Пришел, разбил, ушел. Как журналист YA62 в супермаркетах хулиганил
Вы пришли в магазин, где случайно разбили бутылку вина или рассыпали пачку пельменей. Платить или не платить? По информации управления Роспотребнадзора по Рязанской области, с таким вопросом в ведомство обращаются чуть ли не каждый день. Ответ прост: не платить.
Пока между продавцом и покупателем не заключен договор о купле-продаже, то есть посетителю магазина не выдан на руки чек о покупке, за продукцию, представленную на полках, ответственность несет магазин. Многие супермаркеты города уже всячески обезопасили свои товары от случайных повреждений, но нет-нет да и раздастся на просторах торговых площадей одинокий звон разбитой бутылки.
Корреспондент YA62.ru на один день вошел в образ киборга-разрушителя и прошелся по продуктово-алкогольным магазинам, чтобы на своем примере познать, как сотрудники супермаркетов относятся к «условно криворуким» покупателям. Во время и после эксперимента журналист не пострадал. Но долго мучился совестью.
Непроходимость габаритов. «Глобус»
Чтобы попасть сразу в гущу событий, начать было решено с одного из крупнейших гипермаркетов Рязани. Здесь всегда и народу много, и площади достаточно большие, чтобы не совершить «умышленное преступление» на глазах у сотрудников отделов. Лимит разрушений на каждый магазин — не более 400 рублей. Поэтому пришлось воздержаться от желания эпично разбить о голову бутылку 10-летнего Laphroaig.
Для гипермаркета «Глобус» мы выбрали наиболее распространенный сценарий катастрофы: вы идете между рядами и задеваете корзиной/сумочкой/бедром поставленную в опасной близости от края бутылку коньяка.
«Уронили виски на пол, оторвали Мише руки!» — наверное, подумали покупатели, которые смотрели на виновника аварии с глубокой укоризной, а на вытекающий из горлышка напиток — с легкой тоской. Однако на грохот и причитания никто из сотрудников не отреагировал. Только уборщица быстро избавила место от следов преступления. В принципе, можно было уходить, но правильнее — возместить ущерб.
Надо сказать, что взимать с нарушителя деньги за коньяк никто не торопился. На кассе продавец отказалась пробивать целую бутылку взамен утраченной, предложила обратиться в службу информации. Там две интеллигентные девушки попытались выяснить, где теперь хранится акцизная марка разбитого коньяка, но найти такую мелочь в кулуарах огромного гипермаркета быстро не смогли, а задерживать сознательного покупателя дольше из-за 400 рублей посчитали бестактным. Отпустили с миром.
Финишный конфуз. «Лента»
Страшно только первый раз. А потом даже приятно. В звоне разбитого стекла есть что-то магически-успокаивающее. Но на этот раз решено было отойти от алкоголя и заняться интерьером. Хрупкие новогодние тарелочки были словно созданы для того, чтобы умереть. Битая посуда — на счастье. Я, как говорится, дарю радость.
Сценарий для «Ленты» тоже весьма прозаичен: вы не взяли на входе тележку или корзину, но в процессе шопинга не рассчитали свои силы и понесли в руках слишком много всего. Как итог — разбитая в пыль тарелочка. Прямо перед кассой. На глазах у мерчендайзера.
— Тысяча извинений, простите, пожалуйста, ой, что же теперь делать? — войти в образ все так же сложно.
— А вы что, хотите ее оплатить? — спрашивает сотрудница удивленно.
— Конечно, если есть такая возможность.
Но девушка все равно на всякий случай зовет администратора. Оценив масштаб трагедии, более опытный сотрудник «Ленты» улыбается виновнику:
— Не берите в голову. С наступающим Новым годом! — и уходит по своим делам.
Сказочный криворук. «Барс»
Стоит отдать должное рязанскому сетевику. Чтобы придумать способ хоть что-то разбить в супермаркете «Барс», пришлось обойти их несколько. Ты никогда не обратишь внимания на технику безопасности расстановки товаров в магазинах, пока тебе не приспичит что-то целенаправленно уничтожить. Все стеллажи в маркетах «Барс» оформлены таким образом, что стеклянные банки и бутылки надежно защищены от «случайного задевания». Полюбуйтесь сами.
Поэтому для данного супермаркета пришлось экстренно придумывать операцию «рваный пакетик». Легенда проста: вы хотите купить мягкий пакет молока и отрываете штучный целлофановый пакетик на стойке. Он, в свою очередь, непрочно прошит, и когда вы кладете в него молоко, товар проходит навылет и, как следствие, на полу большая белая лужа.
Стоит ли говорить, что на мою попытку заплатить за испорченный товар продавцы снисходительно улыбнулись и пожелали удачи.
Одна по цене двух. «Красное & Белое»
Где-то глубоко в душе было осознание того, что чем больше магазин, тем проще он расстается с разбитыми вещами. Чего нельзя сказать о маленьких торговых сетях. В данном винном магазине с порога можно отметить полное отсутствие техники безопасности расстановки алкоголя. На полках нет приступок, которые бы защищали бутылки от падений. Более того, попытка взять любую крайнюю тару в 80% случаев повлечет за собой падение соседнего напитка. Такова и была легенда для «Красное & Белое».
— Ай-ай-ай, придется платить… — на смачный звук тут же подбежал менеджер.
— Согласно закону не придется. У вас здесь так неудобно расставлены бутылки, что это не моя вина.
— А чья же? Моя что ли? Ну, не хотите платить, давайте, я заплачу! У меня же денег до... (далее нецензурное выражение).
Если бы это был не эксперимент, все осталось бы как есть. Но в данном случае было решено согласиться на оплату.
— Это еще ничего, тут недавно мужчина разбил текилу за три тысячи, — словоохотливый кассир — находка для журналиста.
— И что же, заставили платить? — задаю встречный вопрос.
— Он долго ругался, но в итоге расплатился, — победоносно отвечает она. — Сам виноват. Взял коробку, стал ее крутить, перевернул, чтобы что-то там прочитать, а бутылка и выскользнула и разбилась.
В таком незатейливом ключе девушка поведала историю, в которой покупатель фактически взял на себя чужую вину. Потому что магазин был ОБЯЗАН обеспечить сохранность своей продукции. Это продавцы должны были проверить, насколько плотно закрыта коробка и нет ли опасности остаться без содержимого. Покупатель же мог с чистой совестью не платить за разбитый товар и был бы прав.
Последнее напутствие
О бесстрашные штурмовики предновогодних полок супермаркетов! Помните: закон на вашей стороне. Чтобы взыскать с вас деньги за испорченный товар, магазин должен подать в суд и доказать, что ваши действия противоречат законодательству. В подавляющем большинстве случаев торговые сети не захотят заводить судебные тяжбы из-за банки майонеза или даже бутылки дорогого алкоголя.
Если же вы все-таки попали в такую ситуацию, когда вас заставляют заплатить, но вы искренне возмущены таким поворотом событий и виновным себя не считаете, запомните хронологию действий:
-
Попросите принести жалобную книгу. Опишите в ней инцидент так, как вы его видите.
-
Вы же наверняка пришли не в одиночку. Попросите друзей быть свидетелями.
-
Потребуйте, чтобы специалисты составили акт о порче продукции. Вы имеете полное право написать в документе свою версию случившегося.
-
Скажите, что не будете возвращать компенсацию за причиненный вред, так как порча произошла не по вашей вине.
-
Сообщите, что все вопросы вы сможете обсудить в суде
-
Ни в коем случае не давайте свои личные документы работникам торгового зала. Потребовать паспорт может только полицейский, но не продавец, и даже не специалист охранной службы.
-
Записывайте все на видео. У вас же есть с собой телефон?
-
Если охранник будет вас задерживать и не давать уйти, напомните ему о ст. 203 УК РФ. За превышение своих полномочий и задержание посетителя торговой точки охраннику или работнику ЧОПа грозит тюремное заключение до 7 лет.
-
Позвоните на горячую линию Роспотребнадзора: 8-800-100-22-62.
И да прибудет с вами сила! С Новым годом!
P. S. Несмотря на то, что журналист признался в содеянном и хотел заплатить за намеренно уничтоженный товар, администраторы гипермаркетов «Лента» и «Глобус», а также супермаркета «Барс» отказались брать деньги.
Бутылки бил Агиров Михаил
Редакция просит прощения за качество фото. В целях конспирации корреспондент фотографировал на мобильный телефон