10 марта 2015, 13:13 3814

Стартосфера. Бизнес, который вкусно пахнет

Стартосфера. Бизнес, который вкусно пахнет

Мало кто знает, что бизнес, для того, чтобы привлекать клиентов, должен быть не только завернут в красивую упаковку, но и вкусно пахнуть. С недавних пор в Рязани работает фирма сегмента B2B, которая помогает предпринимателям «благоухать», независимо от того, какие по площади помещения приходится ароматизировать. Год назад компания Sense подписала свой первый контракт, а сегодня уже продает франшизу за рубеж. И весь этот необычный бизнес держат на своих плечах два кита — Дмитрий Лысов и Виталий Лялин.

В западных странах идея аромабизнеса для бизнеса не нова. И новоиспеченным рязанским предпринимателям повезло, среди их родственников есть люди, которые этим давно занимаются. Именно они заразили Дмитрия и Виталия идеей создать нечто подобное в Рязани.

— Аромабизнес — настолько еще не распространенное направление в России, что информацию о нем найти практически нереально, — рассказал Дмитрий. — В то же время нам было очень интересно заняться этим делом, воплотить идею в жизнь. В Рязани до нас этим никто не занимался и даже не пытался.

Чтобы стало понятно, что такое аромабизнес, объясню в двух словах: вы приходите в какой-либо магазин, спа-салон, банк — а там вкусно пахнет. И не так, что сразу бросается в нос, а спокойно, но приятно. И сразу хочется что-то купить, задержаться или вернуться снова. Если вы идете мимо булочной, оттуда пахнет круассанами, вы заходите, чтобы купить их, а вам говорят, что круассанов нет, — знайте, здесь поработали специалисты арома-маркетинга.

Но для Рязани, как и для России в целом, данный вид бизнеса — пока не паханное поле возможностей.

— Когда мы уже были готовы открыть свое дело, то оказались перед дилеммой, — вспоминает Виталий. — Выяснилось, что основное число компаний в России, которые занимаются этим бизнесом, работают по франшизе американских или немецких компаний. И мы могли либо тоже купить франшизу за безумно огромные деньги, либо попытаться сделать все самим. И мы выбрали второй вариант.

1 Чемоданчик с запахами.jpg

По счастливому стечению обстоятельств в этот момент нам удалось выйти на зарубежного поставщика нужного нам оборудования. Но одно дело технический вопрос, и совсем другое — подбор ароматов. Оказывается, в России тоже есть фирмы, которые занимаются изготовлением запахов, но продукт получается недостаточно качественным для аромабизнеса.

— В вопросе ароматов самым главным аспектом является похожесть запаха на оригинал, — поясняет Виталий. — Если это апельсин, то должен пахнуть апельсином, если яблоко — то яблоком, но ни в коем случае не освежителем воздуха. Нам удалось найти во Франции завод, который изготавливает подобные масла высокого качества. Есть, при этом, отдельные запахи, которые привозят нам из Греции и Англии.

Напрямую выйти на поставщика масла было сложно, потому что большой объем товара на тот момент ребятам был не нужен. Поэтому пришлось искать дистрибьютора, который занимается поставками в России. Но и это оказалось не просто. Только после нескольких выставок и год информации из интернета нужный человек был найден.

Как гордо вспоминают предприниматели, от момента идеи до ее реализации прошло порядка полутора месяцев. В декабре 2013 года задумались о том, чтобы сделать в Рязани свой аромабизнес, а в феврале 2014-го уже был подписан первый контракт. Несмотря на то, что смешение ароматов и работа с ними — дело весьма тонкое, учредители данного бизнеса не имеют специального образования. Считают, что здесь гораздо более важное место играет творческое начало. В том, чтобы смешать два готовых аромата нет ничего сложного, главное — выбрать правильные пропорции.

— Аромабизнес в первую очередь существует для бизнеса, — отмечает Дмитрий. — Основные наши клиенты — компании, которые оказывают какие-то услуги или продают товар. Это может быть салон красоты, а может быть автосалон. Любая сфера: банки, продуктовые магазины, булочные. Запахом можно не только донести информацию, но и простимулировать человека к какому-либо действию.

2 Набор ароматов.jpg

Есть два варианта того, как работает запах. Предположим, салон красоты. Посетитель хочет ощутить полный релакс души и тела, а значит получить определенные эмоции. Чтобы их спровоцировать, необходимо создать приятный аромат, который будет гармонично сочетаться с интерьером и музыкой. Если в совокупности подобное достигается, есть большая вероятность, что клиент вернется.

Второй вариант использования аромата — в продуктовых магазинах. Ни для кого не секрет, что запах еды провоцирует голод. Аромат выпечки рядом с отделом хлебо-булочных изделий вызывает аппетит и обращает внимание на продукцию. Более того, стимулирует покупателя на покупку других продуктов, которые, быть может, он и не собирался приобретать.

Возникает резонный вопрос: есть ли смысл помещать ароматизаторы выпечки над прилавком с хлебом? Он же и так пахнет.

— Не пахнет, — открывают глаза на мир молодые предприниматели. — Вакуумная упаковка убивает любой запах. Если в магазине есть своя пекарня — им проще. Ну а если нет, то привлечь внимание посетителя можно только дополнительным ароматом.

Сигаретный дым — самый въедливый из возможных в повседневной жизни. С ним может не справиться даже профессиональное оборудование, вооруженное французскими духами. 

Часто бывает, что аромат вызывает у людей не прямую ассоциацию, а более сложную. К примеру, в салонах дорогих автомобилей используют аромат кожи и дерева. Считается, что так пахнет дороговизна. Вот он какой, запах денег! Но, как говорится, все зависит от маркетинга. К примеру, компания BMW с недавних пор хотят подчеркнуть агрессивный характер машины и ароматизирует салон весьма неприятным запахом горелых покрышек, что сразу подразумевает высокую скорость.

— Нужно вызывать ассоциацию, — уверен Дмитрий. — Кто творчески подходит к продаже своих товаров и услуг, этим и занимаются, норовя использовать аромаркетинг. Наш первый клиент случайно узнал о нашей деятельности через знакомых и обратился за помощью. Салон красоты «Кудри» желали избавиться от неприятного запаха лаков и красок, который царил в парикмахерской. Мы предложили им аромат сладкого винограда.

Оказывается, любой, даже очень сильный неприятный запах можно перебить другим запахом. Если подходить с научной точки зрения, то аромат — это атомы в воздухе. Если их концентрация велика, то мы начинаем его чувствовать. Оборудование, которое устанавливают ребята из Sense, выделяет масло, расщепляющее атомы неприятного запаха, и заменяет его на свой аромат.

Другой вопрос, чем сильнее запах, от которого нужно избавиться, тем сильнее должен быть аромат, готовый его перебить. Самым безнадежным случаем ребята называют места для курения. Сигаретный дым — самый въедливый из возможных в повседневной жизни. С ним может не справиться даже профессиональное оборудование, вооруженное французскими духами. 

3 Пробники для арома-атак.jpg

Самым лучшим адсорбентом является аромат кофе. Он моментально убивает все присутствующие запахи. Но не всем людям нравится такой сильный аромат. А потому в арсенале рязанских бизнесменов есть вся коллекция возможных отдушек: от самых слабых до самых сильных. А задача мастера – подобрать аромат такой концентрации, чтобы он оптимально подходил под поставленную задачу и нравился посетителям.

— В большинстве случаев мы работаем с компаниями премиум-сегмента, которые хоть как-то начинают задумываться о том, что аромат очень важен, — рассказывает Виталий. — На первом этапе знакомства с заказчиком стараемся понять, будет ли он нашим клиентом в дальнейшем, или он действительно не понимает, за что платит нам деньги. Сейчас в Рязани мы работаем с автосалонами Hyundai, фитнес-центром Fit Elit, «Римскими каникулами», несколькими салонами красоты, ведем переговоры со Сбербанком.

Самым интересным объектом, с которым приходилось работать, ребята называют помещение после пожара. Необходимо было вытравить запах гари, осевший на мебель, пол, впитавшийся в стены. Аромат, способный побороть дым, подбирали неделю. В итоге с задачей справились.

Другие случаи вполне прозаичные, однако, как отмечают предприниматели, от их услуг редко отказываются те компании, которые уже начали с ними работать.

Отследить влияние аромата на поток клиентов достаточно сложно, статистика подобная не ведется. Однако по своему опыту ребята знают, что призыв клиента ароматом увеличивает проходимость на 15-20%. А уж купят ли посетители что-то, зависит от предлагаемой продукции. Дело аромата — заманить.

4 Аромалампа.jpg

Чтобы открыть аромабизнес в Рязани ребятам нужно было...барабанная дробь...10 тысяч рублей.

Сколько тысяч рублей?!

— Десять, — спокойно повторяет Виталий. — Но с развитием бизнеса сумма резко увеличивалась. Дело в том, что нам не обязательно покупать дорогостоящее оборудование, чтобы оно лежало на складе. И даже офис можно было не открывать. Главная задача — найти человека, которому предложить свою услугу. Он подписывает контракт и тогда уже можно работать над заказом техники и ароматических отдушек.

В ноль вышли почти сразу. Более того, так как ребята открыли бизнес самостоятельно, они занялись продажей франшизы в России и странах ближнего зарубежья. А почему бы и нет? Сами себе хозяева.

— Это удобно и более чем рентабельно, потому что мы продаем интеллектуальную собственность, — отметил Дмитрий. — После пары продаж вышли в плюс. Теперь мы такая маленькая международная компания.

Стоимость услуг компании зависит от площади помещения, которое нужно ароматизировать. Если комната до 50 кв. м, то установка и поддержание оборудования в рабочей форме обойдется в четыре тысячи в месяц. Ребята гарантируют, что придать приятный запах могут помещению любой площади.

— Рязанский рынок относительно небольшой, особенно учитывая, что мы работаем в основном с крупными компаниями, — делится Дмитрий планами на будущее. — В перспективе хотим достигнуть договоренности с теми клиентами, с кем ведем сейчас переговоры, а вообще интересно выйти на масштабы федеральных сетей.

Не менее перспективной может оказаться и установка аромаоборудования в частном секторе. Но это уже совсем другая история.

5 Виталий Лялин и Дмитрий Лысов.jpg

Принюхивалась Дарья Копосова

Возврат к списку

Архив новостей