Мы смотрим хоккей и фигурное катание, болеем за наших спортсменов и любимые команды, но при этом даже не думаем о том, что их победам способствуют не только талант, тренировки, хорошая игра, но и качественный гладкий лед. О том, как происходит процесс подготовки к хоккейным матчам и что он в себя включает, корреспонденту делового портала YA62.ru рассказал главный инженер дворца спорта «Олимпийский» Александр Козлов.
Когда подходишь к ледовой арене, то понимаешь, что раздеваться на входе не было никакого смысла. Там холодно. Температура около льда колеблется от 10 до 13 градусов, на самом льду, естественно, она гораздо ниже. Но технология льдопроизводства начинается не на площадке. За «сценой», подальше от глаз непосвященных, спрятаны самые важные для поддержания микроклимата на ледовой арене помещения.
— Эта установка называется обратно-осмотическая, — рассказывает Александр Козлов, показывая на большое количество труб. — За счет пакета фильтров и обратного осмоса, через нее проходят только молекулы воды, а вся грязь и примеси отделяются из состава. Получается практически дистиллированная вода. Но при этом смягчается раствором натрия хлора — содой.
Вся водопроводная вода проходит через эту установку, накапливается, подогревается до 80 градусов, и только потом подается на следующий этап — в машину, заливающую лед.
Процесс заливки происходит не сразу, вода наносится слоями. Есть определенная длина заливки, которая охватывается за один пробег, и когда машина делает второй круг, чем горячее вода, тем лучше получается лед, потому что нет никаких наплывов. Каждый последующий слой воды растапливает предыдущий и получается монолит.
Льдозаливочная машина выполняет сразу две функции: она не только накладывает новые слои, но и подрезает старый лед, который накатали и нарезали хоккеисты. За один «рейс» машина заливает 0,7 кубов воды и вывозит 1 куб снега.
Когда готовится лед, на арену выпускается не только льдозаливочная машина, но и специальная техника для подрезки льда у бортов. Она похожа на газонокосилку.
— У большой машины есть «мертвая зона» и техника просто не может заливать лед у борта на расстоянии 20 сантиметров, — уточняет главный инженер Ледового дворца. — Из-за этого образуются наплывы между бортом и основным полем. Это опасно, потому что спортсмен, двигаясь на большой скорости, может получить травму, если попадет коньком в этот промежуток. Для того, чтобы подобного не произошло, два раза в день у борта проходит эта машина, чтобы все сровнять.
Помимо этого, машинка выполняет и функции дворника: счищает и подравнивает лед на въезде в арену, что тоже немаловажно для комфортной игры хоккеистов или выступления фигуристов.
Снег, счищенный с поверхности льда, отправляется в специальную снежную яму, где разогревается и уже в виде воды покидает пределы Ледового дворца.
Под всем комплексом находится специальная система, которая осуществляет подогрев грунта. Этиленгликоль, доведенный до температуры 30 градусов, проходит по трубам и подогревает воду, которая топит снег.
— Если не делать подогрев, то образуется вечная мерзлота, как в тундре, — объясняет Александр. — И чем дальше она будет нарастать, тем хуже, потому что может образоваться ледяная линза глубиной 5-10 метров, и здание просто-напросто съедет на ней.
Выглядит это как слоеный пирог. Сначала идет бетон с трубами, по ним протекает охлажденный этиленгликоль, который обеспечивает температуру льда, затем прослойка из теплонепроводящего материала, и, наконец, слой подогрева грунта.
Если вам кажется, что укладка льда — это долгий и мучительный процесс, то вы не ошибаетесь. Если же говорить о всей толщине льда, то 4 сантиметра заливаются в течение 3-4 дней. Это длительная трудоемкая работа, которая не терпит спешки и требует аккуратности. Зато результат трудов служит верой и правдой хоккеистам, фигуристам и просто любителям покататься на коньках в течение всего года.
Что же касается одного слоя, который равен приблизительно 1 миллиметру, то норматив Высшей хоккейной лиги — 7 минут. Именно за это время льдозаливочная машина должна совершить полный круг, чтобы привести в порядок ледяное покрытие. Мастерство льдоукладчика заключается не только в том, чтобы проехать по арене с нужной скоростью, но и в том, чтобы сделать это аккуратно, не наехав на уже положенную линию нового слоя. Перерыв между периодами в ВХЛ — 15 минут. Как оказалось, это необходимо не только хоккеистам, чтобы отдохнуть, но и льду, чтобы схватиться и затвердеть.
Над тем, чтобы лед на арене оставался льдом, а не менял свое состояние, работают не только люди, но и холодильная установка.
— Мы называем ее холодопровод, — главный инженер показывает еще одну тайную комнату Ледового дворца. — Здесь происходит подача и забор этиленгликоля с поля. Всего залито 11 тонн. По сути, это то же самое, что тосол в автомобилях. Путь этого охлаждающего вещества закольцован. От установки оно поступает под лед, где через 2-3 сантиметра проходят пластиковые трубы. Они вмурованы в бетон и по ним этиленгликоль снова возвращается в холодильную установку. Там он опять отдает тепло, получает холод и продолжает свой путь под лед. Получается замкнутая система.
Помимо труб, отвечающих за охлаждение льда, проведены коммуникации, по которым циркулирует фреон. Именно с его помощью происходит понижение температуры этиленгликоля для последующей работы. Фреон, отдавший свой холод, нагревается и в газообразном состоянии поднимается на крышу, где установлен конденсатор, превращающий вещество в жидкость. Это еще один круг, необходимый для охлаждения льда.
Чтобы во время матча ледовая арена была в хорошем состоянии, работают 3-4 человека: заливщик, который отвечает за лед, ремонтировщик плоскостных спортивных сооружений, следящий, чтобы ворота были крепко прикручены ко льду, и слесарь по ремонту бортов.
— Во время матча может произойти все, что угодно, — поделился главный инженер Ледового. — К примеру, разбиться стекло. У нас есть 15 минут на то, чтобы поменять его. Стекла тяжелые, и чтобы их установить, необходимо минимум три человека.
С этого года на ледовой арене появилось куда больше техники. А именно, ужесточилась технология фиксирования забитой шайбы. Теперь камеры крепятся не только в воротах, но и за стеклом арены. Кроме того, есть еще камеры над воротами, они висят под углом 15 градусов и смотрят на вратаря. Если есть спорный момент, то можно покадрово просмотреть ситуацию со всех трех камер.
Помимо того, что лед нужно постоянно держать в холоде, его необходимо также беречь и от других климатических явлений, например, влажности. Для этих целей ледовая арена оснащена мощной вентиляционной системой. Если на улице +15 и идет дождь, то эта атмосфера проникает и на ледовую арену. По словам главного инженера, с влажностью бороться тяжелее всего. Порой надо льдом могут даже образовываться туманы. Но чтобы такого не возникало во время матчей, под потолком висят вентиляторы, которые разгоняют влагу и поддерживают необходимый микроклимат. Говорят, хоккеисты любят, чтобы лед был более накатистым и каленым, им важна скорость, поэтому предпочитают, когда температура льда не поднимается выше -7 градусов. А фигуристам нравится мягкий лед, -4 градуса оптимальная для них температура.
— Раз в год лед уходит на профилактику, — отмечает Александр Козлов. — Мы его полностью растапливаем, подкрашиваем поверхность, протягиваем борта. Само поле выкрашено специальной трехкомпонентной финской краской. Каждый год меняется регламент и вместе с ним — разметка. В этом году, к примеру, изменились размеры центральной зоны. Она стала меньше. Говорят, для зрелищности игры.
Благодаря тому, что вода заранее специально подготовлена и избавлена от примесей, она достаточно прозрачная, чтобы сквозь лед прекрасно просматривались все рисунки, нанесенные на поверхность площадки.
Заливала Дарья Копосова
Больше фото ЗДЕСЬ