Дом с трещиной, или Как в Рязани рушится новостройка
Эта история о том, как в одной из рязанских новостроек разворачиваются события по мотивам социальной драмы «Дурак» нашего земляка Юрия Быкова.
Говоря о своем фильме, режиссер Быков отмечал, что события, описанные в нем, могли случиться в любом городе России. Тем печальнее, что произошли они именно в Рязани, едва ли не одновременно с выходом социальной картины в широкий прокат. Собственники квартир новостройки в Дашках после нескольких лет счастливой жизни в этом доме обнаружили в стене трещину, протянувшуюся по всей высоте шестнадцатиэтажки.
По результатам независимой экспертизы дом уже сейчас находится на грани обрушения. Вот только если в нашумевшем фильме у жильцов был герой-заступник, а провинциальные власти совершали хоть какие-то попытки исправить ситуацию, то в реальности все куда прозаичнее.
О том, как рязанские власти сделали жильцов виноватыми в том, что рушится их дом, в материале Делового портала YA62.ru.
Эта история началась восемь лет назад, когда московская компания-застройщик ЗАО «Промжилстрой», в лице генерального директора Елены Будановой, сдала новенькую шестнадцатиэтажку по адресу: улица Васильевская, дом 16. Эта же контора создала управляющую компанию «Шереметьевские горки», которая и ведала всеми делами новостройки аж до 30 апреля 2015 года.
По словам собственников квартир, дом был сдан с большими недоделками, порядка 50% от того, что обещали при строительстве. Проблемы были и с отоплением, и с горячей водой, постоянно перемерзала канализация, и первый год прошел в безостановочном латании то одних, то друг дыр. Попытки жильцов избавиться от управляющей компании и взять шефство над домом в свои руки терпели поражение, потому что не набирался кворум голосов — не все квартиры были проданы и заселены.
— Буданову никто в глаза не видел, собрания она не проводила, в доме не появлялась, — рассказали корреспонденту YA62.ru жильцы дома. — Обращаться к ней с проблемами было бесполезно. Реагировала она на просьбы жильцов только после жалоб в жилищное управление.
Жилищная инспекция как могла боролась с управляющей конторой, высылала предписания, брала на контроль. В ответ «Шереметьевские горки» создавали иллюзию бурной деятельности, чтобы не мозолить глаза, и снова пропадали без вести. До следующего предписания.
Однако в скором времени управляющая компания объявила себя банкротом, что чудесным образом совпало с окончанием гарантийного срока постройки. Жильцы поначалу даже обрадовались — теперь можно было создать свое товарищество, не привлекая посторонних. Но счастье было скоротечным.
Стоило взять управление в свои руки, чтобы узнать, что когда дом сдавался, все коммунальные сети не были переданы на контроль городу, как это должно быть. Якобы они находились на обеспечении «Шереметьевских горок» и госпожи Будановой, которая, как выяснилось, копила многомиллионный долг перед коммунальными сетями, чтобы иметь возможность объявить себя банкротом, как только истечет гарантийный срок постройки и дом начнет в прямом смысле слова рассыпаться.
В течение семи лет, пока дом находился в руках «Шереметьевских горок», коммунальные сети никто не обслуживал, и, говоря русским языком, трубы, которые постоянно затапливались то канализацией, то грунтовыми водами, сгнили.
— Два месяца мы не заключали договоры с тепло- и электросетью, потому что добивались, чтобы нам оставили на самообслуживание только то, что находится в стенах дома, — рассказывают жильцы. — По закону, мы имели право требовать это. Добились. Но то, что осталось снаружи, так и не нашло пока своего хозяина. Вроде как со следующего отопительного сезона сети перейдут на баланс города. А нам остается только надеяться, что зиму они переживут без аварий и прорывов.
— В январе прошлого года в нашем доме появился замечательный сосед из 104-й квартиры на 16-м этаже, — рассказывают собственники квартир. — Он, довольный и счастливый, весной начал делать ремонт и увидел, что на балконе в несущей стене возле окна — трещина. И выросла она уже настолько, что через нее можно беспрепятственно здороваться с соседом.
Естественно, жилец начал бить тревогу, и выясняется, что не он один такой. Вся балконная наружная стена единым монолитом отходит, нависая над подъездом. На нижних этажах трещина менее заметна, но чем выше, тем масштабнее. Естественно, чтобы об этом как-то заявить, жильцы, первым делом, написали в жилинспекцию.
По словам собственников, трещины по стенам были и раньше, и об этом неоднократно докладывалось управляющей компании, но инженер от застройщика до последнего держал оборону: не переживайте, говорил он, происходит усадка дома, так и должно быть. Это уже потом жильцы узнали, проведя экспертизу, что дома, построенные из монолита, никакой усадки не дают, а трещины — это уже даже не тревожный звонок, а колокол, возвещающий о том, что пора паковать чемоданы.
Особенно размеры катастрофы видны в незаселенных квартирах, поскольку в них еще не сделан ремонт. Дыры, щели, трещины, некачественная кладка, где расстояние между кирпичами больше похожи на бойницы на случай обороны от врагов. Перепуганные собственники забили тревогу.
— В ответ на нашу жалобу пришел жилищный инспектор, все трещины осмотрел и поставил на них бумажные маяки, чтобы понять, как быстро они разрастаются, — рассказала председатель правления ТСН «Эдельвейс» Евгения Кашлева. — А еще он сказал, что все затраты на ремонт дома теперь ложатся на наши плечи, так как мы здесь сами себе хозяева. Единственное, что он смог предложить нам, это обратиться в фонд капитального ремонта, чтобы перенести его сроки на ближайшее будущее, а не на 2040 год, как значится в плане.
Не получив помощи от жилищной инспекции, собственники написали письма с просьбами разобраться в этом вопросе еще в шесть инстанций, в том числе и президенту Путину. Естественно, все они, в итоге, было направлены в ту же пресловутую жилинспекцию, и в горе-дом снова пришел проверяющий. Но уже другой. Он более тщательно осмотрел отваливающийся балкон и... оштрафовал ныне властвующее ТСН. Объяснил он это, с точки зрения закона, очень просто: вы пожаловались сами на себя как на управляющую организацию.
— Когда я приехала на прием к начальнику управления ЖКХ Ивану Миронову и замначальника жилинспекции Валерию Бибину, меня буквально вызвали на ковер и отчитали за все нарушения, оставленные предыдущей управляющей компанией, — рассказала корреспонденту Евгения Кашлева. — Они затыкали меня на полуслове. Я только начинала говорить о том, что у нас дом рушится, а в ответ было, мол, вы сами являетесь управленцами и должны приводить свой дом в порядок, а пока у вас по факту нарушения. Еще и поиздевались надо мной: не хотели, говорят, по-хорошему, тихо молча чинить балконы сами, а теперь будете пополнять нам казну за нарушения.
По словам собственников, все эти нарушения были с начала сдачи дома. Но пока им управляли «Шереметьевские горки», жилинспекция не следила за качеством работы и на многие нарушения закрывала глаза. Ограничивалась отписками, что вопросы благоустройства дома поставлены на контроль, но при этом никакого контроля не было и нет до сих пор.
Отчаявшись снискать помощи у тех, кто, по сути, должен защищать граждан от коммунальных проблем, жильцы многострадального дома решили самостоятельно выяснить, отчего же все-таки балконы ни с того, ни с сего начали рассыпаться, и заказали независимую экспертизу. А еще раздобыли план проекта, по которому строился дом. И в этом плане черным по белому было написано, что балконы должны быть витражными, то есть полностью стеклянными на легкой алюминиевой конструкции. На деле же застройщик положил кирпичную кладку, которую, само собой, не выдержали консули перекрытий и стали прогибаться под собственной тяжестью.
На такое дизайнерское решение застройщика стало сложно закрывать глаза, и информацией заинтересовался лично начальник государственной инспекции Строительного надзора Рязанской области Сергей Ивахненко.
— Он приехал вместе с Мироновым, осмотрели балконы, поохали, сказали, что это, конечно, печально, но ничего страшного, не обвалится, — поделилась впечатлениями Евгения. — Ивахненко начал рассказывать, что на тот момент, когда сдавался наш дом, у Стройнадзора не было полномочий следить за застройщиком. Почему? Он так и не объяснил.
Довольно странными кажутся подобные откровения главы регионального Стройнадзора в то время, когда в обязанности именно подведомственной ему организации входит инспектировать строительство на всех этапах. Кто же в таком случае принимал дом у застройщика и ставил свою подпись на документах, свидетельствующих, что творение ООО «Промжилстрой» не развалится как минимум до 2040 года?
Не менее актуальным остается вопрос, как можно было, принимая дом, не увидеть, что по проекту у него витражные балконы, а на деле — кирпич? Складывается ощущение, что лицо, принявшее на себя такую ответственность, поверило проекту на слово, не потрудившись выехать на объект.
Прокуратурой установлено, что разрешение на ввод дома в эксплуатацию выдано 9 января 2008 года администрацией Рязани. Мэром города на тот момент был Олег Шишов.
— Чтобы хоть как-то доказать, что это не мы разрушили дом, заказали экспертизу в Центре исследования строительных конструкций и материалов, — рассказывает председатель ТСН. — Итог оказался крайне неутешительным. Практически все материалы, из которых выполнена постройка, не соответствуют нормативам, указанным в проекте, начиная с бетона и заканчивая стенами. Консули перекрытий, на которые крепятся балконы, имеют прогибы до 4 см на каждом обследованном этаже.
Выводы экспертизы дословно звучат так: дальнейшая эксплуатация дома в существующем состоянии приведет к развитию выявленных дефектов и повреждений, на многих обследованных участках возможны обрушения элементов, выполненных из кирпичной кладки.
Однако вряд ли кто-то возьмет на себя ответственность признать дом, простоявший всего 8 лет, аварийным, потому что собственников квартир придется куда-то в таком случае расселять.
Пока писалась статья
По результатам проверки прокуратуры Октябрьского района вынесено постановление о направлении материалов по делу в орган предварительного следствия по факту мошенничества в особо крупном размере в отношении неустановленных лиц ЗАО «Промжилстрой» при строительстве и вводе в эксплуатацию дома по адресу: Васильевская, 16.
Следствие, скорее всего, затянется, а жильцам разрушающегося на глазах дома помощь требуется уже сейчас. Потому что социальная драма, показанная в фильме Быкова на весь мир, может стать настоящей трагедией в истории одного города.
Мнение экспертов
— При строительстве дома были нарушения марки бетона, а также использовалась арматура не по ГОСТу, — прокомментировал строитель Анатолий Именин. — Подобное всегда приводит к плачевным последствиям. Теперь мы видим, что балконы домов, выражаясь языком строителей, «клюют», что является опасным, в первую очередь, для прохожих. Балконные кирпичные стены верхних этажей могут в любой момент обрушиться на улицу. Ремонт необходим в кратчайшие сроки, потому что чем больше времени проходит, тем сложнее будет повлиять на ситуацию. Необходимо делать под балконами дополнительный фундамент и ставить стойки с четырех сторон дома, начиная от первого этажа и до самого верха. Подобный ремонт будет стоить порядка 10 млн рублей.
Разбирался в проблеме Михаил Агиров