11 мая 2016, 13:18 3673

Подводные камни «подземки». Как открыть Subway в Рязани

Подводные камни «подземки». Как открыть Subway в Рязани

Subway, McDonald’s, Burger King. Эти бренды известны каждому обывателю, проходящему мимо или заглядывающему на обед. Но мало кто из нас задумывается о том, что не только мы можем приносить деньги всемирно известным фастфудам, но и они нам. Даже выдумывать ничего не надо, потому что все уже придумано за нас. Достаточно оформить франшизу и открыть свое дело. 

Слишком сложно? Владелица сети ресторанов Subway в Рязани Анастасия Гоцуляк рассказала корреспонденту делового портала YA62.ru о непаханом поле возможностей франшизного бизнеса. Корреспондент слушал затаив дыхание, записывал и не перебивал.


Работать я начала лет с 15. Так как меня растила одна мама, расслабляться было некогда и приходилось искать возможности зарабатывать. Первый бизнес, который мы открыли с коллегой по работе Алексеем Петричем, были платежные терминалы. Помнишь? Ты кладешь 100 рублей, на телефон тебе приходит 93 рубля, а кому-то злому уходят оставшиеся семь. Так вот, это были мы и 2008 год. Но уже на тот момент я понимала, что такой бизнес обречен, так как начали появляться бесплатные банковские услуги по оплате счетов. Да и мне захотелось чего-то нового.

В 2011 году случились два знаменательных события: мы с моим партнером разошлись, поделив бизнес, и я уехала в Москву, где мне и закинули идею открыть свой Subway — бутербродный ресторан быстрого питания. Что делаю я? Снова звоню своему бывшему партнеру по бизнесу и предлагаю запустить Subway в Рязани, вложившись в стартап пополам.

Руководство Subway в Москве назначает дату, в которую удобно присутствовать сразу нескольким потенциальным стартаперам, чтобы устроить презентацию и рассказывается о бизнесе. Там нам, в общем-то, и сказали, что для открытия одного ресторана нужно 3 млн. Собирали деньги мы с огромным трудом, но в итоге нашли необходимую сумму.  

Фото 1 Выпечка хлеба.jpg

«Здравствуйте, мы из Рязани и мы хотим открыть франшизу!». Вот ты смеешься, а мы именно так звонили в Subway. На самом деле, в России открыть свой бизнес очень легко. Это стоит четыре тысячи рублей и пять рабочих дней времени. Весь набор документов составляет шесть бумажек: устав организации, договор об учреждении, протокол первого собрания, реквизиты из налоговой и квитанция об оплате госпошлины, которая как раз равна четырем тысячам рублей. 

Пакет документов нужно отнести в налоговую и через пять рабочих дней получить ИНН и ОГРН своего маленького бизнеса. После этого нужно сходить в банк и открыть свой расчетный счет. И, в общем-то, все. С полученными документами ты идешь в Subway и говоришь, мол, у меня есть компания и место. Они назначают день, когда представитель Subway приезжает в твой город и смотрит выбранное тобой место для размещения ресторана, ориентируясь на ряд показателей. Эти параметры весьма объективные и играют исключительно на руку вам, потому что франшиза дорогая — она стоит 12,5 тыс. долларов, и нет смысла тратить эти деньги на открытие заведомо гиблой точки.

Каждый ресторан имеет свой идентификационный номер, состоящий из пяти цифр. За этот самый номер, который и является интеллектуальной собственностью владельца Subway, мы и платим 12,5 тыс. долларов, когда открываем франшизу. Один номер присваивается одному ресторану. Потом владелец вправе поменять место дислокации точки хоть на другой город. Так что это весьма удобно.

Но основная прибыль Subway — не продажа франшизы, а получение 8% от оборота каждого ресторана ежемесячно.

После того, как помещение одобрено, тебя передают в руки сотрудника, который рассказывает о том, каким должны быть оборудование, материалы, продукты. Потому что все 40 тысяч Subway по всему миру выглядят абсолютно одинаково.

— То есть ты не можешь...

— Ни в коем случае!

Мы с Алексеем Петричем единственные рязанцы, у которых в Рязани есть франшизные фастфуды. Всеми остальными ресторанами быстрого питания владеют иногородние, в основном, москвичи и питерцы.  

Фото 2 Хлеб.jpg

Наш первый Subway открылся в «Виктории Плаза» на верхнем этаже, если помнишь, там раньше был фудкорт. И у нас все как-то так сразу хорошо пошло, что к маю 2012 года, когда был построен ТЦ «Премьер», мы нашли инвесторов и открыли второй ресторан уже там.

Вскоре еще один ресторан Subway открылся в «М5 Молле», но не нами. Его владелец был из Москвы, и я неоднократно предлагала ему выкупить точку, чтобы все рестораны этого бренда в Рязани были мои. Сначала он отказывался, но потом согласился. Сейчас объясню, почему.

Фастфуд — как и любой другой общепит — это место, где легко воровать деньги и продукты и где сложно уследить за работой персонала, если ты не контролируешь это постоянно. Либо ты живешь во всем этом и у тебя сильная управляющая команда, либо бизнес-затея обречена на провал. 

Как результат, к концу 2013 года в Subway в «М5 Молле» бегали тараканы, управляющий рубился в «Косынку» в офисе, а персонал попивал бесплатное пивко. Переговоры были сложные, снова пришлось искать инвестиции под покупку точки, но в феврале 2014 года я выкупила этот ресторан сама. Это был тяжелый год. Мы выметали тараканов, выходили в ноль и возвращали лояльность клиентов.

Когда мне говорят «Вау! Ты столько платишь своим сотрудникам! Не знали, что в регионах бывают такие зарплаты», я отвечаю, что мои управляющие стоят каждого рубля.  

Фото 3 Соусы и начинки.jpg

Но стоило нам эту точку вытащить, как она снова рухнула из-за кризиса 2014 года, так как контракт с торговым центром на аренду помещения был валютным. Тоже самое произошло с Subway в ТРЦ «Премьер». Руководство не пошло на уступки, и когда из-за скачка курса аренда стала стоить не 160, а 360 тысяч рублей, это стало больше, чем ресторан приносил. 

Соответственно, бессмысленно было держать «дохлую лошадь», и мы попрощались с «Премьером». К слову, с «М5 Моллом» повезло куда больше: мне удалось провести переговоры с руководством, и, несмотря на евроконтракт, цена была зафиксирована, и теперь наш евро стоит дешевле.

Хочу зарабатывать по миллиону рублей в месяц. Это реально. Надо только открыть еще пару-тройку ресторанов.  

Самым большим нашим провалом стал проект стрит-ритейла. У нас был безумно красивый уютный уличный ресторан Subway, о котором сейчас уже никто не помнит. Он находился в угловом доме на площади Победы. По всем канонам и расчетам там должна была быть просто бомба, но в итоге мы потеряли на нем около 5 млн рублей и закрыли точку через полгода. Зато это был отличный опыт, благодаря которому мы поняли, что в Рязани в формате стрит-ритейла открывать фастфуды нельзя!

Я ленивая и жадная. Это два основных параметра, которые заставляют меня хорошо работать.

Тебе не дадут открыться, пока ты не пройдешь обучение. Сам. Это гениальная фишка Subway. Вне зависимости от того, сколько тебе лет, чем ты занимаешься, какой у тебя статус — ты должен поехать в Санкт-Петербург и две недели батрачить как студент-практикант. 

Первую неделю с восьми утра до позднего вечера слушаешь лекции, а во вторую неделю заступаешь на практику. Надеваешь чепчик, фартук и работаешь линейным сотрудником, который собирает бутерброды. Любой владелец Subway может собрать сэндвич лучше любого своего сотрудника.

После двухнедельного обучения ты возвращаешься в свой город, набираешь персонал, открываешься, и...удачи!

Дарья <Ищу инвестора> Копосова

Возврат к списку

Архив новостей