Скотный двор. Как рязанцам в конюшне живется
В этом доме, стоящем в самом центре Рязани, нет фундамента. Он раскрошился в пыль. Оставшийся же так глубоко ушел под землю, что сгнили все деревянные полы. В стенах и между стенами зияют щели, через которые, как говорится, можно смотреть на белый свет. Лестницы покосились, оконные рамы прогнили, по стенам идет черная плесень, а во время ливней нижний этаж заливает поднимающейся из недр Рязани канализацией. Этот дом не представляет никакой исторической ценности, хоть и стоит уже больше века. Наверное, его давно можно было бы снести, если бы не... люди, которые в нем живут до сих пор.
Администрация города отказала жильцам в признании дома аварийным, заключив, что условия для жизни в нем вполне приемлемые. Корреспондент Делового портала YA62.ru вместе с представителями рязанского отделения Общероссийского народного фронта навестил жителей дома № 8 на улице Пожалостина, чтобы оценить, какие именно условия разрухи горадминистрация считает пригодными для существования.
Конюшенный двор
Когда точно было возведено здание, в котором сейчас проживает 16 семей, не знает никто, даже власти Рязани. Во всех документах написано, что построено оно «до 1917 года». Известно только, что до революции эти помещения были конюшней и мукомольней, и для жизни людей совершенно не предназначались. Барин, владевший этим элитным скотным двором, жил в доме напротив. Однако в 1917 году, когда выгнали и барина, и коней, постройку перепланировали под двухэтажный многоквартирный дом с тремя корпусами, куда и расселили людей. Так барский сарай превратился в жилую постройку.
Впрочем, даже конюшни в досоветское время строили так, что на века. Потому и простоял домик, не шелохнувшись, аж до наших дней. Последний капитальный ремонт здания был проведен в 1974 году. Тогда проверка показала, что износ постройки составил более 45 %. То есть уже 40 лет назад жилые конюшни были наполовину руинами. А с годами деревянные постройки явно не становятся новее.
— Как нам здесь живется? Да... живем потихоньку, — рассказывает Людмила Панфилова. —Зимой холодно очень, спасают только автономные котлы, они есть во всех квартирах. Без них давно бы все померзли. Летом тоже отопление не отключаем, потому что в доме стоит страшная сырость, особенно на первом этаже. Обои отходят от стен, а по стенам — плесень и трещины.
По словам местных жителей, примерно пять лет назад приходил инвестор, который собирался вкладывать деньги в строительство многоэтажного дома на территории нынешней конюшни. Обещал ветхую постройку снести, людей расселить. Однако что-то у предпринимателя не срослось, и идея так и осталась висеть в воздухе.
Тогда же от дома, который администрация Рязани не считает аварийным, отказалась управляющая компания ЖЭУ № 19, назвав его... аварийным. И, соответственно, убыточным. Взять под свою опеку лакомый кусок по адресу Пожалостина, № 8 с тех пор никто не спешит.
«Когда убьет, тогда и приходите»
С еще большим недоверием относятся к конюшенному дому разного рода мастера, которых вызывают, если в очередной раз полетела проводка, водопровод или канализация. Чаще всего людям просто отказывают в вызове или приезжают, но не берутся лезть в электрощиток, аргументируя свою несгибаемую позицию элементарным страхом.
— У нас постоянно течет крыша, — рассказывает о жизни в чудо-доме Валентина Калядина. — А из-за того, что дом деревянный, доски на чердаке давно все прогнили. Приезжали ремонтники, чтобы крышу хоть немного починить, и лишний раз по чердаку не передвигались, боялись провалиться. Часть крыши так и осталась незакрытой. Если туда полезть, то можно до самого первого этажа свалиться. Мы обратились в администрацию, сказали, что жить в этом доме уже опасно, в любой момент же может рухнуть. На что нам ответили, мол, а что, уже были прецеденты? Уже обваливался потолок? Нет. Вот когда рухнет, тогда и приходите.
Стоит отметить, что между первым и вторым этажом нет как такового потолка-пола. Вместо прочной конструкции используется деревянный настил, который совершенно не гарантирует безопасность людей. Соседи могут беспрепятственно желать доброго утра друг другу через дырку в полу. Средство коммуникации весьма удобное. Правда, доплачивать за него жильцов не заставляют. Зато заставляют платить взносы за капремонт аж до 2031 года! И если даже дом каким-то чудом простоит еще 15 лет, что вряд ли, то многие люди просто не доживут до того счастливого момента, когда по треснутым стенам нанесут свеженькую краску, исполнив государственный долг.
Нет фундамента — нет дела
Администрация Рязани ясно дала понять жильцам конюшни на Пожалостина, что переселять их никто не будет до тех пор, пока не появится инвестор. В то, что на сладкий кусок земли в центре города нет охотников, верится с трудом, даже принимая во внимание поправку на кризис. Возможно, городские власти решили по доброте душевной «придержать» лакомую территорию для какого-то застройщика. В итоге вот уже который год страдают живые люди.
Никаких внятных причин, почему явно аварийный дом не признается таковым, мэрия не называет. Одним из главных критериев аварийности считается разрушение фундамента. Однако, как выяснилось в данном случае, фундамент не только разрушается, но еще и не везде присутствует. Что же получается? Нет фундамента — нет проблем?
— У меня в квартире сгнили полы, — делится Людмила Панфилова. — Пришлось их, естественно, вскрывать и выбрасывать. Под гнилыми досками оказалась земля. Прежде чем делать ремонт, я вычищала землю из-под дома на глубину порядка метра и заливала цементной стяжкой, чтобы создать хоть какое-то подобие фундамента.
В одной из конюшенных квартир живет многодетная семья, которая собирается к зиме переезжать из этих условий в съемное жилье. С наступлением поздней осени и до самой весны в доме так холодно, что не спасает даже автономное отопление. Стены покрываются инеем, промерзая насквозь.
Все, что в доме сделано из дерева, — благополучно догнивает, создавая благоприятную среду для плесени, грибка и неприятного запаха. Фундамент рассыпается в руках, крыши текут, кирпичи вываливаются из стен, причем не только во двор, но и на территорию детского сада, к которому примыкает бывшая конюшня. Несчастных случаев пока что, правда, не было. Но это только пока.
На сегодняшний день в бывшей конюшне на Пожалостина постоянно проживает 20 детей, жизнь и здоровье которых ежедневно находятся под угрозой из-за гнилых лестниц, падающих кирпичей и плесени на стенах. Жильцы дома уже привыкли к мысли о том, что в любой момент может рухнуть крыша или перекрытия между этажами.
— Мы сделали все, что могли, мы обошли все инстанции, — отмечают жильцы. — Теперь остается надеяться только на бога.
Вместо заключения
Рязанские представители ОНФ сделают свой отчет о состоянии дома и предложат администрации Рязани признать здание аварийным. После чего будут просить внести этот дом в программу по расселению из ветхого жилья, которая сейчас верстается на 2017-2019 годы. Жильцы конюшни, в свою очередь, собираются заказать независимую экспертизу, которая даст непредвзятую оценку качества жилья вековой ветхости.
Больше фото
Дарья #Рязань #Аварийноежилье Копосова