Приехал с «Дураком». Режиссер Быков встретился с рязанцами
В пятницу, 10 апреля, Рязань посетил известный российский режиссер, актер, сценарист, автор фильма «Майор» и нашумевшей картины «Дурак» Юрий Быков. Он встретился с любителями кинематографа в горьковской библиотеке, показал свою последнюю работу и пообщался с гостями на тему его злободневных фильмов.
Давно мне не доводилось видеть, чтобы посмотреть кино российского производителя приходило столько людей. Большой зал библиотеки был не просто полон – не хватило мест! Приносили еще стулья, выстраивали несколько новых рядов, зрители сидели на полу, на деревянных лестницах, стояли по периметру, прислонившись к стене. Те, кто уже видел фильм «Дурак» раньше, ожидали начала свободного микрофона вообще за пределами конференц-зала. И, признаться, даже это не переставало вызывать у меня скепсис относительно картины, которую предстояло посмотреть. Цинизм развеяла моя коллега. Она сказала так: « Фильм хороший». И я не склонна была ей не верить.
До начала показа зрителям представили виновника культурного собрания. Юрий Быков – наш земляк, из Новомичуринска, и о родине своей говорит с теплотой.
– Вот стою я перед вами, и понимаю, что все мысли в голову не соберешь. Помню, как уезжал отсюда с сумкой, в которой было восемь банок помидоров. А вернулся вот, видите, с «Дураком». Я много где был, и много где мой последний фильм был благосклонно встречен, но значимым для меня событием считаю все-таки то, что я привез его сюда, домой, и могу пообщаться о нем со своими земляками.
Фильм – хороший. Его называют вторым «Левиафаном», только показывающим жизнь в России несколько под другим углом. История повествует о парне-сантехнике, который обнаружил, что дом, заселенный 800 жителями, может рухнуть в течение суток. Чтобы спасти людей, он идет к мэру города, заставляя власть предержащих «шевелиться».
– Этот фильм рассказывает о человеке небезразличном, – поделился своими мыслями Юрий Быков. – Признаться, когда снимал картину, то старался ни в одной сцене, ни в одном кадре не относиться с презрением к людям, о которых идет повествование. Есть такое качество в русских людях – человеколюбие. Я в него верил, верю и верить буду. И я не допускаю ни на секунду, что можно прожить жизнь, прячась под маской собственного достатка, зная, что у тебя все хорошо, а у других все плохо. Вот главный герой «Дурака» – это как раз тот самый пример.
Естественно, режиссеру задали и вопрос, который в кругах журналистов считается банальным, однако не в этой ситуации – почему фильм называется так, как называется – «Дурак»?
– Все мы, наверное, помним фразу из детства: ты что, самый умный? Тебе больше всех надо? Вот сиди тихо и не отсвечивай, – пояснил Быков. – Что это за условия вообще такие? Да, мне больше всех надо! И да, я самый умный! А почему я не должен быть таким? Почему я должен сидеть и не хотеть стать лучше, сильнее, умнее, правильнее? Человек складывается из поступков. Главное – не то, что он хотел бы сделать, но по ряду причин продолжает «сидеть и не отсвечивать», а то, что он все-таки делает вопреки мнению окружающих. Моя задача в этом фильме заключалась в том, чтобы откровенно, глаза в глаза, поговорить с каждым человеком о проблеме, не обвиняя его в ней, но направляя, заставляя ее признать и признаться в ней.
По словам режиссера, многие критики обвинили его в том, что он слишком лояльно показал российских чиновников. Скажу свое мнение, не удержусь. До смешного наизнанку вывернул, выдернул из них то, что все и каждый знает, да вслух сказать боится.
Достаточно на цитаты диалоги чиновничьи разобрать, чтобы в финале фильма, когда титры уже идут, с мест подняться и аплодировать стоя:
«Когда воду почините? А то ни постирать, ни сготовить...
– Скоро...скоро...»;
«В городе у нас наркоманов нет. Проституток – вообще нет!»;
«Как же, посадишь вас?! Начнешь сажать – вы на лапу даете. А я человек русский. Не могу не взять».
– Они тоже люди, – объясняет Быков. – Каждый со своими проблемами. Просто проблемы их другие, не такие, как у людей, которые в разрушающейся многоэтажке живут. Но разговор-то не о них. Разговор о том парне, которому не все равно, который аппарат власти шевелиться заставил.
Часто за время фильма главного героя его родственники упрекают в том, что он зря так переживает за тех людей в аварийном доме, ведь они же ему никто. На это у Юрия свое мнение.
– Признаться, мне претит это устоявшееся правило, которое сидит практически в каждой российской семье, когда вот то что до забора – наше, а дальше – хоть трава не расти. Это не правильно. Только человеколюбие делает из человека человека. Порядочность и правда – вот, что очищает. И я уверен, что в России таких людей, как главный герой фильма «Дурак», много.