Узники земляной тюрьмы. Тайны пощуповской пещеры
Земля, особенно рязанская, хранит, как известно, тайны. Иногда это драгметаллы, иногда бренные останки далеких предков, а порой «из-под земли» раскручивается целая история в детективном ключе. Именно такая история связана с пощуповской пещерой.
Все слова записаны
Хотя возраст самой пещеры возле купальни в Пощупове не установлен, самые осторожные историки говорят про XVII век, а самые смелые — про домонгольское время. Наша детективная история начинается в 1975 году. Тогда в Рязанском отделении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) встретились два по-своему замечательных человека: рязанский архитектор и краевед Николай Смирнов и прибывший из Москвы реставратор Брягин.
Последний в ту пору как раз закончил работу над восстановлением иконы XVII века «Вход Господень в Иерусалим», доставленной к нему из Входоиерусалимской церкви, что на улице Затинной. В тесной комнатушке, принадлежащей Обществу, краевед с реставратором засиделись: пили чай, вели дискурс об иконописи... Тут-то столичный гость и поведал, что сотрудничает с одной «очень известной и очень могущественной организацией».
— Да ну?! — опешил краевед.
— Да! — улыбнулся Брягин. — У вас в Рязани интересные попадаются находки...
Далее выяснилось, что совсем недавно упомянутая организация снаряжала в Пощупово спецэкспедицию. Лазали в пещеру, что у источника. Что искали — толком не знали сами; подозревали, что где-то сокрыты древнейшие иконы! Вот только нашли-то вместо икон человеческие мумии...
— Ой! — вырвалось у краеведа.
— Четырнадцать штук, одна к одной, — посерьезнев, добавил московский гость.
Может быть, слова произносились несколько и другие, но суть разговора Смирнов записал, поскольку сам в то время очень интересовался пещерой в Пощупове. Он даже сделал ее подробное описание и чертеж, которые до наших дней сохранились в архиве Рязанского госуниверситета.
Красный террор?
Весь XIX век никакой пещеры и видно не было, и даже монахи о ней не знали. Народному преданию о подземном ходе, якобы соединяющем Солотчинский и Пощуповский монастыри, не верили. А в 1930-х размыло грунт на склоне холма, спускающегося к купальне в Пощупово, в земле открылся прогал, в прогал устремились наиболее любопытные люди того времени — пионеры. Они ничего не нашли, но обронили улики — несколько копеек тех лет, по которым их и «вычислили» позднейшие исследователи.
Жаль, что кроме оброненных копеек, не осталось никаких материальных свидетельств того, что же происходило в Пощуповском монастыре в 1930-е годы. Известно только, что в 1930-м насельники монастыря во главе с настоятелем Зосимой Мусатовым были арестованы и осуждены к ссылке в Казахстан. Свидетельств о том, кто добрался до места назначения, не осталось. Известно также, что именно в ту пору исчез из монастыря чудотворный образ Иоанна Богослова, и с того времени местонахождение его неизвестно.
Вот эти факты: исчезновение ценнейшей иконы, арест монахов, из которых ни один не вернулся из назначенной ссылки, — если их сопоставить, привели краеведов к мысли о массовых расстрелах, которые ЧК, вероятно, проводила возле монастыря. Дожди, размывшие грунт, пришлись тогда очень кстати: тела жертв достаточно было затащить поглубже в пещеру, да вновь присыпать, как было... А для сокрытия следов сохранили ближайший ко входу грот да пару боковых тупиковых ходов от него, в которые и запустили дотошных пионеров: вот, мол, ребята, смотрите, ничего тут интересного нет.
Случаи массовых расстрелов, в том числе представителей религиозных конфессий, в Рязани известны. Но, возможно, спецэкспедиция нашла тела совсем других узников...
За единый «азъ»
Почему возможно? Да потому что результаты той спецэкспедиции до сих пор где-то лежат под грифом «секретно», и обнародовать их могущественная организация не спешит. Значит, посмотрим вторую версию.
Дело в том, что понять «на глаз», сколько лет в земле пролежали останки человека, не так-то просто. Может, 50 лет — если это расстрелянные монахи. А может, 300 лет — если это узники, заточенные в Пощуповской пещере в XVII веке за старую веру.
В 1666 году, когда на церковном соборе в Москве сторонники патриарха Никона осудили главного идеолога раскола протопопа Аввакума, в земляную тюрьму Переяславля-Рязанского прислали его ученика — юродивого Федора. Где именно располагалась тюрьма, летопись не указывает, зато сообщает, что некоего «раскольника села Сысой (под Сапожком — прим. ред.) Панку Июдина» в 1678 году отправили в заточение именно в Иоанно-Богословский монастырь в Пощупове.
Дальше — больше: в 1685 году из Ростова Великого в Пощупово привозят соратника еще одного идеолога раскола Никиты Пустосвята — чернеца Сергия, «которого вкинули в земляную тюрьму»; в 1691-м — десятерых последователей протопопа Аввакума. Из приказа рязанского митрополита Авраамия архимандриту Богословского монастыря Антонию мы узнаем, что всех их «велено держать в земляной тюрьме, а кормить хлебом из монастырей поочередно».
Монастырей, а не монастыря! Т.е. пощуповского и солотчинского, ибо других монастырей поблизости не было никогда. Это строка приказа дает историкам основания полагать, что подземный ход между обителями действительно существовал (а возможно, существует поныне: вокруг Солотчинского монастыря входов в землю еще никто не искал).
Когда-нибудь, наверное, секретные архивы будут открыты, а пощуповская пещера, которая обследована пока лишь на 50 метров в глубину, раскроет другие тайны. Пока же вход в нее преграждает деревянная дверь с амбарным замком...
Приоткрыл завесу тайны пощуповской пещеры Дмитрий Бантле