03 февраля 2015, 12:44 3511

Стартосфера: как в Рязани вырастить «Клумбу»

Стартосфера: как в Рязани вырастить «Клумбу»

Цветы любят уход и внимание. Без этого ни одна клумба не расцветет в положенное время. Именно поэтому успешная бизнес-леди цветочного дела Екатерина Ерошина предпочитает за день по нескольку раз объезжать все свои владения. К слову сказать, сегодня Екатерина обладательница четырех магазинов «Клумба». 

А когда она только начинала свой бизнес, не многие верили в успех предприятия. Говорили, что цветочных магазинов в Рязани слишком много, чтобы Екатерина сумела на своих плечах вынести конкуренцию. Прошло несколько лет, и город украсили четыре «Клумбы» — одни из самых успешных цветочных магазинов Рязани.


Подготовка почвы

Все началось в 2008 году, когда Екатерина Ерошина училась на втором курсе Радиоуниверситета. Ей внезапно захотелось заниматься цветочным бизнесом. Да так сильно, что пришлось отправиться в Москву на курсы флориста.

— Я никогда не любила комнатные цветы, — признается Екатерина, — у меня их не было, потому что ухаживать я за ними толком не умела. Но при этом мне нравились красивые фотографии цветов в журналах, применение их как элемент декора, и я решила попробовать реализовать идею в этом ключе.

Так будущая бизнес-леди отправилась в столицу учиться азам флористики. К слову сказать, в Рязани тоже есть курсы флористики, однако, как говорит Екатерина, уровень их куда ниже, чем в Москве. Но, чтобы открыть свой магазин, одних навыков сборки букетов мало. Да и эти знания приходилось постигать с нуля.

— Прежде, чем перейти к практике, необходимо было выучить названия цветов. Но я хотела не просто букеты собирать, а свое дело открывать и уже тогда я об этом знала. На курсах мне помогли, разъяснив многие нюансы цветочного бизнеса: где закупаться цветами, какие материалы необходимо приобретать, что новенького можно для себя почерпнуть.

Но бизнес бизнесом, а в цветах разбираться полагается. Екатерина успешно прошла курсы и стала отличным флористом. Вернулась в Рязань и открыла свой первый цветочный магазин, в котором сама первое время собирала букеты.

— Мой первый пробный салон располагался на улице Введенской, возле площади. Был маленький, всего 23 квадратных метра. Но это было именно помещение, а не уличная будка. Я сразу решила, что если брать «палаточный уровень», то сложно будет придать цветочной точке статус «элитной».

магазин.jpg


Недорого и аккуратно

Начинать было очень тяжело. Во-первых, рынок рязанский цветами действительно пересыщен. А во-вторых, приучить людей к другому подходу к флористике было весьма проблематично.

— Я пыталась сразу показать, что есть нечто отличное от того, что мы привыкли видеть в палатках, другое. Шишек набила много, и первый год работала исключительно в ноль, совершенно не зарабатывая. Но во всем надо находить плюсы. Я поняла, что это время стало своего рода годом обучения меня самой в бизнесе, когда я смогла испытать на себе все тонкости ведения дела в реальном времени.

Зная, что часто начинающие предприниматели первые несколько лет работают в минусе, и только потом выходят в ноль, Екатерина постаралась подойти очень скрупулезно к вопросу расходов. Приходилось делать небольшие закупки, маленькими партиями, чтобы смотреть, как пойдет дело. Двигалась к своей цели она по-женски аккуратно. Молодая бизнес-леди знала, что в случае неудачи ее подстрахуют, но злоупотреблять помощью родных не хотела и старалась сделать все, чтобы не выбиться из намеченного бюджета. Когда открылся второй салон «Клумба» — в «Атроне» — появилась, наконец, и известность. Заработало сарафанное радио и произошел первый скачок прибыли.

— С открытием бизнеса я справилась без кредитов. Мне помогли близкие родственники, которые вложили свой частный капитал. Признаюсь, вложения были небольшие, так как помещение мы не покупали, а брали в аренду. На оборудование затраты были минимальные: понадобился холодильник, цветочные полки, столы. Закупка произошла один раз, чтобы оформить интерьер. И, конечно же, основные деньги были потрачены на приобретение цветов для букетов. Первоначальный капитал исчислялся далеко не в миллионах. Чтобы открыть свой бизнес, мне понадобилось порядка 350 тысяч рублей.

Как вспоминает Екатерина, ей во многом повезло с людьми, с которыми приходилось пересекаться в самом начале. Никто не пытался нажиться на ее неопытности, а потому старт был дан без особых нервов.

Клумба.jpg


Первые всходы «Клумбы»

— Когда мы только открылись, меня очень поддержали друзья. Если бы не они, продаж было бы куда меньше. Но и я сама занималась активным продвижением нового бренда. Ездила по организациям, разговаривала с владельцами и директорами, объясняла, что открылся новый салон цветов «Клумба», то есть, по сути, выполняла обязанности менеджера по рекламе. Большим плюсом была на тот момент бесплатная доставка. Мы стали первыми, предоставлявшими такие услуги. Именно это многих подкупило, и те, кто начал со мной сотрудничать в первый год работы, стали постоянными клиентами.

Екатерина, обладая предпринимательским чутьем, быстро поняла, что просто размещать объявления о том, что в городе есть новый цветочный магазин, — бесполезно. Разве что прикреплять еще и скидку. Мало кого цепляет информация о салоне цветов. Ну, есть он и есть. Поэтому клиентов приходилось находить через личный контакт: приехать, пообщаться, улыбнуться, рассказать о том, чем уникальны. Сейчас «Клумба» работает исключительно с имиджевой рекламой, публикуется в журналах, которые потом распространяются по престижным организациям. А также активно сотрудничает с организациями, которые так или иначе относятся к свадебной тематике.

— Сейчас у нас очень много постоянных клиентов и, надо сказать, покупателей своих мы любим и балуем. И если по началу они стояли над душой флориста и говорили: а вот это уберите, это добавьте, это отвяжите, то сейчас понимают, что могут полностью нам довериться. Звонят, называют повод, к примеру: день рождения, девушке 20 лет, нужен букет на такую-то сумму, — и все, мы делаем то, что клиенту действительно понравится.

оформление свадьбы.jpg

Часто стали поступать такие заказы: «а сделайте что-нибудь оригинальное». И это с учетом того, что «Клумба» делала уже и овощные букеты, и конфетные, и с игрушками. Но приходится вновь и вновь угадывать желания клиента. В ассортименте салона всегда есть цветы, которых нет больше нигде, чтобы можно было добавить в букет изюминку.

— В декабре у нас был специальный заказ — корзина ландышей. Сами понимаете, зимой это экзотика из экзотик. Это безумные деньги. Но если клиенты готовы, мы делаем это. Да и самим интересно.

О вопросах конкуренции Екатерина говорит спокойно. Все цветочные магазины Рязани находятся в одинаковых условиях поставок, и говорить об уникальности каких-то цветов сложно. При желании любой флорист города может достать то же самое. В таком случае возникает закономерный вопрос: как новому игроку на этом столь конкурентном рынке удалось добиться успехов?

— У нас отличный коллектив флористов. И потом, когда начинается сезон — это с мая по октябрь — мы работаем практически круглосуточно. И это не пустые слова, «Клумба» действительно может закрыться в пять утра и открыться в шесть. Флористами своими я горжусь и знаю, что могу на них положиться. Они — словно мои руки: я могу поделиться опытом, чем-то вдохновить, наговорить новые идеи, а уже они их реализуют, и весьма успешно.

Сказался ли нынешний кризис на цветочном бизнесе? Да. Поскольку цены напрямую зависят от поставок цветов. Закупка происходит в долларах и евро, поэтому чем выше курс, тем дороже. По словам Екатерины, «Клумба» пытается всем силами максимально сдержать цены, флористы объясняют людям, что это все временное явление, и стоит подождать немного, цены стабилизируются. И, что самое важное, клиенты своим цветочникам доверяют.

— Существует предвзятое мнение, что якобы в палатках цветы дешевле. Неправда, все цены абсолютно одинаковые, только уровень сборки разный.

букет.jpg

Сотрудники «Клумбы» стараются привнести новые, не свойственные для Рязани, европейские традиции цветов в букетном и свадебном оформлении, отмечает бизнес-леди. Сейчас актуальны мини-букеты. Но наших людей тяжело перестроить: маленький объем — большие деньги, да еще и без упаковки. Но, что приятно, есть моменты, в которых Рязань опережает даже Москву.

— Помню, занимались цветочным оформлением тематической свадьбы «Гэтсби». Тогда только состоялась премьера фильма, и одна рязанская пара захотела это реализовать. Мы были первыми, а спустя какое-то время бум с этой тематикой начался уже в Москве. Было приятно. Однако нам нравится следовать не только модным тенденциям, но и русским традициям. Недавно занимались оформлением рябиновой свадьбы, свадьбы в стиле Хохломы. На Западе такое не поймут, а для нас это свое, родное.

Сейчас у Екатерины четыре цветочных салона и куплено помещение для пятого. Но бизнес-леди серьезно задумалась не о расширении точек продажи, а, в связи с кризисом, о собственном производстве цветов. Если так дело дальше пойдет и цены будут подниматься, то, чтобы не зависеть от курса доллара и евро, стоит просто завести теплицы, в которых будут выращивать необходимые цветы. Это более актуально, чем открывать пятый салон.

— Еще в планах у меня выход на Москву. Пробиваю тендеры на поставку цветов. Мы уже практикуем выезды в столицу, поскольку наш уровень услуг не хуже, а стоимость ниже. А еще очень хочется в перспективе попробовать оформление свадеб за границей, выезжая с нашими молодоженами туда. В этой тематике есть куда расти, да и нам самим безумно интересно.

Побывала в царстве красоты Дарья Копосова

цветы.jpg


Возврат к списку

Архив новостей