4 балла
14 июля 2021 12:25
27862

Мост дорогой. Платный путепровод в Рязани создает пробки за деньги

Мост дорогой. Платный путепровод в Рязани создает пробки за деньги

В 2011 году Рязань стала пилотным городом, где было решено построить первый платный путепровод общего пользования, который бы полностью принадлежал частной компании. В трехстороннем протоколе частно-государственного партнерства администрация Рязани и правительство области играли номинальные роли — давали всяческое добро инвестору на строительство и сбор оплаты, ожидая 20-летнего срока, когда путепровод со всей инфраструктурой перейдет в собственность муниципалитета.

Новый платный объект должен был выполнять единственную функцию — обеспечивать проезд транспорта из Дашково-Песочни в сторону Соколовки и Южного промузла без пробок. И поначалу путепровод с задачей справлялся. Но автомобилей в Рязани за десятилетие стало больше, микрорайон разросся, а технологии, по которым работает «платник», безнадежно устарели. Автолюбители жалуются: последние несколько лет людям приходится стоять в многочасовых пробках, да еще и платить за это удовольствие.

Журналист YA62.ru разбиралась, на ком лежит ответственность за пробки на платном путепроводе, и делается ли что-то для решения проблемы.


Плата за комфорт

Строительство платного путепровода через железнодорожные пути на улице Новоселковской было одобрено министерством транспорта Рязанской области в последний день марта 2011 года. Это был так называемый протокол частно-государственного партнерства, в подписании которого принимали участие три стороны: региональное правительство, администрация Рязани и инвестор ЗАО «Инвестиционная компания «Региональные платные дороги — Рязань» в лице гендиректора Владимира Сопрякова. Соглашение сводилось к тому, что власти никак не участвуют в строительстве финансово, все затраты берет на себя инвестор. После чего в течение 20 лет частная компания собирает с людей деньги за проезд по путепроводу, а потом передает имущество в муниципалитет. По расчетам, вложения окупались через 10-15 лет. Оставшееся время путепровод работает на прибыль.

Должность министра транспорта и автомобильных дорог в Рязанской области тогда занимал Шаукат Ахметов. Он рассказал журналисту YA62.ru об основных причинах в пользу строительства моста.

— Пользователи путепровода получали возможность пересекать железнодорожные пути без образования пробок, — отметил Ахметов в телефонном разговоре. — Если вы помните, в дневное время из-за активного движения поездов на железнодорожном переезде были заторы. Делался экономический расчет, который показал, что плата за проезд по мосту будет в два раза ниже, чем стоимость бензина, который сжигает автолюбитель, стоя в пробке на переезде. Когда велись переговоры с концессионером, была достигнута договоренность, что социально значимый транспорт продолжит ходить бесплатно. А тарифы за проезд инвестор обязан был согласовывать с администрацией города. Потом сменился и владелец бизнеса, и состав администрации. Какие сейчас между ними действуют договоренности, я не знаю.

Второй причиной строительства путепровода стали, по словам Ахметова, частые ДТП на железнодорожном переезде. Таким образом чиновники хотели решить вопрос безопасности рязанцев.

Фото 1 Платный путепровод на фоне закрытого железнодорожного переезда в Рязани.JPG

Однако уже тогда горожане подняли вопрос: почему нельзя было построить путепровод и при этом в качестве альтернативы оставить бесплатный железнодорожный переезд. Можно предположить, что решение о полном закрытии переезда было принято в пользу инвестора путепровода — чтобы трафик через «платник» был высоким, и, как следствие, приносил максимальную прибыль в короткие сроки.

— Нас спрашивали, не ущемляет ли проект прав пользователей, — рассказывает Ахметов. — Но мы действовали в рамках законодательства, а согласно закону при строительстве платных путепроводов через железнодорожные пути расстояние до бесплатного альтернативного проезда не регламентируется. Альтернативой был и есть объезд через Куйбышевское шоссе. Да, это гораздо дальше. Но закон не нарушался.

Несмотря на протестные настроения автомобилистов, в 2013 году платный рязанский путепровод был введен в эксплуатацию.

Фото 2 Работа платного моста.JPG

 

Компания одного моста

В ноябре 2010 года в Рязани образовалась и была зарегистрирована фирма ЗАО «Инвестиционная компания «Региональные платные дороги — Рязань» (сейчас ЗАО «ИК «РПД-Рязань»). Учредителем компании значилось ООО «Экспертное агентство «Региональные платные дороги», а генеральным директором и там, и там числился Владимир Владимирович Сопряков. Судя по срокам создания можно предположить, что фирма регистрировалась специально под строительство платного путепровода в Рязани, инвестором которого она и стала.

Сейчас у «РПД-Рязань» есть сайт, вся деятельность которого посвящена единственному объекту — «платнику» в Соколовке. Можно сказать, что ресурс относительно активен — новости в нем не обновлялись с 2014 года, однако информация о тарифах вполне свежая — прошлогодняя.

Фото 3 Тарифы за проезд по платному мосту в Рязани.jpg

Сопряков был первым «держателем» платного путепровода. По информации РИА Новости, строительство обошлось инвестору в 250 млн рублей. Оплата в 2013 году производилась в размере 15 рублей для легковых и 30 рублей для крупногабаритных автомобилей. Когда по мосту началось движение, Сопряков дал большое интервью рзн.инфо, в котором рассказал о пропускной способности объекта. По его словам, три полосы путепровода могут пропустить от 850 до 1 100 машин в час, однако с началом платной эксплуатации предполагалось снижение потока на 15% — до 500-515 машин в час. Несложно посчитать, что затраты на строительство объекта окупались довольно легко.

Это подтвердил и сам Сопряков.

От комментариев журналисту YA62.ru бывший владелец путепровода отказался, как только услышал тему вопросов, и добавил, что «с журналистами не общается». При этом бывший директор «РПД-Рязань» не против пообщаться с представителями НКО. Директор фонда поддержки гражданских прав «Право на справедливость» Михаил Пинигин смог поговорить с Сопряковым, и пересказал журналисту YA62.ru этот разговор.

В том числе он рассказал, как компания при первом руководстве решала вопрос с утренними пробками, которые в 2013 году, оказывается, уже были.

— С 7:00 до 9:30 держали полосы (в сторону промузла) открытыми, — рассказал Пинигин, ссылаясь на Сопрякова. — Потому что, если на объекте образовывается затор, то это вина владельца объекта, а не пользователя. В 2014 году поменялся владелец, и у него другой подход. Дорожные заторы образуются на одной скорости, а рассасываются на другой. И перед инвестором стояла задача не допустить образования затора. К тому же, экономика [объекта], по словам Сопрякова, выруливала и без того. Открытие полос для проезда на бесплатной основе согласовывалось с минтрансом.

Фото 4 Наличная оплата проезда по мосту.JPG

В 2014 году руководство у компании-оператора путепровода поменялось. Держателем реестра акционеров АО стало ЗАО «Новый регистратор», гендиректором был назначен Сергей Пименов. Сейчас, по данным открытых источников, должность директора занимает Елена Егорова. На сайте компании «РПД-Рязань» о руководстве ничего не сказано. Редакция YA62.ru отправила на почту компании запрос, однако ответа до сих пор не поступило. Связаться с держателем путепровода по указанному на сайте телефону тоже не удалось.

Интересно, что бывший гендиректор «РПД-Рязань» Владимир Сопряков, предположительно, с августа 2019 по июнь 2020 года занимал должность директора в компании ООО «Путепроводы регионов». Именно с этой компанией связан скандал вокруг строительства платного путепровода в Ряжске. Первые публикации в СМИ о сделке компании с правительством области приходятся как раз на время работы Сопрякова.

Жители Ряжска опасаются, что строительство «платника» оставит город без альтернативного бесплатного проезда. В правительстве заверяют, что инвестор обязан обеспечить альтернативный проезд при строительстве платного путепровода. Однако между минтрансом и «Путепроводами регионов» по сей день идут судебные тяжбы.

Вопрос с путепроводом в Ряжске остается открытым.

Фото 5 Строительство путепровода в Ряжске.JPG

 

Как спасти «платник» от пробок

В теории существует несколько путей решения проблемы. И они довольно просты. Например, как уже говорилось выше, собственник объекта может принять волевое решение об открытии беспрепятственного проезда в утренние часы пик из Дашково-Песочни в сторону Соколовки. Однако обязать частника сделать это довольно сложно.

Второй вариант — вернуть закрытый железнодорожный перегон в эксплуатацию. По мнению многих автолюбителей, если владелец платного путепровода не хочет решать многолетнюю проблему, надо наказывать его снижением трафика. Но для реализации этой идеи потребуются заинтересованность и финансы от городских властей, так как вопрос придется решать с РЖД, а также строить, по сути, новое дорожное полотно.

Фото 6 Железная дорога.JPG

Третий путь, который озвучивали все собеседники YA62.ru, модернизация существующей пропускной системы платного путепровода. Сегодня оплатить проезд по мосту можно двумя способами: протянув наличные кассиру или, опять же, протянув к считывающему устройству специальную карту. Если все манипуляции проходят успешно, шлагбаум открывается.

Механическая оплата проезда создает естественные заторы на путепроводе. А если добавить к этому снегопад, гололед, ДТП или застрявшую на подъеме фуру, то в платной пробке можно провести несколько часов.

— Зимой в рабочий день пробка начинается примерно от круга на улице Зубковой, — рассказывает рязанец Михаил Пинигин. — Осложняется подъезд к «платнику» тем, что в какой-то момент после «Зельгроса» дорога становится двухполосной — то есть, в сторону моста идет одна полоса. Если на ней случается ДТП или встает фура, происходит коллапс. Из-за такого положения дел многие жители Дашков ходят на ближайшие предприятия пешком. Например, на хлебозавод. Путь занимает минут 40. И это в два-три раза быстрее, чем на машине.

Чтобы ускорить проезд по путепроводу, необходима модернизация пропускной системы. Сейчас на объекте используется технология 10-летней давности, притом что в современной России давно существуют альтернативы.

— С технической точки зрения можно решить вопрос с помощью установления электромагнитных меток на автомобили, — рассказывает Шаукат Ахметов. — Водитель приобретает чип, ставит его в машину, и оборудование путепровода считывает информацию на подходе к объекту — метров за 10. Машины проходят без остановок, и скорость проезда увеличивается в три раза.

Бывший министр транспорта подчеркивает, что модернизацию должен обеспечивать собственник путепровода — то есть, компания «РПД-Рязань». При этом с инициативой о необходимости качественных изменений могут и обязаны выходить городские власти.
Об этом же, по словам Пинигина, говорил в телефонном разговоре и первый директор путепровода Сопряков:

— Он подчеркнул, что нужно требовать от владельца установку системы. Сказать: господа, вы деньги собираете, хоть что-то сделайте для того, чтобы исключить затор. Технологии современные это позволяют. Но владелец, вероятно, не хочет модернизации. Чем меньше машин поедет, тем целее будет дорога. Так как объект себя давно окупил. Вот как они рассуждают. Если у собственника нет желания [проводить модернизацию], его надо либо приводить в чувство, либо воздействовать через соответствующие органы.

Фото 7 Пробка на путепроводе.JPG

Таким органом является прокуратура. Пропускная способность моста должна быть такой же, как и пропускная способность прилегающего дорожного полотна. Если требование не соблюдается, прокуратура может обязать частника либо решить вопрос с технической стороной системы, либо убрать шлагбаумы насовсем.

В администрации Рязани по этому поводу нам ответили, что в сентябре 2020 года в правительстве Рязанской области прошло совещание по вопросу увеличения пропускной способности транспорта по платному путепроводу, в ходе которого был выработан план мероприятий внедрения на нем системы free flow — безбарьерного проезда с автоматическим списанием денежных средств.

Любопытно, что в ответе пресс-службы регионального правительства об этом не сказано ни слова. По сути, с момента совещания прошел без малого год. Однако никаких позитивных изменений пока не произошло.

 

Цена вопросов

Нам стало интересно посчитать хотя бы приблизительную годовую выручку от работы платного путепровода. Точную сумму узнать было не у кого — Сопряков в разговоре с Пинигиным сослался на коммерческую тайну, а нынешнее руководство и вовсе не ответило на запрос. Тогда мы взяли за основу опубликованные ранее данные и комментарий мэрии. Получилось любопытно.

Владимир Сопряков в интервью нашим коллегам в 2013 году говорил, что средняя пропускная способность моста на момент открытия — 500 машин в час, а минимальная цена за проезд — 15 рублей. При этом с 23:00 до 6:00 для легковых автомобилей открыта бесплатная полоса. Берем за основу эти цифры и считаем по минимальным показателям.

Предположим, что за 17 платных часов в сутки через мост проходит 500 машин, которые платят по 15 рублей. За сутки кеш составляет 112 тыс. рублей. Умножаем на 365 дней и получаем заработок путепровода 41 млн в год. Мы помним, что, по официальным данным, инвестор потратил на объект 250 млн рублей. Делим эту сумму на годовой кеш и получаем, что примерно шесть лет нужно, чтобы объект полностью окупился.

Оговоримся сразу, что мы не учитывали в наших подсчетах кредитные проценты, зарплату сотрудников «РПД-Рязань», а также непредвиденные технические расходы. Но мы и считали по минимальным показателям, которые были озвучены директором частной компании — то есть поверив коммерсанту на слово.

Теперь возьмем новые данные, которыми поделилась администрация города. По информации мэрии, пропускная способность путепровода 11 500 машин в сутки. По словам горожан, бесплатный проезд для легковых автомобилей сейчас увеличился на час — с 22:00 до 6:00. Предположим, что четверть трафика приходится как раз на ночное время, и того остается 8 700 платных поездок в сутки.

Согласно изменениям тарифного плана, которые вступили в силу с марта 2020 года, стоимость проезда для разного транспорта варьируется от 20 до 90 рублей за поездку. Мы возьмем за основу опять минимальный порог. В сутки кеш получается не меньше 174 тыс. рублей. Умножаем на количество дней в году и получаем, что, по самым минимальным подсчетам, за минувший год рязанцы отдали владельцам платного путепровода не менее 63,5 млн рублей.

Реальные цифры, вероятно, больше.

Фото 8 Водитель готовится заплатить за проезд по платному путепроводу в Рязани.JPG

Редакция YA62.ru совместно с администрацией сообщества «Подслушано у водителей Рязани» провела опрос среди автомобилистов о платном путепроводе. Всего в опросе на 9 июля приняло участие 1 335 человек.

Из них 1 015 человек отметили, что часто стоят в пробках на «платнике». Еще 128 респондентов отметили, что редко, но попадали в эту пробку. Публикация собрала 11 тыс. просмотров и 132 комментария. Практически все они носят негативный характер.

Фото 9 Опрос в соцсетях.jpg

Платный путепровод перейдет в городскую собственность только спустя 20 лет с момента ввода моста в эксплуатацию. А это значит, что еще 12 лет жители Рязани будут относить деньги частнику за возможность постоять в пробке. Дашково-Песочня разрастается и множится высотками, машин в этой части города становится все больше, и если так пойдет дальше, то пробки с молчаливого бездействия ЗАО «ИК «РПД-Рязань» и администрации Рязани будут только расти.

Безусловно, инвестору-коммерсанту выгодно вкладывать в объект как можно меньше денег, собирая с него миллионы. Однако у компании есть обязательства перед жителями города. А еще есть мэрия и компетентные органы, которые должны следить за тем, как частник эти обязательства выполняет.

В случае с пробками на платном путепроводе у проблемы есть реальное решение. Вопрос только в том, почему это решение затягивается на годы.

    Дарья Копосова

Фото строительства платного путепровода в Ряжске взято из группы «Реальный Ряжск»

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт