5 баллов
27 декабря 2022 12:18
22661

Затерянная Рязань. Звездный путь

Затерянная Рязань. Звездный путь

Во все времена здешние земли славились водой невероятной чистоты. Ключей, прозрачных как слеза младенца, било видимо-невидимо, и жившие здесь дворяне Гагарины даже построили большой промышленный бассейн, который наполнялся родниками. Ключевую воду из того бассейна поставляли прямо в Санкт-Петербург, к императорскому столу, и пилась она там, что называется, от души. Для водных излишков, коих здесь было предостаточно, вырыли живописные каналы, по которым дамы из поместья Гагариных любили плавать на лодочках – до церкви и обратно.

В 1928 году в усадьбе родился внебрачный дворянский сын – Николаша. В тот момент никто даже не мог подумать, что именно этому мальчику человечество будет обязано первым полетом в космос.

В конце декабря команда «Затерянной Рязани» отправилась в звездный путь по заснеженному Сасовскому району, чтобы найти село Ключи и рассказать вам его историю.


Дорога до Ключей не близкая. Петляет меж заснеженных деревень Сасовского района, встречает старинными купеческими развалинами, блестит на солнце стеклами заброшенного Андреевского спиртзавода, пугает сосновыми горельниками до горизонта. Когда-то все эти земли принадлежали дворянским родам и процветали промыслами, промышленностью и сельским хозяйством. В Ключах, например, обосновался знаменитый дворянский род Гагариных. И неспроста.

– Ключи почему так называются-то? – проверяет нашу эрудицию староста села Виктор Марушин. – Да потому что здесь вода из-под земли бьет чистейшая…

– … Как самогон! – подсказывают местные старушки и смеются.

– Да в том-то и дело, что у некоторых и самогон бывает мутный, а здесь родниковая вода – как слеза. И пьешь ее с душой. И, что интересно, во всех деревнях в округе вода плохая – грязная, жесткая, невкусная. А отсюда дачники даже в Москву воду возят.

– Да что там в Москву, – перебивают местные жительницы. – У дворян Гагариных здесь для сбора воды из родников был сделан каменный бассейн, они ее собирали и возили в Петербург к императорскому столу.

Фото 1 Бабушки в Ключах.JPG

Сегодня от усадьбы Гагариных не осталось практически ничего, кроме помещений подземных складов, векового дуба, в который регулярно бьет молния, да полуразрушенной деревянной церквушки на краю села. А местные жители знают только обрывочные воспоминания старожилов. Говорят, например, что «барыня была больно ласковая, к крестьянам своим добросердечная, а вот барин – тот жестокий человек». Можно только догадываться, что речь идет о последнем поколении Гагариных, живших в Ключах перед самой революцией.

– Была у нас в селе Анна Ивановна, мы ее звали бабушка-половинка, так вот она еще дворян застала, – говорит староста Ключей. – Говорила так: я помню, еще девочкой была, каналы через всю деревню шли, а барыни по ним катались на лодочках, прячась от летнего солнца под зонтиками, плавали до церкви и обратно. У нас в Ключах-то и сегодня очень красиво, хоть зимой, хоть летом, а тогда, видать, было еще живописнее.

Фото 2 Пруд в Ключах.JPG

Сегодня староста Ключей Виктор Иванович остался последним коренным старожилом села. Говорит, что и сам здесь родился, и родители его местные, и бабушки, и даже прабабушки. Но глубокую историю местности сохранить не удалось. И теперь жители в прямом смысле слова выкапывают ее из-под земли.

– Если здесь что и было до Гагариных, то об этом уже вряд ли можно найти информацию, – говорит староста. – В основном занимались крестьяне земледелием. Но был и глиняный промысел. Мы это знаем, потому что часто находим в огородах керамические черепки от посуды. А однажды, когда соседи разрабатывали огород, сняли дерн, копнули глубже и обнаружили под землей целую комнату. Стройно вдоль стен стояли стеллажи, а на них – глиняная посуда. Скорее всего пару веков назад на этом месте был погреб, да так и сохранился.

– Это, получается, у вас здесь должно быть месторождение глины? – уточняем.

– Верно. И не только рыжей. Здесь добывали и голубую глину, ту самую, которую используют в косметологии, – рассказала местная жительница. – А у Гагариных здесь был свой кирпичный завод. Иногда, то тут, то там, из-под земли всплывают старинные кирпичи с заводским клеймом.

Фото 3 Старый магазин из красного кирпича.JPG

Мы гуляем по селу, наблюдаем за птицами, ловим закатное солнце в преддверии самого короткого дня в году и слушаем, как шумят сосны в Ключах.

– Кто к нам в гости приезжает, называет село «маленькой Швейцарией», – с гордостью говорят местные жители. – А приезжают к нам часто. Целыми туристическими группами – из Китая, Японии, Канады…

– За сказочно чистой ключевой водой?

– На родину основателя русского космизма, благодаря учениям которого люди смогли полететь в космос.

Фото 4 Деревянная церковь в Ключах.JPG

Удивительная история случилась в сасовской глубинке. В 1829 году в имении Павла Гагарина в Ключах родился внебрачный сын Николай. И хотя в поместье его считали Гагариным, официальная фамилия мальчику досталась от крестного – Федоров.

Получивший прекрасное образование Николай Федоров вырос, став философом-футурологом и основателем идей русского космизма. Его научными трудами в свое время вдохновился Константин Циолковский, озвучив мысль, ставшую знаменитой: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!».

Наш земляк Николай Федоров был одним из первых, кто предсказал экологические катастрофы XXI века и полеты человека в космос. Согласно его идеям, люди лишь тогда обретут бессмертие, когда смогут создать жизнь на других планетах.

Николай Федоров был великим мечтателем. Но кто знает, полетел бы Юрий Гагарин в космос, если бы веком ранее один мальчишка из сасовской глубинки не засмотрелся на звезды?

– А звезды у нас тут – рукой с неба достать можно, – рассказывает староста села. – Самое яркое воспоминание из детства. Зимой родители закутают в тулуп, положат на санки и везут домой. А ты лежишь и смотришь-то куда? Только вверх. Только на звезды. Уж сколько лет прошло, я давно на пенсии, а как вечером голову вверх подымешь – так и не оторваться.

Фото 5 Местные жители рассказывают об истории Ключей.JPG

После обеда Ключи, казавшиеся необитаемыми, оживают: местные бабушки подтягиваются к деревянной палатке, похожей то ли на ларек, то ли на закрытую остановку.

– Это хлебная лавка, – говорит староста и знакомит нас с жительницами села. – Раз в неделю к нам приезжает продавщица из соседней деревни, привозит хлеб, продукты, вот здесь раскладывает и торгует. Раньше не было тут ничего, на улице стояли ждали. Вот мы и решили, чтобы бабулечкам не было так холодно зимой, сколотили этот домик. Хоть от снега и ветра защищает. А иной раз они в плохую погоду просто сюда приходят и болтают. Вроде и на свежем воздухе, и в то же время не под дождем. А ну, бабули, я вам журналистов из Рязани привел, рассказывайте, какие вас проблемы беспокоят?!

– Дорога! Ой, милые, дорога у нас какая плохая! – хором отвечают местные жительницы.

Фото 6 Жители Ключей жалуются на дорогу.JPG

– На самом деле мы помним еще те времена, когда дороги здесь и вовсе не было, – говорят местные. – Увидеть в Ключах легковую машину даже летом было сродни чуду. Но примерно 17 лет назад нам насыпали щебенку и на том успокоились. За два десятка лет дорога, конечно, поизносилась. И хорошей она кажется только зимой, когда снегом укатана. А летом после каждой поездки можно смело машину в ремонт отдавать.

– А цена вопроса какая? – уточняем.

– Два километра, – тут же выдает точные цифры староста. – В прошлом году, когда губернатор Николай Любимов в Сасово приезжал, я попал к нему на встречу. И даже обратился к нему с вопросом. Говорю: родина ученого, делегации со всего мира приезжают, а вы два километра дороги починить не можете. За державу обидно…

– А он что?

– Дал распоряжение исправить ситуацию. А потом нам пришли отписки о том, что эти два километра не стоят на балансе дорожного фонда и деньги на ремонт выделять не будут.

Впрочем, жители Ключей после распада Союза со многими бытовыми вопросами привыкли справляться сами. Например, несколько лет назад собрали деньги и своими силами построили капитальный мост через пруд.

Фото 7 Капитальный мост через пруд в Ключах.JPG

От проблем, которых в Ключах на удивление мало, местные пенсионерки плавно переходят к воспоминаниям о молодости. Советские годы, как водится, называют «самыми веселыми».

– А чего? У нас же здесь было отделение от андреевского откормочного завода. Кузница стояла, конюшня, пилорама, три гурта коров, три зернохранилища, овчарня, курятник, крольчатник и даже своя заправка! Автопарк сельхозтехники тоже был свой. Да и частного скота в каждом доме море. Деревня – это такое место, где ты никогда не пропадешь. Залез в подпол – вот тебе домашние заготовки. Картошки урожай был такой, что и сами ели, и скотину кормили, и еще на спиртзавод сдавали мешками.

Было в Ключах две школы – младшая и до восьмого класса, а посреди села стоял деревянный клуб. 

Транспортным сообщением всегда здесь служили электрички – железная дорога от Сасова на Свеженькую проходит всего в двух километрах от Ключей.

– Да и сейчас местные если надо куда по делам, то на электричку ходят, – рассказывает староста села. – Утром две электрички идут – приезжие называют их в шутку «сапсанами». Да в обед электричка. И вечером еще. Дорогу до станции, правда, не чистят, поэтому мы пользуемся самым проверенным способом – сами ее зимой протаптываем.

Фото 8 Виды Ключей.JPG

В 90-е годы в Ключи, как и во все другие сельские территории страны, пришла разруха. Местные вспоминают, как умельцы растаскивали совхозное добро – распиливали трактора, воровали зерно, угоняли скот. Даже деревянную церковь, которая в советское время была отведена под школу, стали разбирать.

– Мне мать тогда сказала: только попробуй хоть одну доску от церкви утащить! – вспоминает Виктор Иванович. – А кто участвовал в разграблении, все потом плохо кончили. Такие ужасы с людьми и их семьями приключались… А сейчас вот ребята московские, кто в родительские гнезда сюда вернулся, думают восстановить церквушку. От нее хоть и мало что осталось, а вы внутрь загляните – там даже некоторые фрески целы…

Фото 9 Фрески в столетней церкви.JPG

На закате к дому старосты прилетают синички, атакуя кормушки с зерном. Черепаховая кошечка Соня провожает гостей, сидя на калитке, а мы никак не можем надышаться звеняще-чистым воздухом лесной деревни.

– Когда мы сюда ехали, то думали, что в Ключах уже никто не живет, – говорю я Виктору Ивановичу.

– Зимой да, одни старушки остаются, по пальцам пересчитать можно. Но летом наши москвичи приезжают, и деревня оживает. Они детей привозят, праздники устраивают, в зарницу играют, соревнования по футболу проводят. Да и сейчас вот на зимние каникулы приедет Москва, – пруд расчистит – и будет хоккей. Я тоже после пожаров 2010 года, когда у нас сгорело 24 дома, думал, что все, умирает село. Многие ведь уехали. Но потом вижу – стали дети в родительские дома возвращаться! Погорельцы заново отстроились. Смотрю на это, и понимаю – Ключи будут жить.

Фото 10 Кошка Соня.JPG

… А ведь от Москвы до Ключей – ох, и не ближний свет! Видимо, что-то есть в этом селе, что манит людей вернуться домой, заставляет интересоваться историей, восстанавливать церкви и тянуть мосты не только с берега на берег, но и от поколения к поколению.

И если есть в Рязани затерянные деревни, которые продолжают жить, – может быть, и правда еще не все потеряно?

Фото 11 Колодцы в Ключах действующие.JPG

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Затерянной Рязани». Там еще больше интересного из наших путешествий по деревням.


Ключи подбирала Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

Путь прокладывала Наталья Кратенко

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт