напрямую зависит от финансирования.

Нам удалось в режиме реального времени пообщаться с чиновником, ответственным за сасовские дороги, и выяснить, какие свершения планируются в этом году.

Итак, в течение 2017 года будут отремонтированы несколько улиц. На улицу Курашова протяженностью 696,5 метров выделено 5,1 млн рублей. На первый этап улицы Советской 1,366 км выделено 15 млн рублей. В планах второй этап Советской – 1,3 км за 10,9 млн. Также планируется ремонт улицы Деповской (от проспекта Молодцова до улицы Революции) 617 метров за 14,5 млн. Кроме того, под вопросом ремонт улицы Спортивной – 1,7 км за 14 млн рублей.

Чиновники подчеркивают, что ремонт дорог в Сасове проводится капитальный. Вместе с полотном трассы укладывается бордюрный камень, прокладываются ливневки и тротуары.

Коллаж 5.1.jpg


Проспект Молодцова

Более того, есть в Сасове район, в котором ты забываешь, что находишься в городке с населением менее 30 тысяч жителей, – это проспект Молодцова, часть проспекта Свободы и улица Людмилы Зыкиной.

6 проспект молодцова.jpg

Этот район города не балует монументальной архитектурой, зато радует ровным асфальтом, пешеходными переходами, тротуарами, лавочками, фонтаном, торговыми центрами, парком и современным спорткомплексом. Жить здесь наверняка комфортнее, чем в других частях Сасова.

Правда, есть тут и свои «чудеса». Помимо замечательного арт-объекта «Сасово», нас встречает «подводная парковка» (при строительстве дороги кто-то явно забыл про ливнёвку) и сасовское «ноу-хау» – ремонт дороги кирпичами.

7 чудеса.jpg


Как здесь люди живут?

Сасово – это своего рода спортивная столица Рязанской области. Город не только славится своими спортсменами, но и всячески способствует дальнейшему воспитанию звезд большого спорта с малых лет. В центре города сконцентрированы разного рода спортивные объекты разной направленности: от площадки для скейтбордов до Ледового дворца, едва уступающего размерами рязанскому «Олимпийскому».

Коллаж 7.1.jpg

Однако перед поездкой YA62.ru местные жители пожаловались журналистам на то, что в городе мало детских площадок. Особенно это касается старой, исторической, части Сасова. На вопросы граждан ответил Александр Савченко.

– В прошлом году по просьбам местных жителей и с учетом их пожеланий в старом городе были построены четыре новых детских площадки. Они расположены на улицах Мишина, Пролетарской, Ушакова, а также возле Краеведческого музея.

Дело в том, что старая часть Сасова представляет собой частный сектор из одноэтажных жилых домов. И если в многоэтажках заботу о создании детских площадок должны брать на себя управляющие компании, то в исторической части города как может помогает местная власть.

Коллаж 7.2.jpg


ЦРБ

Сасовская центральная районная больница расположена на улице Ново-Елатомской, которую вполне можно переименовать в «Большегрузную», но об этом позже.

По понятным причинам я имел возможность оценить только внешний и отчасти внутренний вид ЦРБ. Внешне больница выглядит обычно, ее территорию можно назвать «полуухоженной» – нечто среднее между малоухоженной скопинской и хорошо ухоженной касимовской. Внутри главного корпуса все нормально – ремонт довольно свежий, ужасов не видно, неприятный больничный запах также не унюхал.

Интересным оказалось само расположение ЦРБ – с тыльной стороны больница вообще никак не огорожена. И, например, психиатрический корпус мирно (или не очень?) соседствует с обычными жилыми домами.

8 ЦРБ.jpg


Как здесь люди живут?

До поездки команды YA62.ru в Сасово по поводу работы местной больницы в редакцию поступило лишь одно обращение негативного характера, о котором мы расскажем далее. А во время экскурсии по городу нам удалось пообщаться с исполняющим обязанности главврача Сасовской ЦРБ Алексеем Будылиным.

– Мы стараемся хорошо работать, несмотря на финансовые трудности, – отметил собеседник во время телефонного разговора. – Выполняем все свои обязанности. Естественно, в больнице есть проблемы, которые являются общими для всех районных ЦРБ. Бывает и нехватка (прим. ред., – медикаментов и расходных материалов). Финансирование недостаточное. Много импортного оборудования, содержание которого дорогое. У нас также работает межрайонный кардиологический центр, который обслуживает 150 тысяч человек населения Кадомского, Ермишинского, Сасовского, Шацкого и Чучковского районов. Существует и проблема с кадрами. Москва под боком, и она уводит самых молодых, перспективных, активных и трудоспособных. Мы же не можем предложить специалистам достойную заработную плату в 70 тысяч рублей, как в Москве. В общем, проблемы везде одинаковые.

По словам Алексея Будылина, отзывы пациентов о работе ЦРБ разные, но все же больше положительных. Как и везде, есть субъективные и объективные причины ругать больницу.

Одним из негативных отзывов о работе кардиологического отделения сасовской больницы стала действительно шокирующая история Константина Максимова. В 2016 году его мать, жительницу Шацка, доставили в Сасово с инсультом. По словам молодого человека, в течение недели его не пускали в палату к лежачей матери, при этом сами врачи, по мнению Константина, не оказывали пациентке соответствующего ухода. В результате у пенсионерки образовался огромный пролежень, который «добрался» до самого позвоночника.

Портал YA62.ru обязательно вернется к этой теме и посвятит ей отдельный материал.


Главная беда

Пожалуй, самая главная проблема города Сасово – отсутствие объездной дороги. Из-за этого весь транзитный транспорт, в том числе большегрузный, едет через центр города, главным образом по Шацкой и Ново-Елатомской улицам.

Совершенно очевидно, что снующие по городу фуры не улучшают экологию и местные дороги, кроме того, являясь постоянным источником опасности для сасовцев.

9 фуры.jpg


Как здесь люди живут?

Объездная – это своего рода панацея от разбитых дорог в Сасове. Местные власти тоже это прекрасно понимают, а потому с нетерпением ждут, когда же будет реализован начатый 10 лет назад проект.

– Обещали в следующем году продолжить строительство, поскольку бюджет 2017 года уже расписан, – отметил Александр Савченко. – Если объездную сделают, для города это будет большой плюс. И чище сразу станет.

По словам чиновника, самым сложным и болезненным в плане финансирования будет строительство путепровода через железную дорогу. Но надежды никто не теряет. Даже гугл-карты. Объездная дорога, хоть и не достроена и упирается в чистое поле, отмечена в навигаторах, и ежедневно в неё «втыкаются» заблудившиеся сасовские туристы.

Коллаж 9.1.jpg


Как здесь люди живут?

Еще одной бедой Сасова можно назвать и работу управляющих компаний. От жителей города в адрес редакции YA62.ru было несколько обращений по данному вопросу. Самой красноречивой стала история с многоквартирным жилым домом №6 по улице Железнодорожной.

С виду весьма неплохой крепкий дом. Сразу видно, что жильцы ухаживают за ним кто как может. Дорога вдоль дома – типичная сельская: две колеи грязи, заполненные водой после дождя. Рядом стоит колонка, что подтверждает информацию, полученную от жильцов, – в доме отродясь не было водопровода. Как выяснилось, и канализации тоже…

– Дом был построен в 50-е годы из шлакоблоков, – рассказывают жильцы. Практически все они – пенсионерки, которые всю жизнь прожили в этом доме. – Во всех квартирах есть закутки, которые очень напоминают санузлы по планировке, однако, видимо, вести водопровод и канализацию почему-то передумали. Всю жизнь мы ходим всем домом в отхожее место. Раньше, когда он принадлежал железнодорожникам, ежегодно яму выгребную откачивали техникой. Потом дом передали в муниципалитет  и все, никому мы стали не нужны.

Коллаж 9.2.jpg

По словам местных жителей, управляющие компании, обслуживающие этот дом, меняются не реже чем раз в два года. Каждый раз они уходят со всеми, пусть небольшими, но все же деньгами, не отчитываясь перед жильцами. Нынешняя управляющая компания «Наш дом», по словам жильцов, в месяц собирает по 400 рублей с квартиры за то, что занимается обслуживанием дома. Однако люди так и не видели никаких ответных действий за свои деньги.

– Красим фасад под окнами сами, за свой счет, – рассказывают жильцы. – Сами скинулись на бетонные кольца, чтобы сделать новую выгребную яму. Они уже год лежат во дворе. Управляющая компания на просьбы не реагирует, хотя именно она обязана этим заниматься. Мы уж не просим ничего такого, ну хоть технику пригоните, яму выкопайте да кольца поставьте. Мы же деньги вам платим за что-то.

Также в доме есть проблемы с электричеством. Лампочки заменить  для жильцов не проблема. Но в данной ситуации нужно менять проводку целиком.

– Приходил электрик, сказал: «Ну, тут же все доставать надо и разбираться»– и ушел, – рассказывает местный житель, многодетный отец. – В итоге света у нас так и нет, ни у подъезда, ни во дворе.

Как итог – пожилым людям приходится ночью, в темноте, выносить в туалетном ведёрке отходы в выгребную яму. К слову, рядом с домом №6 стоит двухэтажный деревянный дом. В нем были вода и канализация. Недавно его расселили из-за аварийности. Признать же дом №6 аварийным можно, только если люди за свой счет проведут экспертизу и обратятся в местную администрацию. И то, это не гарантирует какого-то результата.

Коллаж 9.3.jpg


Полуживая «Саста»

В 1971 году в Сасове начали строить предприятие всесоюзного значения – Сасовский станкостроительный завод (сокращенно «Саста»). Уже в 1974 году предприятие было запущено. Основной продукцией стали токарные станки, их производили для нужд оборонной, атомной, нефтегазовой промышленности, машиностроения, сасовская продукция экспортировалась за рубеж, в том числе в Германию, Канаду и Италию.

Посещение «Састы» я припас на завершающую часть своей «экскурсии» по городу. Было очень интересно, чем сейчас живет некогда могучий завод.

10 саста.jpg

Действительность вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, здание заводоуправления и некоторые корпуса на территории предприятия отремонтированы и выглядят вполне достойно, с другой – есть явно заброшенные постройки, которые «видны на просвет». Кроме того, территория не охраняется. Я, например, гулял по заводу совершенно беспрепятственно. Так что не очень понятно: то ли пациент скорее жив, чем мертв, то ли наоборот.

Противоположная картина наблюдается в дата-центре «Яндекса», который располагается неподалеку – на территории, которую когда-то занимали заводские корпуса. Там все огорожено, благоустроено и через охрану не прошмыгнешь (я пытался!).

11 дата -центр.jpg


Хемингуэй и туризм

Своим появлением город Сасово целиком и полностью обязан Московско-Казанской железной дороге. В 1893 году она пришла в село Сасово и дала мощный толчок его развитию.

Столь позднее приобретение статуса города безусловно сказалось на архитектуре современного Сасова. Исторических зданий тут почти нет, туристу, казалось бы, здесь делать нечего. Похоже, так же думают и местные власти. Смею утверждать, что зря!

У Сасова есть бренд – летное училище. Со всей России сюда съезжаются будущие пилоты, чтобы научиться летать. «Сасово учит летать», «Мы растим пилотов», «Сасово – авиационная столица Рязанской области» – почему я не вижу такие плакаты в городе? Почему город не стремится обрести собственное лицо?

Средний турист – существо довольно предсказуемое, оно нуждается в бренде, легенде и комфорте. Бренд и связанная с ним легенда у города есть. А договориться с руководством училища об экскурсиях, возможно, даже полетах, организованных специально для туристов, привлечь инвесторов, создать общедоступный музей авиации в Авиагородке – дело не такое уж невыполнимое и точно не мегазатратное. Главное – взяться за него.

Комфорт – тоже дело наживное. Пустить по городу хотя бы ПАЗики (по примеру Касимова), а не сегодняшние «Газели», открыть по мере увеличения турпотока несколько ресторанов и гостиниц, скооперироваться с соседями из того же Касимова и предлагать «пакетные» туры.

Дата-центр «Яндекса» тоже может быть привлекательным туристическим объектом. Не знаю, как вы, а я бы с удовольствием посетил экскурсию, на которой бы мне рассказали, как устроен дата-центр одной из крупнейших IT-компаний Европы.

12 Хэмингуэй.jpg

На въезде в город стоит еще один забытый, заросший кустами и грязью потенциально туристический объект – единственный в России памятник Эрнесту Хемингуэю. Скульптуру не назовешь шедевром искусства, многие даже сочтут ее уродливой. Но колорита ей явно не занимать, а именно это и нужно туристам! Кроме того, с памятником связана интересная история о его создателях – кубинских курсантах Сасовского летнего училища, которую тоже можно «продавать» гостям города, перекидывая мостик к главной гордости Сасова.


Как здесь люди живут?

Из достопримечательностей ещё можно отметить Музей русской песни, который не работает в воскресенье, и тот факт, что Сасово – это город 18 героев СССР и двух полных кавалеров ордена славы. Кстати, в центре Сасова не прекращая горит Вечный огонь, чем гордятся местные чиновники, и наверняка жители города.

По словам Александра Савченко, внешний туризм в Сасове действительно не развит. Но паломники, проезжающие в сторону Касимова, часто задерживаются и здесь.

Из негативного хочется отметить отсутствие приличных заведений общепита среднего класса – а именно кафе. В ходе часовой прогулки по центру города от вокзала были найдены три ресторана (!), закрытое бистро и заведение без опознавательных знаков, в котором играли свадьбу. Чтобы попасть в кафе, нужно добираться до проспекта Молодцова. Но это возможно при условии, что у потенциального туриста есть хоть какие-то сведения о городе.

Коллаж 13.jpg


Оценка Сасова

Благоустройство

чистота — 7,33 балла (здесь и далее по 10-балльной шкале);
дороги — 5 баллов;
обустроенность (лавочки, остановки, тротуары, урны и т. п.) — 5,67 балла.
Итог по благоустройству: 18 баллов.

Транспорт (городской транспорт плюс состояние ж/д вокзала) — 4 балла.

ЦРБ — 5 баллов.

Туристическая привлекательность (туристический потенциал и его реализация) — 2,67 балла.

Открытость власти — 9 баллов.

YA62-индекс Сасова равен 38,67.


Рейтинг городов Рязанской области

1. Сасово – 38,67 балла;

2. Скопин — 34,66 балла;

3. Касимов — 33,34 балла.

Следующая остановка проекта «ИнспекциYA62» — в Рыбном.


Факты о Сасове

Дата основания: 1642 год.
Численность населения: 25 747 человек (по данным Рязаньстата за 2016 год).
Глава администрации: Евгения Рубцова.
Расстояние до Рязани: 184 км.
Цена билета на электричку до Рязани: 387 рублей.
Цена проезда в городском транспорте: 18 рублей.

Фоторепортаж доступен по ссылке.

Текст: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова

Фото: Мария Илларионова, Александр Мойсеюк

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт