В окружении золотых вензелей и пастельных тонов интерьеров салонов, где разносится запах краски для волос и прочих незнакомых то ли ароматов, то ли «миазмов», мужчины в своем диссонирующем облике похожи на дам в мастерских по ремонту авто — с ужасом в глазах и сердце. Но если для дамочек визиты в такие места становятся скорее поводом для самоиронии, то для мужчин пребывание в подобном состоянии не особо комфортно.
С момента вхождения бород в моду эта дисгармония превратилась в пропасть. Мостик через нее, по которому брутальным представителям сильного пола теперь можно добраться до ухоженного вида, перекинула культура барбершопов. Деловой портал YА62.ru побеседовал с сооснователем рязанского барбершопа Woodman Виталием Тришиным, который рассказал о моде, классике и бизнесе между этих двух огней.
Заранее придя на интервью, я встретилась с самым изумленным взглядом незнакомого мастера, который уже завершал работу над своим очередным шедевром. «Здраствуйте» — только и удалось выдавить из себя высокому молодому человеку при виде представительницы не того пола, который тут обитает. Оно и не удивительно — культура барбершопов предполагает формат «только мужики только мужиков», как выразился во время нашей беседы Виталий. После моего сконфуженного объяснения я получила кружку кофе и уселась на кожаный диван ожидать моего интервьюируемого, который появился буквально через минуту.
— Салон и барбершоп — совершенно разные миры. Техника и культура, даже поведение мастеров здесь совсем иные, — рассказывает пришедший Виталий. — Woodman — мужской клуб, куда можно прийти и выпить вискаря, пока ждешь своей очереди, поговорить на любую тему на любом языке без тех ограничений, которые диктует присутствие дам. Мы даже решили не брать на ресепшен девушку, ведь она все равно будет стеснять наших посетителей.
Первые барбершопы в России появились, конечно же, в столицах. Идея основать что-то подобное в Рязани у Виталия и Дмитрия Мириновича появилась еще до того, как это стало мейнстримом. В итоге 1 октября прошлого года появился Woodman.
— Открытие салона — всегда большой риск, ведь просчитать окупаемость в этом деле почти невозможно. Никогда нет стопроцентной гарантии того, что после открытия или через месяц-два народ попрет. Но навскидку можно сказать, что этот проект окупится года через два, — рассуждает Виталий.
В ходе диалога выясняется, что для барбершопа одним из главных элементов является большое окно. Отсюда и место — первая линия в самом центре города, а из этого уже вытекают затраты — аренда помещения в 51 квадрат стоит 70 тысяч ежемесячно, плюс затраты на ремонт — порядка 2 миллионов рублей.
— Мы меняли все — полы, потолки, стены. Хотя одну стену мы вообще не трогали — кладка красного кирпича осталась с 20-х годов, — делится Виталий. — Мебель мы брали на заказ, и она обошлась в копеечку. Первые два кресла мы везли из Америки, потому что в тот момент это было значительно дешевле. Если заказывать такое же в России, то чек бы был в 200 тысяч рублей за одно».
Впрочем, солидные вложения, разработка концепции и реализация ее в интерьерах, по словам Виталия, оказалось не самым сложным.
— Самым сложным моментом оказался подбор персонала. Уговорить парня, чтобы он ушел от работы универсала почти невозможно. Ведь получается, что этим решением он отсекает 50% своей аудитории. К тому же, не каждый мужчина годится для работы здесь. Все наши барберы — простые парни, не стереотипные «салонники», если ты понимаешь, о чем я.
Впрочем, всем, кто решился оставить свою салонную жизнь и перейти в барберы, жить стало наверняка интереснее. В Woodman приходят разные посетители, но в основном это мужчины и молодые парни в возрасте 25-35 лет, работающие с людьми: бармены, фотографы, диджеи. Все те, кому важен их внешний вид. Поначалу с трафиком посетителей было не очень хорошо — приходили только «свои» клиенты. Позже Woodman плавно вышел на то, что выходные дни расписаны под завязку, несмотря на то, что барбершоп работает почти до полуночи.
— Недавно ввели правило, что детей мы стрижем только с пяти лет. Вообще, у нас тут виски и журнал Playboy, разговоры мужские взрослые — куда тут дети. Да и стричь их — всегда огромный стресс для мастера. Лично я считаю, что если существует ад, то там дни напролет с утра до вечера стрижешь детей, — смеется Виталий.
На вопрос «почему в прайсе так мало позиций» Виталий рассказывает об ориентации на комфорт для гостей заведения.
— Мы старались сделать количество услуг лаконичным, чтобы мужик не терялся, когда видел прайс. К тому же, мы делаем исключительно классику, которая как черный цвет — идет всем.
Впрочем, классика — вовсе не значит, что ее проявления есть на каждом шагу. Оказалось, что в Рязани только барберы Woodman могут предложить классическое бритье по всем правилам: нанесение масла, массаж, скрабирование. И после того, как кожа будет распарена теплым полотенцем, наносится пена и происходит бритье опасной бритвой. После — лосьон и в завершении — холодное полотенце. Есть и позиции типа «тонировка бороды» (придание плотности жидким бородкам) и «камуфляж седины» — без пугающих мужчин слов «окраска».
— И бород много, и стрижек. Почти поровну. Доход приносит и продажа парфюмерии, но очень небольшой. С продажи продукции небольшой процент идет мастеру, который сделал продажу, но никто из барберов ничего не «впаривает» — каждый второй клиент сам интересуется, как ему следить за собой.
На вопрос «как удается бизнесу расти даже в кризис» Виталий рассказывает, что главным инструментом рекламы в его деле является сарафанное радио. Ни дорогостоящие ролики на телевидении, ни щиты на улицах эффекта не дадут.
— Мы не тратим деньги на рекламу вообще — бывает что-то по бартеру. Периодически устраиваем совместные с дружественными заведениями тусовки. Например, на 23 февраля в «Елках» и в «Чулане» устанавливали кресло, и барбер делал оформление бороды в зале бесплатно. И ребятам вечер забить, и нам бесплатный PR. Спросишь об отдаче — черт его знает — была. Работы предостаточно.
И все же опасения за этот удачливый островок стиля и брутальности меня не покидали. А что, если мода на хипстерские завитки в бородах пройдет? А ретро станет выглядеть так же одиозно, как и цветастые спортивки из девяностых? Но и здесь у Виталия был готов ответ.
— Да, этот бизнес появился благодаря моде на ретро, но даже когда мода пройдет — барбершопы останутся, потому что они проповедуют вечное. Ведь классика — это то, что всегда было и всегда будет.
Разбавляла мужскую компанию Карина Кожаринова