В Туле – пряники и самовары. В Коломне – пастила. А что в Рязани? В едином порыве вы скажете: грибы с глазами! И будете абсолютно правы. Вот только указывают на это разве что присказка да памятник в парке. Ни тебе музея рязанских грибов, ни развитого туристического грибного бренда. Отсюда возникает вопрос: есть ли вообще у Рязани исторически сложившийся символ? Может быть, широко раскрученный на экранах страны Коловрат? Но Рязань – женского рода, а значит, у нее, скорее, женское лицо. Историю о том, как знаменитая русская баба Авдотья Рязаночка может помочь рязанскому туризму, журналисту YA62.ru рассказал автор самого популярного летнего фестиваля уличных музыкантов «Подбелка» Николай Матросов.
Рецепт создания фестиваля, который полюбят все
Фестиваль уличных музыкантов «Подбелка» знают все. Идея действительно принадлежала Николаю Матросову, а вот ее воплощение случилось благодаря Андрею Кашаеву, возглавлявшему тогда городское управление культуры, который оценил и включил фестиваль в программу Дня города. В чем же секрет создания успешного шоу? И как сделать фестиваль, который полюбят все?
— Придумывать его с любовью, — улыбается Николай Матросов. – Но в основе рецепта зачастую лежат три основных момента. Во-первых, новизна, необычность, чтобы такого в Рязани доселе не было. Во-вторых, положительные эмоции, которые вызовет это событие. И в-третьих, это свободная неформальная атмосфера. Зрители не должны чувствовать никакого барьера между собой и выступающими. Мне кажется, вот это важная черта любого праздника, любимого зрителями, – живое общение, живой обмен эмоциями.
Городское управление культуры не сидит на месте и проводит много праздников и фестивалей. Каждый год появляется что-то новое, исчезает что-то старое, но в целом говорить о скучной жизни в городе не приходится. Другое дело, что не хватает нам, так называемой самобытности.
— «Атмосферные» праздники – очень хрупкая вещь, которую трудно создать и легко разрушить, — объясняет Николай Матросов. — У события со своей, самобытной, не похожей на другие атмосферой важна каждая составляющая: место, время, участники, энтузиазм организаторов. Удали что-то одно – и все исчезнет. Так произошло девять дет назад с замечательным фестивалем «Орешек». Так произошло недавно с «Арт-лужайкой». Сегодня до глубины души «рязанских» событий меньше, чем хотелось бы. Но при этом именно такие самобытные праздники и формируют лицо города, его неповторимую атмосферу.
Авдотья спасает Рязань
История движется по спирали, и героиня былины Авдотья Рязаночка спустя века снова может помочь Рязани. На этот раз в привлечении туристов в наш славный город. Наверняка легенду об Авдотье знают многие. Но мы напомним в общих чертах. Напали татары на Рязань, пленили всех мужчин и увели в рабство. Авдотья с другими бабами в это время была за городом – запасала сено. Когда узнала, что татары увели ее брата, мужа и сына, – пошла к хану просить отпустить их. Хан сказал: отпущу только одного. Авдотья рассудила так: мужа я еще найду, сына еще рожу, а вот брата другого у меня не будет. И попросила отдать брата. Хан подивился женской мудрости и дал новое условие: отпущу всех пленных, если найдешь их за три дня в моем царстве. А искать можешь, пока сорванный тобой цветок не завянет. Попросила тогда Авдотья землю-матушку помочь ей. И дала ей земля цветок – бессмертник. Не завял он в ее руках, пока не нашла Авдотья и своих родных, и всех русских пленных. И пришлось хану всех отпустить. А Рязань с той поры отстроилась заново, стала славная и богатая.
— Таким образом, мы имеем землю-матушку, дающую Авдотье силу, и цветок, заключающий в себе эту силу, — рассказывает Николай Матросов о концепции исторического шоу. — Представляете, как это можно развить? Я вижу спектакль, в кульминации которого Авдотья выносит зрителям свой цветок – и каждый, кто к нему прикоснется, получает силу сказочную. Это мощный магнит для привлечения аудитории. На мой взгляд, такой спектакль вполне способен даже стать ключевым мероприятием Дня города. Очевидно тут и сувенирное направление, и линии оздоровительной косметики на основе бессмертника. Поскольку это не просто память о Рязани, но и сакральные вещи, таящие в себе силу и передающие ее хозяину. Именно они способны стать главной, наиболее популярной сувенирной темой у туристов, приезжающих в Рязань.
Фестиваль цветов тоже напрашивается, и вообще много чего. Сила – емкое и позитивное понятие. В нем и духовная сила: здесь можно вспомнить самого русского поэта или автора гимна России. И физическая сила: привет спортсменам, Евпатию Коловрату и ВДВ. И сила ума: тут с нами основоположники космонавтики и современной физиологии.
Я считаю, у этой темы есть даже потенциал стать туристическим брендом города, который мы пока безуспешно ищем. Рязань – земля, дающая силу. Или Рязань – сила земли русской. Но чтобы стать брендом, идея, конечно, должна сначала получить жизнь в событиях и утвердиться в сознании горожан и туристов.
И, конечно, логичным вопросом будет место проведения столь масштабного события. Оно напрямую зависит от задач, которые поставят перед собой потенциальные организаторы фестиваля: развивать Рязань как центр привлечения туристов или рассредотачивать туристические потоки по области.
— В Рязани, наверное, логичнее всего событие смотрелось бы в Кремле, — предполагает Николай Матросов. — Идея о силе там получала бы мощную подпитку от кремлевской архитектуры, от самих древних стен, от связанной с ними истории. Если выйти за пределы города, то у нас есть замечательное место — Старая Рязань. Город, первым на Руси принявший удар Батыя. Тоже уникальная особенность Рязани, заметьте! А значит, потенциальный магнит для туристов. Только сейчас на Старой Рязани голое поле и нечего делать. С помощью визуализированной легенды об Авдотье Рязаночке в это место можно вдохнуть жизнь и рассказать всей России, каково место Рязани в истории страны. Несмотря на то что я сейчас занимаюсь другими вещами (Николай – маркетолог в крупной строительной компании. – Прим. ред.), мне было бы интересно принять участие в реализации такого замысла. Но все зависит от того, найдутся ли люди, которым будет интересно эту идею осуществить. Я думаю, что шансы есть.
Главное – не останавливаться
На самом деле, проведение в Рязани масштабного фестиваля – это лишь один шаг к привлечению туристов. В этом вопросе гораздо важнее не бренд, а кропотливая работа, направленная на то, чтобы сделать город чище, краше, уютнее, удобнее и интереснее. Для туристов надо не только создавать объекты и события, но и обеспечивать их туристической инфраструктурой.
— У нас есть события, имеющие огромный туристический потенциал, — уверенно заявляет Николай Матросов. — Например, фестиваль воздухоплавания «Небо России», фестиваль кукольных театров «Рязанские смотрины» — события явно федерального масштаба. Но их надо делать удобными для туристов: четко структурировать, обеспечить вариантами ночевки, питания, продумать дополнительные занятия для зрителей в свободное от фестивальных событий время, увязать с экскурсиями по городу, предусмотреть трансферы извне и внутригородскую логистику, обеспечить информацию и навигацию. То же самое касается событий, созданных в последние несколько лет: фестивалей коров, малины, кузнецов, гончаров. Они все интересные, но их нужно вписывать в технологию туриндустрии. Эта работа ведется, она видна и уже приносит плоды. Главное, не останавливаться.
О туристическом потенциале Авдотьи Рязаночки узнала Дарья Копосова