3 балла
16 июля 2019 09:16
18051

Соседи. Тамбов: райцентр с элементами столицы

Соседи. Тамбов: райцентр с элементами столицы

Всей России Тамбов известен двумя «мемами»: «Мальчик хочет в Тамбов» и «Тамбовский волк». Больше ассоциаций с этим городом у среднестатистического россиянина обычно не возникает. Однако Тамбов точно достоин большего. В пятой серии проекта Соседи читайте о самом малонаселенном и компактном из всех его участников.

 

Рязанский след

Граница Тамбовской и Рязанской областей (в царские времена – наместничеств и губерний. – Прим. ред.) вещь настолько зыбкая и легко меняющаяся, что на самом деле очень сложно понять, где заканчиваются «исконно рязанские» и начинаются «исконно тамбовские» земли.

Посудите сами, Тамбовское наместничество было образовано во второй половине XVIII века за счет южных рязанских земель и северных воронежских. После этого на протяжении 150 лет такие города и поселки, как Елатьма, Кадом, Сасово, Шацк административно подчинялись Тамбову и только в 20-е годы прошлого века были переданы обратно «под крыло» Рязани.

А, например, Мичуринск – второй по величине город Тамбовской области – был основан для обороны рязанских земель от набегов крымских татар, хотя в Рязанскую область (наместничество, губернию) никогда не входил.

В общем, исторических и культурных связей у двух регионов предостаточно. Это настоящие соседи, в полном смысле этого слова.

 

Черный ход и парадные ворота

Так получилось, что приезжал я в Тамбов на автовокзал, а обратно в Рязань возвращался уже на поезде.

Из-за этих особенностей логистики первое впечатление от Тамбова получилось ужасным. Было ощущение, что я попал в какой-то райцентр: меня сразу окружили частный сектор, пыль, разбитые тротуары. В общем, Тамбов «со стороны» центрального автовокзала напоминает скорее Ряжск или Михайлов, чем региональную столицу.

1 одноэтажный тамбов.JPG

Однако если бы я приехал сюда на поезде, картина перевернулась бы на 180 градусов. Меня бы встретила потрясающая площадь с гигантским фонтаном, очень уютным сквером, троллейбусами и прекрасным видом на главную городскую достопримечательность – 100-метровую колокольню Казанского монастыря. А чего тут нет, так это традиционных для большинства российских городов гигантской парковки и кучи маршруток.

2 привокзальная площадь тамбова.JPG

Возможно, что привокзальная площадь Тамбова одна из лучших подобных площадей во всей России.

 

Метастазы рынка

А тем временем, хронологически мое знакомство с Тамбовом продолжилось в районе улиц Пятницкой, Базарной и Носовской. Именно в этом квартале, расползаясь на соседние,  располагается отвратительный тамбовский Центральный рынок. Пылища, кучи мусора, запаркованные в хаотичном порядке автомобили, отсутствие нормальных переходов и омерзительная аудиореклама, долбящая тебе в уши и сводящая с ума, – всё это замечательные признаки «рыночной» части Тамбова.

3 центральный рынок тамбова.JPG

Ну и как вершина здешнего ада – Дом купца Аносова. На первый взгляд, даже непонятно, что тут не так. Но вы приглядитесь.

4 дом купца аносова в тамбове.JPG

Да-да. Поверх старинного деревянного здания построили современную бетонную уродину. Фактически исторический дом накрыли куполом торгового центра. Вы знаете, это насколько неслыханно и кошмарно, что даже прекрасно. Ведь это настоящий памятник российскому чиновничьему беспределу и уничтожению исторической среды в российских городах. Кроме того, Дом Аносова уже стал новой достопримечательностью Тамбова.

 

Исторический центр

Сразу скажу, что квартал у Центрального рынка нельзя назвать типичным для исторической части Тамбова. На самом деле, тут всё намного лучше.

Взять хотя бы территорию Казанского монастыря и Соборную площадь города. Тут все ухожено, подметено, отреставрировано, вымощено, подсвечено.

5 исторический центр тамбова.JPG

Скверы и парки в исторической части Тамбова тоже в приличном состоянии. В городском парке культуры – чистота и совершенно замечательные газоны (рязанской мэрии, которая любит сетовать на аномально жаркое лето, на заметку). 

центральный парк тамбова.jpg

В порядке и небольшие городские скверы.

6 парки тамбова.JPG

Конечно, есть и недостатки. Например, «совковая» любовь к высаживанию клумб с однолетними растениями, в то время как весь цивилизованный мир (и даже Тула в некоторых местах) сажает в городах многолетники. Такие клумбы мало того, что уныло выглядят и требуют постоянного ухода, так еще и являются рассадниками грязи и пыли. Почему власти российских городов с бараньим упорством продолжают высаживать вот такое убожество, вполне понятно. На подобном «благоустройстве» можно ежегодно осваивать («пилить») миллионы, чего, конечно, уже не получится при высадке многолетних растений.

7 тамбовские клумбы.JPG

Нельзя не отметить и другую «достопримечательность» тамбовских общественных пространств –  владельца Porsche Cayenne (видимо, племянник мэра или зять начальника ГИБДД), ежедневно паркующегося на аллее сквера на улице Октябрьской.

8 Porsche Cayenne в парке.JPG

Что касается архитектуры и в целом исторической среды, то несмотря на отдельные варварские акты, Тамбов очень хорош. По количеству и плотности исторических зданий, по сохранности городской архитектуры его можно сравнить с Калугой. Да, многие здания находятся не в самом лучшем состоянии, но здесь важнее, что они не снесены, не загажены точечной застройкой, не перестроены до неузнаваемости.

9 историческая застройка Тамбова.JPG

В Тамбове есть и по-настоящему знаковые здания – например, костел начала XX века, усадьба Асеевых, здание тамбовской мэрии.

10 архитектура тамбова.JPG

Тамбов не очень распиарен как центр туризма, тем не менее туристический потенциал у города огромен. Не побоюсь даже назвать его «Питером Черноземья».

 

Замечательный променад

Отдельного разговора заслуживает набережная реки Цны – главная прогулочная зона Тамбова. Она протянулась более чем на три километра (!) и включает в себя помимо собственно променада, еще и два пешеходных моста, несколько пляжей, скверов, памятников, а также фонтан и лодочную станцию.

11 набережная цны в тамбове.JPG

Особенно прекрасно, что набережная оставляет людям доступ к воде. Посмотрите, как тут все, с одной стороны, аккуратно, с другой – естественно. Полное впечатление, что ты находишься на природе. В этом плане тамбовская набережная оборудована по последнему слову мировой урбанистики и является отличным примером использования реки в условиях города.

12 набережная цены в тамбове-2.JPG

Конечно, тут все довольно скромно и нет дорогущих изысков тульской набережной. Но и сам Тамбов намного скромнее Тулы.

 

Позорная пешеходная улица и пыльные пеньки

Тем удивительнее, что при такой замечательной набережной в Тамбове существует совершенно убогая пешеходная улица. Тут нет ни одного дерева, среди элементов озеленения только идиотские вазы с цветами, еще здесь есть в больших количествах плитка, в небольших – лавочки, а также памятник некой грудастой особе, не очень понятно, что символизирующей.

Как результат такого «убогоустройства», на улице почти всегда пусто. Выскажу крамольную мысль – даже движение автомобилей, да что там – даже парковка, оживила бы это пустынное кладбище.

13 пешеходная улица тамбова.JPG

На самом деле, с озеленением в Тамбове беда не только на пешеходной улице. Весь центр утыкан пыльными островками с пеньками или просто пустотами от срубленных деревьев. Кое-где эти пятачки позорным образом закладывают плиткой. Видимо, посадить на месте срубленных деревьев новые у администрации Тамбова даже мысли не возникает.

14 срубленные деревья тамбов.JPG

Другой странной особенностью центра города являются перетяжки на центральных улицах. Такой привет из 90-х и начала 2000-х, который в уважающих себя городах уже давно не встретишь.

15 рекламные перетяжки в тамбове.JPG

 

Велосипедисты

Тамбов при полном отсутствии какой-либо сопутствующей инфраструктуры показался мне городом очень велосипедным.

Велосипедистов тут полно, особенно на центральных улицах. Оно и понятно, Тамбов – город небольшой и плоский (без существенных перепадов высот), он как бы сам подсказывает жителям использовать этот экологичный и здоровый вид транспорта. Жаль, что тамбовские чиновники остаются абсолютно глухи к этим зовам.

16 велосипедисты в тамбове.JPG

 

Пешеходы

Как и почти все города России, Тамбов ненавидит пешеходов, а значит всех без исключения своих жителей и гостей (как мы знаем, даже самые отъявленные автомобилисты нет-нет, да и вынуждены иногда выступать в этой роли). Пешеходные переходы в Тамбове – явление крайне редкое и городскими властями нелюбимое. Поэтому перебегают здесь все, везде и всегда.

17 пешеходы перебегают в тамбове.JPG

А там, где есть регулируемые пешеходные переходы, ждать «зеленого человечка» нужно по полторы минуты. И ладно, если это касается пересечения шестиполосной дороги, но, когда ты идешь по улице Советской (центральной улице Тамбова. – Прим. ред.) и каждые 100 метров останавливаешься на полторы минуты, чтобы перейти двухполосный проезд, это начинает реально бесить. Конечно же, я переходил на «красный».

18 пешеходный светофор в тамбове.JPG

Абсолютным идиотизмом выглядит и подземный переход у остановки «Парк культуры». Не знаю, когда он был построен, в советские времена или позднее, но его точно надо зарыть. Ибо бессмысленность подобного сооружения на центральной улице, наполненной светофорами и наземными пешеходными переходами просто зашкаливает. А денег из бюджета содержание такого объекта сосет немерено.

19 подземный переход в центре тамбова.JPG

Кстати, здесь же на остановке «Парк культуры» можно наблюдать всю бесполезность такой советской градостроительной архаики, как автобусный карман. На него просто никто не заезжает, а вот пассажиры, особенно зимой и весной, вместо того, чтобы зайти непосредственного в автобус, вынуждены сначала нырять в лужу или снежную кашу, которая всегда образуется в этих карманах.

20 автобусный карман.JPG

 

Не убий троллейбус

Так мы плавно переходим к главному смертельному греху, который прямо сейчас совершают тамбовские власти и за который они, безусловно, будут жариться в градостроительном аду. Речь идет о планомерном убийстве троллейбусной системы, которая действует в городе более 60 лет.

Сейчас тамбовский троллейбус насчитывает с десяток маршрутов, из которых постоянно работают от силы пять. Причем работают – это громко сказано. Подвижного состава почти не осталось, из-за чего интервалы движения совершенно чудовищные.

В течение двух-трех лет электротранспорт Тамбова отправится на свалку истории, в этом, увы, нет никаких сомнений.

21 тамбовский троллейбус.JPG

Многие недальновидные чиновники, в том числе в Рязани, воспринимают троллейбусы как нечто устаревшее и отжившее свое и стремятся в лучшем случае заменить их электробусами или автобусами на метане, в худшем – маршрутками и дизельными автобусами. Но электробусы – это вещь дорогая и совершенно не испытанная временем. Как они будут эксплуатироваться в течение десятилетий, куда девать кучу отработанных аккумуляторов – пока совершенно неясно. Автобусы на метане, конечно, экологичнее дизельных, но все равно производят выбросы, да и шумят довольно громко.

А троллейбус – транспорт не только тихий, экологичный, испытанный и надежный, но и экономичный. Служат «рогатые» гораздо дольше автобусов, не оставляют за собой гору отработанных аккумуляторов со всей таблицей Менделеева и совершенно не просят топлива. А если закупить современный подвижной состав с запасом автономного хода, то и ездить троллейбусы будут быстро, надежно, да еще и смогут обходиться без контактной сети на отдельных участках и с успехом объезжать места ДТП. Но тамбовским чиновникам сиюминутно легче все разрушить, чем развивать в городе электротранспорт. Потомки им за это спасибо не скажут.

Что касается автобусов, то они тут в среднем заметно новее, чем в Рязани. Видно, что автобусный подвижной состав обновляется регулярно.

22 тамбовские автобусы.JPG

Ну и самое главное – в Тамбове почти нет маршруток. А это автоматически делает местную транспортную систему как минимум не ужасной и серьезно возвышает ее над рязанской.

 

«Спальник» напоследок

Изучение Тамбова было бы неполным без посещения местных спальных районов. Я решил прогуляться по одной из осевых улиц города – Мичуринской, от центра и до самых окраин.

Надо сказать, что ничего особенно нового по сравнению с другими городами я не заметил. Сначала меня по традиции умеренно радовали кварталы пятиэтажек с зелеными поперечными улицами и в целом гуманной средой.

23 пятиэтажки на улице Мичуринской в Тамбове.JPG

Но, как водится, чем дальше я отходил от центра, тем здания становились выше, улицы – шире, шум – сильнее, а городская среда – враждебнее. В конце концов я достиг самого пика ненависти к людям – микрорайона Олимпийский (у нас в Рязани, кстати, тоже есть экорайон с похожим названием, да и содержанием).

Уже издалека эта шеренга человейников выглядела многообещающе.

24 микрорайон Олимпийский Тамбов.JPG

Вблизи же это и вовсе ад. Вот так выглядят здешние дворы. Хотели бы тут жить?

25 дворы в микрорайоне Олимпийский Тамбов.JPG

А это дворовое «озеленение».

26 озеленение дворов в Олимпийском.JPG

В шаговой доступности от бетонных монстров находится парк все с тем же гордым названием Олимпийский. Правда, назвать эту сеть вымощенных плиткой дорожек с кругами и закруглениями парком язык не поворачивается. Скорее это пустырь, который прикидывается общественным пространством. И хотя благоустройство «парка» продолжается, уже сейчас понятно, насколько убогим будет это место.

27 парк Олимпийский в Тамбове.JPG

Взять хотя бы здешние «деревья». Пока эти палки вырастут (а они не вырастут, а подохнут на 80%), пройдет лет 20. А к тому моменту уже и плитка развалится и парк придет в негодность, ну а убогие многоэтажки как рассадник криминальных элементов и нелегальных мигрантов уже будут включены в программу по сносу (как это уже давно происходит в западных странах).

Довершает всю эту жуткую картину самое уродливое, тупое и опасное сооружение, которое только может существовать в черте современного города – надземный пешеходный переход. Он как раз соединяет местный торговый центр с микрорайоном Олимпийский и предлагает местным жителям, которые захотят сходить в магазин, карабкаться с сумками по ступенькам, вместо того чтобы просто перейти дорогу по земле.

28 надземный переход через улицу Мичуринскую.JPG

 

P. S.

Приезжая в Тамбов и зная о его репутации города не самого богатого и современного, я был почти уверен, что уж здесь-то точно будет хуже, чем в Рязани. Однако уже покидая город, я задумался, а чем тут собственно хуже. Да, в Тамбове (особенно за пределами центра) так же пыльно и неопрятно, как в Рязани.

29 пыль и мусор в тамбове.JPG

Да, тут с бóльшим успехом уничтожают троллейбус. Вместе с тем центр Тамбова, его основные достопримечательности, городской парк выглядят не в пример ухоженнее, чем рязанские аналоги. Здесь практически нет городских паразитов – маршруток, а автобусы новее. В конце концов, здесь есть трехкилометровая набережная Цны – прогулочная зона, о которой рязанцы могут только мечтать.

Поэтому нет, Тамбов как минимум не хуже Рязани, а положа руку на сердце просто лучше.

 

Вердикт

Жить в Тамбове все же комфортнее, чем в Рязани.

 

Тамбов. Краткая информация

Дата основания: 1636 год.
Численность населения: 293 661 житель.
Площадь: 96,6 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 242 км.
Расстояние до Москвы: 420 км.
Глава администрации (врио): Дмитрий Самородин (в должности с марта 2019 года).
Цена проезда в муниципальном транспорте: 17 рублей.
Цена проезда в коммерческом транспорте: 18 рублей.


Большой фоторепортаж из Тамбова доступен по ссылке. Следующий материал цикла будет посвящен Липецку.


Текст и фото: Александр Мойсеюк

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт