Этот город спасают люди. «ИнспекциYA62» в Скопине
Chernava Reisen — это звучит гордо! Однако немецкой надежности, увы, не добавляет. Автобус «Рязань — Чернава» с громкой надписью на борту вполне мог не довезти нас до Скопина, потому что по пути несколько раз попросту отказывался трогаться. Но в итоге все обошлось и команда YA62.ru благополучно высадилась в Скопине, правда слегка не дотянув до местного автовокзала.
Дороги и герои
Дорога до гончарной столицы Рязанской области вопреки ожиданиям оказалась гладкой и ровной. Буквально за два года трасса Рязань — Пронск — Скопин из страшного сна автомобилиста превратилась если не в автобан, то в довольно приличную дорогу. От прежней убогости остались лишь отдельные участки.
О дорогах внутри Скопина такого не скажешь. Уже на въезде в город нас приветствует бугристая улица Карла Маркса, к которой примыкают, пожалуй, самые убитые дороги города – улицы Красноармейская и Бирюзова. Эти три дороги составляют скопинский бермудский прямоугольник, в котором если не пропадешь, то колеса оставишь точно.
Однако первое впечатление о Скопине формируют не только дороги. Нас встречают баннеры «Скопин — город воинской доблести», а также портреты скопинцев — героев Великой Отечественной войны. Сразу становится понятно, чем и кем гордится Скопин. И это похвально.
Как здесь люди живут?
Помните песню «Эх, дороги! Пыль да тууумааан…» Ее написал коренной скопинец народный артист СССР Анатолий Новиков. А все потому, что дороги в Скопине — действительно просто песня. Стоит свернуть с центральной улицы в любую сторону, и попадаешь на грунтовую деревенскую дорогу. Асфальтом там не пахло никогда и не запахнет еще долго.
— Я в прошлом году менял подвеску, сейчас она уже никакая, — рассказал Павел Ребриков. — В военном городке есть такие дороги, которые после дождя превращаются в сплошные лужи.
Пригодные для перемещения скопинские дороги можно пересчитать по пальцам. Гораздо больше здесь плохих. Несмотря на статус города, по своему дорожному хозяйству Скопин тянет на деревню. Жители отдаленных районов и вовсе отмечают, что дороги там не ремонтировались с 50-х годов.
Но стоит отдать должное местным организациям и неравнодушным руководителям, которые по весне, оказывается, помогают городу привести некоторые дороги в порядок.
— Наш директор не может Скопину отказать в помощи, — объясняет местный житель. — Поэтому каждый год мы после зимы убираем обочины от наносов и прокладываем ливневые канализации, хоть какие-то.
Вы видели в Рязани ливневки? И мы нет. А в Скопине они есть. Не везде и не много. Но сам факт вызывает к местным жителям уважение.
Тут чисто!
Как вы помните, первая остановка проекта «ИнспекциYA62» была в Касимове. Древний город поразил команду портала свалками, которые ровным слоем распределены по всему Касимову. В Скопине ситуация противоположная. Ни одной полноценной свалки журналисты портала на своем пути не встретили. Есть несколько куч мусора на краю городского парка, но они не идут ни в какое сравнение с касимовскими.
При этом сам парк нуждается в благоустройстве, а также в нормальном подходе и подъезде. Сейчас он притулился за уродливым забором центрального городского стадиона, даже найти вход в парк проблематично. Внутреннее убранство тоже вызывает противоречивые чувства – корявый асфальт соседствует с ухоженным мемориалом, заброшенный общественный туалет – с хорошо благоустроенной детской площадкой.
Но как бы то ни было, город не замусоренный. Видно, что местные жители и власть об этом заботятся.
ЦРБ и канализация
На окраине Скопина в низине, которую образует река Верда, располагается Скопинская центральная районная больница. Войдя на территорию медучреждения, сразу отмечаешь разницу с Касимовской ЦРБ. В Касимове территория районной больницы ухоженная, растут цветы, приятно выделяется новое здание роддома.
В Скопине все намного суровее – кривой асфальт, лужи, гнилой автобус и никаких свежеотстроенных зданий. Очевидно, за территорией больничного комплекса особенно не следят.
Внутри главного здания все намного лучше. Ужасов старой советской больницы не чувствуется, даже наоборот – веет современной медициной. На первом этаже довольно свежий ремонт и кабинет компьютерной томографии, в который удается заглянуть одним глазом. И там все довольно хорошо.
Над комплексом зданий ЦРБ возвышается холм с многоэтажками. А с холма в реку стекают ручейки… нечистот. Прямо из-под здания.
Как здесь люди живут?
В Скопине есть и своя экологическая катастрофа: ежегодно мельчает и загрязняется сточными водами главная артерия города — река Верда. О плачевном состоянии водоема нам рассказал Сергей Краюшкин, который в 90-е годы был хранителем скопинских рек – главным санитарным инспектором по Верде.
— Раньше здесь, на слиянии двух рек, была плотина, — показывает местный житель. — В 1996 году она окончательно разрушилась.
С 2011 по 2013 год якобы производилась очистка реки. Однако, по мнению Краюшкина, сделали только хуже, загубив реку.
— Они спилили деревья по краю воды, почистили грунт и тут все и бросили. По весне паводок все стянул в реку. В 2014 году местные жители сами скинулись и решили восстановить плотину. Администрация города даже перед губернатором отчиталась, что, якобы, по их инициативе было все приведено в порядок. А потом праздники прошли, и администрация заставила плотину убрать.
Также бывший санинспектор показал нам, как в эту реку сливается со всего Скопина канализация. По словам Краюшкина, раньше, лет 15 назад, на очистных сооружениях были специальные бактерии, которые перерабатывали отходы. Сейчас их нет, и канализация стекает в реку, что называется, в чистом виде. Река загрязнена настолько, что в ней нельзя купаться и ловить рыбу.
По мнению специалиста, реку еще можно спасти. Для этого необходимо построить плотину, очистить русло и поставить современные очистные сооружения. Местная администрация все призывы местных жителей игнорирует. Чтобы как-то достучаться до чиновников, Краюшкин поставил на месте плотины плакат с Путиным и флаг России.
— Флаг я у них успел отобрать, а плакат с Путиным они в реку выбросили и сплавили по течению, — вспоминает местный житель.
На скопинских чиновников бывший санинспектор не обижается и отзывается о них довольно спокойно. Говорит, «вроде ребята неплохие, только загадили все».
Заречный
Поселок Заречный, расположенный в 10 км от центра Скопина и входящий в черту города, заслуживает отдельной главы нашего повествования. Добраться до отдаленного микрорайона можно на маршрутках-«Газелях», которые на ухабистой дороге трясутся так, что во время поездки боишься выплюнуть свои внутренние органы.
Сам микрорайон — это территория тотального бездорожья. Ямы тут не заканчиваются, они переходят одна в другую, создавая на остатках асфальта причудливые узоры. Загляденье!
Как здесь люди живут?
Помимо дорог, которых нет, проблемой Заречного является в целом его вхождение в состав Скопина. До 2004 года это был поселок Заречный. По документации он попадал в так называемую «чернобыльскую зону», жители которой должны получать льготы за то, что им приходится проживать на данной территории. Сам же Скопин никогда в зону чернобыльского влияния не входил, а потому, когда Заречный вошел в состав города, у жителей отобрали компенсацию.
— Народ очень обижен, — рассказывает местный житель Владимир Хренов. — Куда мы только не писали, даже президенту. Оттуда письмо спускается в МЧС России, где нам отвечают: вы относитесь к городу Скопину, в Скопине нет «Чернобыля», значит, и вам — нет. То есть, у нас неожиданно вдруг стало чисто. Народ даже требовал снова выхода из состава города. А нам сказали, что «чернобыльские» все равно не дадут. Мол, у вас там уже нет радиации. Да только где и кто тут чего мерил-то? У нас у всех есть удостоверения, подписанные правительством Рязанской области, что льготы наши бессрочные.
По территориальному делению получается так, что два соседних дома на одной улице — один входит в «чернобыльскую» зону, другой — нет. Люди не знают, как восстановить справедливость. До рязанского «царя» слишком далеко.
Знаки-«стесняшки» и улица Пушкина
Скопин — город стыдливых знаков. Они так стесняются показаться водителям, что всеми способами прячутся в кустах и кронах деревьев. Причем иногда так искусно, что обнаружить их можно, только подойдя вплотную.
Тротуарами город тоже радует не всегда. Улица Пушкина, например, является зоной, свободной от пешеходных дорожек. Здесь автомобилисты и пешеходы как никогда близки.
На этой же улице находится городской рынок, который погружает в атмосферу 90-х — примерка джинсов на картонке, сумки челноков, стихийное расположение торговых рядов. Над всем этим муравейником возвышается полуразрушенная, но при этом действующая церковь.
Вообще, это место вызывает гнетущее чувство, хочется отсюда побыстрее уйти.
Транспорт
Городской транспорт в Скопине не порадовал. По городу снуют маршрутки, в основном — «Газели», ПАЗиков (в отличие от Касимова) — раз, два и обчелся. Зато довольно много четко обозначенных, капитальных остановок.
В хорошем состоянии пребывает и железнодорожный вокзал. Хоть Скопин и стоит на неэлектрифицированной побочной ветке и железнодорожный транспорт среди местных жителей явно не пользуется большой популярностью, вокзал не запущен и довольно опрятен (если не считать туалета, фотографию которого мы не публикуем, чтобы не травмировать вашу психику).
Гораздо более востребован у скопинцев автовокзал. К нему тоже особых претензий нет — все довольно чисто и удобно.
Скопин и туризм
Скопин – город провинциальный, здесь не осталось следов былого величия. Просто потому, что величия никогда не было. Скопин никогда не был центром княжеств, царств и других государственных образований. Поэтому тут не встретишь рязанской и касимовской монументалистики.
Не пошло городу на пользу и советское время. Если раньше здесь было много красивых храмов, то сейчас почти ничего не осталось. Поэтому туристу в Скопине развернуться особенно негде.
Однако у города есть свое провинциальное очарование – деревянные домики с причудливыми ставнями, тихие улочки с сонной атмосферой прошлых веков. В Рязани такого уюта уже почти не встретишь.
Как здесь люди живут?
По словам скопинцев, в городе есть две главные достопримечательности, вокруг которых строится весь остальной кластер. Скопин славится своим театром «Предел» и гончарным искусством. Чтобы посмотреть на эти дива, в городок приезжают туристы из Европы. Скопин потихоньку отстраивает храмы, где их еще можно восстановить, но наравне с духовной составляющей здесь есть стадионы, спортивный комплекс, постепенно восстанавливаемый из разрухи городской парк, лыжная трасса и федеральный мототрек, на котором проходят всероссийские соревнования.
Недалеко от города возвышается на холме жемчужина – Дмитриевский монастырь. Заново отреставрированный, приведенный в порядок, он открывает свои двери не только паломникам, но и туристам.
Чиновники
Команда портала, как обычно, очень желала пообщаться с представителями местной власти. И поначалу даже показалось, что нам это удастся. Замглавы администрации Скопина Ирина Ланина сразу дала свой номер телефона, была приветлива и пообещала всяческое содействие.
На деле же оказалось немного по-другому. В итоге, дачи, шашлыки и мотокросс, которые навалились на скопинских слуг народа в жаркий выходной день, перевесили «горячее желание» общаться с приезжими журналистами.
Последующие попытки взять комментарии по интересующим нас вопросам по телефону также не увенчались успехом. Поэтому по критерию «Открытость власти» Скопин получает от портала YA62.ru оценку чуть выше нуля.
Вместо заключения
Что самое ценное в Скопине? Люди! Местные жители, которые не приучены кидать мусор под ноги и развозить его вокруг контейнеров, которые готовы безвозмездно помогать местным властям, которые сообща помогли рассеянному журналисту YA62.ru найти фотоаппарат, оставленный им на автовокзале.
Да, из Скопина в последнее время все больше уезжает молодежь, потому что объективно негде работать. Но те, кто остается, с гордостью говорят: «Скопин мы любим, и лучше этого города нигде нет».
Оценка Скопина
Благоустройство
чистота — 7,33 балла (здесь и далее по 10-балльной шкале);
дороги — 3,33 балла;
обустроенность (лавочки, остановки, тротуары, урны и т. п.) — 5,33 балла.
Итог по благоустройству: 15,99 балла.
Транспорт (городской транспорт плюс состояние автовокзала) — 4,33 балла.
ЦРБ — 5,67 балла.
Туристическая привлекательность (туристический потенциал и его реализация) — 7 баллов.
Открытость власти — 1,67 балла.
YA62-индекс Скопина равен 34,66.
Рейтинг городов Рязанской области
1. Скопин — 34,66 балла;
2. Касимов — 33,34 балла.
Следующая остановка проекта «ИнспекциYA62» — в Сасове.
Факты о Скопине
Дата основания: 1597 год.
Численность населения: 27 348 человек (по данным Рязаньстата за 2016 год).
Глава администрации: Олег Асеев.
Расстояние до Рязани: 109 км.
Цена билета на автобус до Рязани: 275 рублей.
Цена проезда в городском транспорте: 18 рублей.
Фоторепортаж доступен по ссылке.
Текст: Александр Мойсеюк, Дарья Копосова
Фото: Мария Илларионова, Александр Мойсеюк