2 балла
21 июня 2022 10:10
1786

Кредит с «прицепом». Как рязанцам вернуть банку навязанные платные услуги

Кредит с «прицепом». Как рязанцам вернуть банку навязанные платные услуги

Навязывание услуг — одна из самых частых жалоб рязанцев, которым приходится обращаться в банки и микрофинансовые организации за кредитом или займом. Визиты туда некоторые горожане даже сравнивают с походами на рынок, где недобросовестные продавцы пытаются всучить клиенту даже то, что ему не нужно. Осложнялась ситуация тем, что, подписав договор с навязанными услугами, клиент никак не мог от них избавиться. Однако в конце прошлого года ситуация изменилась, и теперь заемщики могут отказаться от «прицепов» и даже вернуть за них деньги.

Сами кредиторы вряд ли будут рассказывать об этой опции, поэтому редакция YA62.ru разобралась, как вернуть деньги за навязанные услуги и куда жаловаться.

 

Поля без «галочек»

Итак, заемщики могут отказаться от любой услуги (не только от страховки), которую они приобрели вместе с кредитом или займом. Для принятия решения им дается 14 календарных дней после оформления договора. Заметим, раньше такой «период охлаждения» действовал только для добровольных страховок.

Согласно правилам, кредиторам запрещается заранее проставлять в договоре отметки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг. Их оформление возможно в том случае, если человек самостоятельно поставил «галочку». Это следует учитывать банкам, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам и ломбардам.

Часто люди слишком доверяют банку или МФО и подмахивают договоры не глядя. При этом кредиторы не всегда включают навязанные услуги в полную стоимость кредита, которая в процентах и в рублях указывается на первой странице договора в верхнем правом углу. Каково же становится удивление заемщика, когда только в момент первого платежа он видит, что переплатит за кредит больше, чем рассчитывал исходя из привлекательной процентной ставки в рекламе.

Рязанец Владимир Праслов – таксист с тридцатилетним стажем. Когда он решил сменить старую «ласточку» на новый автомобиль, коллеги посоветовали взять автокредит. Мужчина, который до этого в банки заглядывал не часто, обратился в одну из финансовых организаций Рязани. Вышел он оттуда счастливым, но эта радость длилась до первого платежа по кредиту.

— Меня, конечно, друзья предупреждали, что банки будут навязывать дополнительные услуги, но я был уверен, что, когда мне предложат что-то ненужное — я просто откажусь, — объясняет Владимир Праслов. — Девочка, которая оформляла все, сказала, что мне очень повезло, и у них сейчас вроде как самая низкая процентная ставка на автокредиты. Она уже распечатала документы, я заполнил несколько листов, и тут она говорит, мол, только чтобы у вас сохранилась эта низкая ставка, нужно оформить страховку. Она не покрывала рисков по кредиту, но без нее,, говорит, платить придется больше. Я поверил, согласился. Она мне бумажки подсовывает, тычет: расписывайтесь, где галочки. А я что понимаю, что ли? И расписался. А когда первый платеж пришел — за голову схватился.

Помимо дорогой страховки, рязанцу предоставили платные услуги смс-уведомления и информирования по просрочке.

Эта история — одна из тысяч подобных.

— Частые жалобы на банки и МФО, которые мы получаем, – как раз на навязанные платные услуги к кредитам и займам. Человек приходит за займом или кредитом, а уходит, иногда даже не подозревая об этом, с целой «корзиной» услуг в придачу, в которой и помощь на дорогах, и подписка на онлайн-кинотеатр, и чего там только нет. Формально он сам на все это согласился, подписал заявление и договор, и доказать навязывание тут очень сложно. Теперь ситуация меняется — не нужно никому ничего доказывать, можно просто без объяснения причин сдать всю эту навязанную «корзинку» обратно и вернуть деньги. Однако это можно сделать только в течение первых двух недель, то есть еще до первого платежа, — рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.

Фото 1 Как вернуть деньги за навязанные услуги.jpg

 

Как вернуть деньги за ненужную услугу?

Если вы взяли кредит, пришли домой, перечитали договор и поняли, что банк или МФО навязали платные услуги, которые вам не нужны, вы можете, так сказать, «оформить возврат». Это надо сделать в течение двух недель. Для этого необходимо обратиться с заявлением о возврате к компании, услуга которой была оплачена вместе с кредитом или займом. Если купили страховку — обращайтесь к страховой, если купили «помощь на дороге» — к автосервису и так далее. Каналы связи с компанией должны быть указаны в договоре — это может быть электронная почта или мессенджер. В любом случае заявление о возврате можно отправить заказным письмом по адресу регистрации компании.

В течение семи рабочих дней эта компания должна перечислить вам деньги за вычетом стоимости фактически оказанных услуг. Если компания уклоняется от этой обязанности, то следует подать заявление о возврате уже в банк или МФО, однако сделать это можно только по истечении 30 дней после обращения к компании – поставщику услуги, но не позже 180 дней с этого момента.

У банка или МФО, в свою очередь, также есть семь рабочих дней на то, чтобы вернуть клиенту деньги. Механизм ответственности кредитора за поставщика дополнительной услуги предусмотрен для того, чтобы кредитор более внимательно подходил к выбору партнеров.

Кстати, заемщик не обязан доказывать факт того, что он не воспользовался дополнительной услугой, за которую он хочет вернуть деньги.

Фото 2 Кто навязывает услуги.jpg

 

Банк навязывает мне услуги. Куда пожаловаться?

Если вы увидели, что в заявлении на кредит за вас уже проставлены «галочки» на оплату дополнительных услуг — сделайте скрин или фото и приложите его к жалобе в интернет-приемную Банка России. Аналогичным образом следует поступать, если банк или МФО безосновательно отказываются возвращать деньги за дополнительную услугу.

Есть только четыре причины, по которым вам могут отказать:

— заемщик не успел обратиться к лицу, оказавшему услугу, в положенные 14 дней после заключения договора,

— заемщик успел воспользоваться услугой в полном объеме,

— заемщик не платил за нее,

— заемщику уже вернул деньги поставщик услуги.

Фото 3 За какие услуги деньги не вернут.jpg

К жалобе в интернет-приемную Банка России приложите договор и переписку с кредитором. Специалисты Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг проверят эту информацию и проведут необходимую работу с кредитором. В этом случае банку или МФО грозит наказание.

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт