Затерянная Рязань. В гостях у «Дракулы»
Три века назад здесь умели выращивать ананасы и персики даже в самые крепкие зимние морозы. Местный «граф Дракула» был одним из лучших бизнесменов-стартаперов того времени, а его изобретения опережали прогресс на несколько десятилетий. С его легкой руки неугодные чиновники навсегда пропадали в подземельях. По его же велению здесь начали возводить самый грандиозный «долгострой» начала XIX века, увидеть который заказчику так и не довелось. Местные говорят, что приезжать в эти земли нужно исключительно с лопатой — а иначе как еще отыскать клад? Точное руководство к действию звучит так: «Где искать? В Гусь-Железном. Что искать? Что найдете».
Команда YA62.ru отправилась в затерянную обитель рязанского «Дракулы», чтобы посмотреть, что от нее осталось. Кстати, к гусям это место не имеет никакого отношения.
Легенда гласит, что дед «мещерского Дракулы» был первым из рода Баташевых, кто прикоснулся к железоделательному мастерству и лично был знаком с известным держателем металлургических заводов Никитой Демидовым. Был у него кузнецом. И угораздило простолюдина Баташева влюбиться и позвать замуж девушку из богатой купеческой семьи. Родители избранницы были, конечно, против, но жених попросил Демидова выступить в качестве свата, и купцы не смогли отказать. Да только во время свадебного застолья приехала карета от Демидова, но вместо самого почетного гостя вышла... свинья! Баташев не растерялся, завел свинью в зал, попотчевал до отвала, и, когда «гостья» захрюкала, отправил ее на карете восвояси. По одной из версий, Демидов, оценив жест своего подчиненного, выдал в качестве приданого эту самую свинью, набитую золотом. Якобы именно на эти деньги была основана первая металлургическая мануфактура Баташевых в Туле. Дело быстро разрасталось, и в 1759 году внуки Баташева — Андрей и Иван — за колоссальные по тем временам деньги, девять тысяч рублей, купили две деревни на берегу реки Гусь...
— Это сейчас мы называем его Гусь-Железный, а до этого место сменило несколько названий, — рассказывает местный житель, учитель истории Александр Акиндинов. — Гусь-Завод, Гусь-Баташев. И к гусям, гусевским забавам, название не имеет никакого отношения. Речка Гусь, на которой стоит поселок, на финно-угорском называлась «Кууси» — то есть место, где растет много елей. В одной из переписей гидроним изменили — сделали из него «Куси». А потом местные жители упростили до «Гуси» и впоследствии — Гусь.
По словам историка, наличие реки было одним из главных условий для строительства металлургического предприятия и Андрей Баташев воспользовался этим природным ресурсом с размахом.
— Он построил плотину в два километра с несколькими шлюзами, — рассказывает краевед. — Об этом даже писали современники, что труд был такой, какого невозможно было сыскать не то что в России, но и, возможно, во всей Европе. А рядом с плотиной разлился пруд на 40 верст, который местные называли Гусевским морем. И когда Иван Баташев приехал на похороны Андрея, он сказал: «Да, по плотине брат меня переплюнул».
Сегодня плотина превратилась в живописные, но малофункциональные развалины. Проезд на транспорте по ней закрыт, хотя некоторые умудряются протиснуться в заградительные ворота на мотоциклах, а вот пешеходы с удовольствием пользуются этой дорогой — самым коротким путем между берегами.
Шлюзов тоже нет и в помине, поток воды никак не регулируется, но вид с моста в обе стороны невероятно умиротворяющий. Часто здесь можно встретить рыбаков — на лодках или в высоких резиновых сапогах. Рыба в Гусе все еще водится.
В Гусь-Железном было построено два успешно работающих металлургических завода, но центром изобретений можно было смело назвать территорию имения Андрея Баташева. Здесь был и театр, крепостные актрисы которого ездили учиться в Италию, и играли так, что на спектакли приезжали зрители даже из Рязани. И невероятная для XVIII века оранжерея, в которой зимой выращивались экзотические фрукты.
— Здание было сложено из двух рядов кирпичных стен, позади — котельная, которая подавала теплый воздух в дымоходы меж стен, — рассказывает местный житель. — Сверху — стеклянная крыша. А в самой оранжерее в дубовых бочках растут персики, абрикосы, клубника... Андрей Баташев всегда был вхож к сильным мира сего и вовремя в свое время задружился с Григорием Потемкиным. И вот 25 января, именины графа, а гостей удивить да попотчевать нечем. Но в разгар праздника приходит карета от Баташева, и заносят в дом корзины с ананасами, свежей клубникой. Это зимой-то, в Санкт-Петербурге! Потемкин был так взволнован этим жестом, что сказал: «Ай да Баташев! Ай да уважил! И если бы он захотел ремень из моей спины выкроить — я бы щас».
К сожалению, сегодня от удивительного сада остались только не менее удивительные истории. Постепенно территория зарастает бурьяном, с которым с каждым годом бороться все труднее.
Если к «полезным» людям Баташев был услужлив и внимателен, то к «неугодным» крайне жесток. Во всяком случае, так гласят легенды. Возможно, именно поэтому Андрея Родионовича в здешних местах называют «нашим Дракулой». Исторические сказки — любимое развлечение гусевцев, которым они с удовольствием потчуют своих гостей.
— Была у Баташева «Башня смерти», — рассказывает местная жительница. — И если приезжал какой чиновник с проверкой, или барин неугодный, который никак не хотел продавать свои земли, хозяин проводил такого гостя через башню, там срабатывал механизм, открывался люк в бездонную пропасть — и поминай как звали.
Интересно, что всего у братьев Баташевых было 17 металлургических заводов и во всех населенных пунктах они воспринимаются местными как народные герои и кормильцы. И только в Гусь-Железном из уст в уста передают страшные истории, одна кровавее другой...
— Вы же наверняка слышали о том, что Андрей Баташев был фальшивомонетчиком, а производство денег было организовано под землей, — рассказывает жительница Гуся Наталья. — Когда об этом прознали во дворце, на производстве начались проверки. У Баташева сдали нервы, и когда он узнал о том, что следователи снова готовятся приехать, он объявил рабочим, что сегодня они трудятся последний день, а по завершении дня — каждый получит по 100 рублей золотом. Доверчивые люди, одевшись во все белое в честь окончания работ, спустились в подземелье. Тогда Андрей Родионович спустил воду из приусадебного прудика и затопил их. Всего в тот момент под землей находилось порядка 300 человек. А когда Баташев помирал, к нему прибежал слуга и сказал, будто люди видели, как от «Башни смерти» идет человек, весь одетый в черное. И вроде как Андрей Родионович ответил: «Это смерть за мной пришла».
Растаскивать имение Баташевых начали уже после революции. Сперва в нем организовали приют для беспризорников, которые внесли в уничтожение наследия свою лепту.
— Стоит такой паренек, смотрит на богемское стекло, витражи, берет камень и... — машет рукой историк. — По шесть-семь человек катались на стульях красного дерева на колесах. Понятное дело, что стулья в щепки. Было здесь и управление образования, и библиотека. А в 60-е годы открылся единственный во всей России детский кардиологический диспансер, который закрылся всего пять лет назад. С тех пор здание усадьбы пришло в запустение и рассыпается на глазах.
Многие, кто хоть раз ребенком лежал в этом санатории на лечении, с трепетом вспоминают и само имение, и «страшный» сад Баташевых.
— Мы обожали рассказывать по ночам страшные истории о том, как по коридорам ходит «мещерский Дракула», а из-под земли доносятся стоны замурованных и затопленных им работников, — вспоминает местная жительница Татьяна. — Сейчас я уже понимаю, что все это игра воображения, но тогда мне казалось, что в саду меж деревьями и впрямь гуляют привидения.
В удручающем состоянии находится и главная гордость Гусь-Железного, ради которой сюда приезжают туристы, — необычный и величественный Троицкий храм. Его смело можно называть самым масштабным «долгостроем» Рязанской области. Андрей Баташев задумал его еще перед смертью, заложили храм в 1801 году, освятили в 1825-м, а открыли только в 1868 году. Сейчас состояние церкви настолько плачевно, что она начала рушиться. Просто мало кто об этом знает. Нам удалось пообщаться с бывшим представителем Касимовской епархии, который попросил не называть его имени.
— Не нужно быть мастером по белому камню, чтобы увидеть проблемы, — отмечает собеседник YA62.ru. — В верхнем храме, который открывается только летом, каждый год сыплется столько кирпича со стен и сводов, что пришлось натягивать сетку. Но и она уже не помогает. Каждый год мы всерьез задавались вопросом: сможем ли мы открыть его после очередной зимы?
— Мы не знаем, в каком состоянии стяжки внутри храма, не знаем, каково происхождение трещин на фасаде, — продолжает бывший представитель епархии. — Есть подозрение, что не хватает несущей способности стен, чтобы «тащить» эту махину. Если храм «распирает» по центру, дальше будет только хуже. Мы всерьез опасались, что в любой момент куски фасада могут начать просто падать на прохожих.
По словам собеседника YA62.ru, незадолго до того, как он покинул службу, велись переговоры с Москвой о повышении статуса храма в Гусь-Железном — просили признать его «особо ценным». Это бы дало приоритет в финансировании реставрационных работ. По-видимому, работа так и не была завершена. В то время как главная и единственная действующая достопримечательность поселка разваливается на глазах. Видимо, РПЦ не заинтересована в сохранении этого уникального памятника архитектуры.
Изо всех сил Гусь-Железный пытается привлечь хоть немного туристов, и одной из точек притяжения с недавних пор стал фестиваль «Гусевские забавы». Он не имеет никакого отношения к традиционной истории, его создали местные неунывающие жители, однако выглядит все так аутентично, что хочется верить, будто так было всегда.
Гвоздем программы здесь выступают гусиные бега. И с каждым годом все больше желающих оценить это зрелище или принять в нем участие. Хозяева гусей рассказывают, что специально тренируют своих «птиц удачи», чтобы те слушались на соревнованиях и бежали быстрее ветра. Но не у всех получается держаться заданного курса, и чемпион прошлого года приходит последним, а молодая птица — становится чемпионом.
Гуси здесь — настоящие звезды! Хоть, в целом, они и ни при чем.
Когда-то население Гусь-Железного насчитывало более шести тысяч человек. Пять лет назад оно сократилось уже до двух с половиной тысяч. На сегодняшний день здесь проживает чуть больше тысячи человек.
— Мы скоро превратимся в дачный поселок, коим по сути и являемся, — с грустью говорят местные жители. — Когда-то у нас были великие производства, мы гремели на всю страну, а сейчас у нас есть два «Магнита» и «Пятерочка».
За самоиронией прячется горечь о былом величии поселка, и о том, как за несколько десятилетий это величие можно уничтожить.
Возможно, когда-нибудь наш Гусь действительно превратится в село с самыми жуткими руинами истории и самыми страшными сказками о местных мануфактурщиках и их подземельях. А пока — можно взять в руки лопату, или хотя бы себя, и поехать в путешествие по самому незатерянному поселку Рязанской области. Что найдете — всё ваше.
Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.
По-другому посмотрела на Гусь-Железный Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова