5 баллов
05 июля 2021 12:55
37421

Смерть рядового района. Власти и застройщики уничтожили Кальное

Смерть рядового района. Власти и застройщики уничтожили Кальное

После каждого дождя почти вся Рязань уходит под воду. Однако лучше других об этой проблеме знают жители микрорайона Кальное. Десятилетие назад ливни оставляли за собой большие лужи во дворах. Пять лет назад по дворам стали течь дождевые реки, в которых с удовольствием купалась местная детвора. В прошлом году потоками выбивало люки ливневых коллекторов, а пешеходов сваливало с ног. Этот год принес жителям Кального новые разрушения — затопленные по самую крышу автомобили, уничтоженный магазин, новые канализационные фонтаны, озеро на месте школы-новостройки. 

В советское время на застройку Кального существовало табу — пойменная территория была болотистой, а Ока в разлив доходила до Касимовского шоссе. Однако нынешняя Россия открыла коммерсантам новые горизонты. Неконтролируемая высотная застройка превратила это место в зону ежесезонных бедствий, от которых страдают десятки тысяч рязанцев.

Команда YA62.ru рассказывает о, пожалуй, самом провальном проекте нескольких поколений рязанских властей — микрорайоне Кальное. Вернее, говоря на языке истории, — о Кальной слободе.

 

«Смесь воды и грязи»

Когда точно возникла Кальная слобода и откуда взялось такое по нашим меркам неблагозвучное название, сегодня сказать сложно. Однако историк и краевед Игорь Канаев говорит, что места эти — древние, а версий наименования — много.

— Кальная слобода в свое время была частью Касимовского тракта, — рассказывает Канаев. — Сейчас мы называем эту улицу Касимовским шоссе. А раньше эта дорога была вымощена белым камнем и являлась главной наземной артерией, соединяющей Рязань с большим уездным городом — Касимовом.

Фото 1 Касимовское шоссе.JPG

По одной из версий, озвученной в «Материалах по археологии Переяславля Рязанского», место, на котором сейчас расположено Кальное, раньше называлось «Конная слободка».

Позже в документы могла вкрасться ошибка, которая превратила топоним в Кальную слободу.

Еще считается, что Кальное могло произойти от слова «кали» — так называлась местность, испещренная речками и ручьями, из-за чего территория превращается в смесь воды и грязи.

Учитывая, что Кальное после любого дождя до сих пор превращается в смесь воды и грязи, эту версию можно считать близкой к реальности.

Фото 1.1 Болото в Кальном.JPG

Но существует еще и менее презентабельная, так называемая, народная версия происхождения названия Кального. Ее озвучил градозащитник Андрей Петруцкий, которому в свое время об этом рассказали старожилы.

— Туда до революции вывозили туалеты с окраины Рязани, вывозили ночью, и летом смрад стоял страшный, — поделился Андрей Александрович. — Старожилы мне рассказывали, что Кальное, по сути, обслуживало город, принимая отходы. Потом уже, в советское время, на этом месте разбили яблоневый сад, и яблоки были огромные, мы их детьми собирали. Конечно, как бы иначе, если такое там было удобрение...

Фото 2 Канализационный коллектор.JPG

Территория Кального до 1989 года была деревней подле Рязани. Местные старожилы вспоминают, что здесь были сплошь одноэтажные домики с огородами и садами, к которым в разлив по весне вплотную подступала Ока.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 июля 1989 года в состав города Рязани Рязанской области была включена деревня Кальное. И несмотря на то, что земля была нестабильной и болотистой, краеведы считают, что лучше места для жизни в Рязани было не найти.

— Это было идеальное место для жизни с точки зрения экологии, — отмечает Игорь Канаев. — Роза ветров не позволяла приходить в этот микрорайон вони с заводов промышленного узла. А пойменный воздух с Оки приносил прохладу и свежесть. До того, как началась активная застройка Кальной слободы, здесь были фруктовые сады и сельскохозяйственные земли. Невероятно красивый район.

Фото 3 Цветущие сады Кального.JPG

 

Землезахватчики

По словам жителей микрорайона, застраиваться многоквартирными домами Кальное начало еще в 60-е годы прошлого века, до того, как перестало быть деревней. Самыми старыми постройками считаются пятиэтажки в районе остановок «Электросеть» и «Кальное». Сперва дома строились только вдоль Касимовского шоссе, но постепенно стройка ушла вглубь.

Если пройтись по дворам, то можно найти и заводские общежития, и дома, построенные хозспособом. Однако строительство, которое велось в Кальном до 1989 года, зачастую не превышало пяти-шести этажей.

Фото 4 Кальное вид сверху.JPG

— Сколько себя помню, всю жизнь живу здесь, — рассказывает жительница частного сектора в Кальном. — Родилась на другом краю улицы, а как замуж вышла — вот в этот дом переехала, так уже 50 лет и живу. Раньше здесь была, можно сказать, только одна улица, и тянулась она через все Кальное. Сейчас остались только наши три дома, на Окской, где школу строят, несколько домов, и еще столько же в середине улицы. Остальное все многоэтажки и высотки. А раньше такая тут благодать была: перед домом поля, за домом огороды, дальше Ока. А сейчас нас со всех сторон обступили высотки. Наши земли тоже скупить хотели, еще когда губернатором был Олег Ковалев. Планы были такие: на этом месте, где наши дома, построить школу, детский сад, а если останется место — тогда уже жилой дом. Но не смогли договориться с жителями Окской, те свои дома отказались продавать. На этом переговоры и остановились.

Фото 5 Улица Окская в Кальном.JPG

Вся земля в Кальном, которая не принадлежала жителям частного сектора и паводку по весне, находилась в собственности совхоза «Овощевод». Вероятно, когда Союз распался, растащили и совхоз — по клочкам земли. В советское время СНиПы категорически запрещали строить высотные дома в пойме, и земли эти, кроме как под посадку овощей, ни на что не годились. Россия же в первые годы жизни дала застройщикам небывалый карт-бланш. Предприниматели скупили земли в Кальном и начали соревноваться — у кого выше. Лидируют пока «Паруса» от «Северной компании».

При этом вопрос с ливневками остается открытым: вероятно, если бы каждый застройщик озаботился качественными ливневыми стоками, Кальное не уходило бы под воду после каждого дождя.

Фото 6 ЖК Паруса.JPG

Власти Рязани с таким энтузиазмом раздавали разрешения на строительство небоскребов в Кальном, ничем при этом не обременяя застройщиков, что в какой-то момент в микрорайоне не осталось земли для социальной инфраструктуры.

В 2007 году городские власти каким-то чудом умудрились откусить кусок земли и застолбили возле улицы Кальной место под единственную школу. Стройка века велась с переменным успехом, и была окончена только в 2012 году. И о том, что высотки продолжают расти, а люди продолжают заселяться, власти благополучно забыли еще на десятилетие.

Фото 7 Единственная школа в Кальном.JPG

В прошлом году набралась критическая масса жителей Кального, которая стала требовать от властей построить в микрорайоне еще одну школу. Рязанская администрация настолько не имеет силы и права голоса в диалоге с застройщиками, что была готова начать стройку прямо в Лесопарке. Ведь единственным живым кусочком Кального на тот момент оставался угол на изгибе Муромского шоссе. Из-за двух речушек, превращающих эту территорию в болото, место было настолько неудобным, что даже застройщики побрезговали марать об него руки и решать проблему с водоотведением.

Отметим, что на тот момент на этом месте уже началась работа по созданию парка по проекту местных инициатив. Проект предполагал сохранение зеленой зоны с последующим развитием территории вдоль ручья Быстрец — с очисткой русла и приведением речки в порядок. Люди выиграли инициативу и собрали необходимую сумму. Начали расчищать участок от валежника и мусора. Это место могло стать единственной зеленой зоной в Кальном. Но школа оказалась нужнее.

Фото 8 Жительница улицы Окской показывает как затапливалась стройка школы.JPG

Сегодня Кальное — это единственный микрорайон Рязани, в котором нет ни одной зеленой зоны. Дворы постепенно превращаются в каменные джунгли со стихийными парковками и заборами. Жители домов, которые три года назад обожали свой уютный сиреневый уголок, сейчас мечтают уехать отсюда.

— В нашем районе в последние годы появилась вонь, — добавила в копилку негатива жительница одного из «пряничных домиков» в Кальном. — Если раньше на выбросы с промпредприятий жаловались жители Строителя и Дашково-Песочни, то последние два года воняет и у нас. Регулярно и сильно. Еще один прикол нашего района — регулярное отключение света. В какой-то период отключения были каждый день — в будни и в выходные, длительностью от пары секунд до нескольких часов — всегда по-разному. Я стала фиксировать даты и время отключения в заметки телефона и данные за два месяца отправила в Минэнерго, горсети и горадминистрацию.

В ответ получила отписки: мол, мы ничего не отключаем, жалуйтесь в УК. Я и туда пожаловалась, там ответили: это горсети. В 2020 году власти решили расширить Касимовское шоссе. Мне как автомобилисту этот замысел не очень понятен, ибо от пробок расширение дороги не избавит, дайте лучше больше автобусов и я откажусь от тачки. Я была в шоке, когда в рамках реконструкции срубили здоровые деревья вдоль тротуара, затем перерыли сам тротуар и всю зиму, а потом весну люди ходили к остановке по проезжей части и ногами месили песок с грязью. В начале мая асфальт срезали по ночам. После 23:00. Открыть окна было нельзя, вся пыль и вонь тянулись в дом. Без деревьев теперь пыль с шоссе летит в квартиру. Я уже молчу про воду с рыбным запахом и отсутствие тротуара на Касимовском шоссе в районе домов №21 и №25 — его там нет круглогодично. Большинство тех проблем, что я описала выше, знакомы жителям и других районов. И сказать, что Кальное особенно гадкое место, — нельзя. Честно говоря, хочется сменить уже не район, а город. И я об этом задумываюсь все чаще.

Фото 9 Вид на Кальное.JPG

 

Большая вода

Помимо того, что в Кальном нет ничего, кроме высоток без инфраструктуры, микрорайон богат еще и наводнениями после любого дождя. Это лето продемонстрировало, какие разрушения может принести обычный летний ливень.

Возле «Ленты» из-под земли били фонтаны, а по другую сторону Касимовского шоссе затопило парковку с автомобилями и выбило двери салона автозапчастей «Драйвер». С потоками воды не справились ливневки новостроек. И мы не будем даже задавать риторический вопрос о том, кто и на каком основании выдавал застройщикам разрешения на ввод в эксплуатацию домов с такими коммуникациями.

Фото 10 Жительница Кального показывает на какой уровень поднималась вода.JPG

Местные жители, которые видели, как развивается Кальное, уверены, что в таком потопе виновата стройка последних нескольких лет.

— Потому что все делается не по-хозяйски, а абы как, — сетуют жители частного сектора. — Нас начало затапливать, когда стали строить эти три высотки «Триколор». Раньше на этом месте были поля, речки поднимались, но до наших домов не доходило никогда. Потому что вода по земле распределялась и уходила дальше. Видимо, в новых домах так сделана ливневка, что она не справляется. Нужно было трубу побольше, и выводить дальше. Вот у них есть подземная парковка, так жители домов рассказывали, что их регулярно после дождей топит. А в последний потоп несколько автомобилей вообще из парковки потоком вынесло.

Фото 11 Стихиынйе парковки во дворах в Кальном.JPG

Жители улицы Окской и вовсе говорят, что виной последнему потопу — строительство новой школы.

— Раньше речки с двух сторон огибали эту территорию и под Северной окружной уходили в пойму Оки, — показывают местные. — Когда стали строить школу, они нарушили естественный ход воды, и для стока Быстреца положили трубу маленького диаметра, да еще и криво. Вода в нее не то что не вмещается, она в трубу даже не попадает.

На территории стройки новой школы до сих пор болото, несмотря на то, что ливень прошел почти две недели назад и установилась аномальная жара. Вода не уходит.

Фото 12 Затопление территории стройки школы.JPG

— Видели бы вы, как они тут технику свою спасали, трактора еле вытащили из этой трясины, – рассказывают жители Окской. — Как ни посмотришь — строители стоят, головы чешут. Они не знают, как построить школу, чтобы ее точно также потом не затопило. Ведь Быстрец им в трубу убирать запретили.

— Как же запретили, вот лежат большие трубы, — показываю на огромные трубы, диаметр которых два метра.

— А это канализационный коллектор, — уверенно отвечают местные. Жители Окской улицы, причем не только частного сектора, но и многоквартирных домов, написали письмо в администрацию президента и начали сбор подписей в свете последнего потопа. Люди не выступают против строительства школы, они хотят, чтобы компетентные органы разобрались в ходе строительных работ. Жители боятся, что следующего потопа их дома могут не пережить.

Фото 13 Болото на территории будущей школы в Кальном.JPG

Кальное сегодня — это бетон и грязь. Здесь негде укрыться от жары и спрятаться от дождя, некуда отвести ребенка в сад и школу. Здесь машины смывает ливнем, и не важно, на земле они стоят или под землей. Дорог здесь тоже нет. Но есть магазины и бесконечные квадратные метры небоскребов. Это самый изуродованный микрорайон Рязани, с самым опасным грунтом под жилыми домами. И остается загадкой, почему люди продолжают покупать тут жилье, учитывая, что стоимость местных квадратных метров не самая низкая по Рязани.

— На примере Кальной слободы можно наглядно показать, как не нужно строить, — заключил во время нашего общения краевед Игорь Канаев.

Ни убавить, ни прибавить…

Фото 14 Закат Кального.JPG

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

Текст Дарьи Копосовой
Фото Марии Илларионовой

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт